Пояснительная записка.
Всестороннее развитие человека имеет своё начало в дошкольном возрасте. Поэтому, одна из главных задач дошкольных учреждений - правильное физическое воспитание детей. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.
Всемирная Организация Здравоохранения провозгласила самый гуманный лозунг за всю историю существования человечества: "Здоровье каждому человеку планеты!". При этом понятие "здоровье" определяется как физическое, психическое и социальное благополучие человека.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчёркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.
Одной из форм работы по физическому воспитанию дошкольников является занятие ритмической гимнастикой.
Ритмическая гимнастика - это физические упражнения, которые подбираются в соответствии с музыкой и выполняются в различном темпе. Как средство физического воспитания детей ритмическая гимнастика широко доступна, так как строится на знакомых образных упражнениях, сюжетных композициях, которые подбираются с учёта возраста детей и их физической подготовки. Выполнение упражнений ритмической гимнастики под музыку создаёт благоприятныё эмоциональный фон, который способствует повышению работоспособности и позволяет выносить большие физические нагрузки.
Анализ психолого-педагогической литературы и передового педагогического опыта показал, что литературы по данному вопросу недостаточно, материал разрознен, не систематизирован и в небольшом объёме. В этой связи актуальной становится проблема разработки оздоровительной программы по ритмической гимнастике для детей дошкольного возраста.
Цель программы:
- Физическое развитие ребёнка дошкольного возраста средствами ритмической гимнастики.
- Воспитание потребности заниматься систематически и заботиться о красоте своего тела.
- Создание оптимального двигательного режима, положительного психологического настроя.
Задачи:
- Укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
- Развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, координации движений, ритма. Формирование навыков пластичности, изящества.
- Воспитание умения эмоционального выражения в движениях комплекса, творчества.
Программа построена на общепринятых педагогических принципах:
- Систематичности и последовательности. Для полноценного физического совершенства необходимо соблюдение системности, непрерывности всего материала и повторение его на последующих занятиях.
- Оздоровительной направленности. При проведении занятий необходимо учитывать возраст детей, их физическую подготовку и обеспечить рациональную двигательную нагрузку совместно со старшей медицинской сестрой.
- Доступности и индивидуализации. Планируя занятия, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интересы и возможности.
- Гуманизации. Все занятия строятся на основе комфортности, доверительного общения с взрослым и сверстниками.
- Творческой направленности, результатом, которого является самостоятельное создание ребёнком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта.
- Наглядности. Принцип тесно связан с осознанностью: то, что осмысливается ребёнком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.
Оздоровительная программа предназначена для детей 5 - 7 лет, рассчитана на один учебный год.
Программа может быть использована в качестве парциальной программы к комплексной программе "Радуга" в дошкольном учреждении, так как она дополняет раздел "Физическая культура".
Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня с подгруппой детей, занимающихся в кружке. Формами проведения занятий являются: учебно-тренирующая, игровая, сюжетная, контрольно-учётная.
Планирование работы по программе представлено в учебно-тематическом плане.
Отличительной особенностью данной программы является тематическое планирование занятий по месяцам.
Формой проведения итогов реализации программы являются:
- Выступление на спортивных праздниках в детском саду.
- Выступление перед родителями на собраниях.
- Участие в городском конкурсе ритмической гимнастики.
Ожидаемые результаты.
Систематические занятия ритмической гимнастикой:
- помогут естественному развитию организма ребёнка и привитию потребности заботиться о своём здоровье;
- разовьют опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы детей;
- увеличат жизненную ёмкость лёгких, улучшат физическую, интеллектуальную работоспособность;
- укрепят осанку и свод стопы;
- сформируют у дошкольников навыки самостоятельного выражения движений под музыку, разовьют инициативу, трудолюбие
Структура комплекса ритмической гимнастики для детей дошкольного возраста.
Последовательность разучивания комплекса ритмической гимнастики.
Перед разучиванием комплекса ритмической гимнастики необходима предварительная работа.
Педагогу необходимо:
- определить задачу комплекса;
- подобрать упражнения, способствующие возрасту детей и их физической подготовке;
- определить количество упражнений в каждой части комплекса, их дозировку;
- распределить количество занятий для составления, разучивания и отработки упражнений комплекса;
- подобрать музыкальное сопровождение к комплексу ритмической гимнастики, соответствующее темпу выполнения упражнений.
Разучивание комплекса ритмической гимнастики условно можно разделить на три этапа.
I этап - подготовительный (4 занятия).
На этом этапе задача педагога состоит в том, чтобы создать общее представление о движениях, дать необходимые сведения о характере музыки, о способах выполнения упражнений. На этом этапе педагог демонстрирует комплекс полностью под музыку перед детьми, обращает внимание детей на связь нового движения с изученными ранее.
II этап - основной (8 занятий).
Этот этап предполагает осмысленное выполнение детьми упражнений и понимание взаимосвязи музыки (темпа, выразительности) и движений. Педагог непрерывно наблюдает за выполнением детьми движений и исправляет индивидуально с каждым ребёнком ошибки в выполнении. На этом этапе дети должны овладеть основными движениями под музыку с учётом темпа.
При разучивании комплекса ритмической гимнастики необходимо учитывать следующие требования:
- показ педагогом движений должен быть зеркальным, чётким, без искажения ритма;
- наиболее сложные упражнения разучиваются поэтапно, а простые выполняются совместно с педагогом;
- при построении детей необходимо, чтобы все дети видели педагога;
- во избежание неправильного выполнения и запоминания упражнений детьми, педагог должен подсказывать и направлять действия ребёнка, если это необходимо.
III этап - заключительный (4 занятия).
Работа направлена на совершенствование движений с учётом динамических оттенков музыки, отработку выразительности движений. Дети выполняют комплекс самостоятельно.
Тематическое планирование занятий по месяцам.
Сентябрь
Занятие 1. Организационное. Цель: Познакомить детей с термином "Ритмическая гимнастика". Дать детям сведения о пользе занятий ритмической гимнастикой. Вызвать желание заниматься ритмической гимнастикой посредством просмотра видео кассет с выступлением детей на конкурсе ритмической гимнастики.
Материалы: Альбом с иллюстрациями, фотографиями занимающихся.
Диагностика. Цель: Проведение обследования уровня двигательной активности и физической подготовленности каждого ребёнка.
Занятие 2. Цель: Определить оценку подвижности каждого ребёнка через наблюдение за выполнением свободных танцевально-ритмических движений под музыку. Обследовать детей на чувство ритма с помощью различных движений под ритмичную музыку.
Материалы: аудио кассеты с записью ритмичной музыки.
Октябрь
Занятие 3. Цель: Проверить координацию движений ребёнка. Материалы: Гимнастическая скамейка, кегли разного цвета, мячи по количеству детей.
Занятие 4. Цель: Определить уровень развития физических качеств: ловкости, гибкости, статического равновесия с помощью игр-упражнений.
Материалы: Гимнастическая скамейка, 8 мячей.
Занятие 5. Цель: Дать детям представления о разном характере музыки в процессе прослушивания различных музыкальных отрывков: быстрая, медленная музыка. Выбор подходящих фонограмм.
Материалы: Аудио кассеты с записью фонограмм различного характера.
Занятие 6. Цель: Разучивание упражнений разминки под счёт. Учить детей принимать правильные исходные положения всех частей тела.
Ноябрь
Занятие 7. Цель: Закрепление упражнений разминки под музыку, учить сочетать движения с музыкой. Отобрать необходимую музыку в соответствии с движениями.
Занятие 8.Цель: Познакомить детей с базовыми шагами. Показать правильное их выполнение. Придумать совместно с детьми название сложным шагам.
Занятие 9. Цель: Разучивание нескольких базовых шагов под счёт, составление небольших связок из движений.
Занятие 10. Цель: Закрепление изученных базовых шагов, разучивание следующих. Предложить детям составить самостоятельно движения на основе изученных.
Декабрь
Занятие 11. Цель: Дать детям представление о структуре комплекса, порядке выполнения упражнений, смены темпа выполнения упражнений ритмической гимнастики.
Занятие 12. Цель: предложить детям составить мини-комплекс под понравившуюся музыку, из 3 - 4х упражнений на разные группы мышц.
Занятие 13. Цель: Выбрать совместно с детьми полюбившиеся упражнения из мини-комплекса для составления комплекса ритмической гимнастики.
Занятие 14. Цель: Разучивание комплекса составленного совместно с детьми, дать ему название - "Непоседы".
Январь
Занятие 15. Цель: Закрепление изученных движений комплекса "Непоседы", работа над трудными местами под счёт.
Занятие 16. Выступление детей на спортивном развлечении на зимних каникулах - комплекс "Непоседы".
Занятие 17. Цель: Предложить детям придумать движения, соответствующие их любимым героям сказок, мультфильмов, составление сюжетного комплекса по выбору детей.
Занятие 18. Цель: Разучивание сюжетного комплекса, учить детей эмоционально показывать характер героя в комплексе.
Февраль
Занятие 19. Цель: Выступление детей на развлечении в младшей группе.
Занятие 20. Цель: Совершенствовать выполнение базовых шагов, соединить движения ног и рук под счёт.
Занятие 21. Цель: Предложить детям упражнения для комплекса ритмической гимнастики. Выбрать подходящую фонограмму из предложенных.
Занятие 22. Цель: Разучивание I части комплекса под счёт в медленном темпе. Работа над трудными местами.
Март
Занятие 23. Цель: Закрепление движений I части комплекса под музыку, работа над ритмическим рисунком комплекса.
Занятие 24. Цель: Совершенствовать движения I части комплекса, разучивание II части комплекса в медленном темпе под счёт.
Занятие 25. Цель: Отработка движений I части комплекса ритмической гимнастики в быстром темпе. Закрепление движений II части под счёт.
Занятие 26. Цель: Соединение двух частей комплекса под счёт в быстром темпе, работа над трудными местами, соединить движения рук и ног.
Апрель
Занятие 27. Цель: Отработка двух частей комплекса, разучивание IIIчасти комплекса под счёт.
Занятие 28. Цель: Закрепление III части комплекса, отработка движений под счёт в темпе; соединение трёх частей комплекса ритмической гимнастики под счёт.
Занятие 29. Цель: Закрепление движений комплекса под музыку, работа над выразительностью выполнения движений комплекса.
Занятие 30. Цель: Отработка движений комплекса, работа над синхронным выполнением движений рук, ног в перестроениях.
Май
Занятие31. Цель: Совершенствовать движения комплекса; учить детей выполнять движения эмоционально.
Занятие 32. Цель: Выполнение комплекса в темпе под музыку.
Занятие 33. Итоговое. Цель: Выступление в городском конкурсе ритмической гимнастики.
Модель занятия ритмической гимнастики.
Литература.
- Алямовская В.Г. Как воспитывать здорового ребёнка. - М., 1993г.
- Белостоцкая Е.М., Виноградова Т.Ф., Каневская Л.Я. и другие. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет - М., 1987г.
- Иванова О.А., Шарабанова И.Н. Занимайтесь ритмической гимнастикой. - М., "Советский спорт", 1988г.
- Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. - М., 1972г.
- Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей: учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. - СПб.: "Детство - пресс", Санкт-Петербург, 2000г.
- Шарманова С. Морское царство. Применение сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста: учебное пособие /под ред. А.И. Фёдорова. - Челябинск, 1996г.