Урок–соревнование в 4-м классе по математике на тему "Путешествие в математическую Галактику"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Развитие творческих способностей, воображения, смекалки;

  • Совершенствование вычислительных навыков;

  • Формирование ответственности, интереса к математике.

Дидактические материалы:

  • модель ракеты;

  • маршрут полета;

  • изображенный на большом листе бумаги;

  • звездочки (красные, желтые, синие).

Ход урока

1. Организационная часть.

– Сегодня у нас урок– соревнование, поэтому всем командирам предлагаю сдать рапорт о готовности к полету.

(Командиры сдают рапорты о готовности экипажа к полету, отсчитываются секунды перед стартом ракеты).

Прочитайте девиз нашего урока:

Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь.
И при этом людям в мире
надо знать пока:
Очень важная наука
Ма-те-ма-ти-ка!

– Молодцы! До старта нашей ракеты осталось ш секунд, включить счетчик! Отсчитываем секунды: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Старт!

2. Знакомство с маршрутным листом.

– Ребята, сейчас вы все – космонавты. И будем путешествовать по этой карте.

3. Первая станция “Сосчитай-ка”.

Первое испытание в вашем полете – соревнование “Какая ракета быстрее?” Приготовьте ручки. Внимательно послушайте правила.

Каждый командир получает ракету, на которой написаны задания. Надо решить пример, вписать ответ в окошко и быстро передать ракету следующему. Тот, кто закончит решение, должен сидеть тихо, чтобы не мешать товарищам, и внимательно следить, какая ракета первой вернется на старт. Возвращает ракету тот член экипажа, который выполняет последнее задание, если экипаж быстро и правильно выполнит все задания, он побеждает и награждается звездочкой (1-е место – красная, 2-е – желтая, 3-е – синяя звездочка).

– Командиры экипажей, ко мне!

Учитель раздает ракеты, на которых написаны задания, например, такие:

1. 180 : 3 + 401 x 7 – 89 =
740 + 180 = 560 +
962 + = 250 х 4

2. Март, апрель и май – весенние месяцы. Сосчитай, сколько дней в весенних месяцах.

3. Лестница состоит из 17 ступеней. На какую ступеньку надо встать, чтобы быть на середине лестницы?

(Все задания составлены аналогично, подобраны таким образом, чтобы количество участников было одинаково.)

Учитель: Внимание! Старт! Приступаем к решению.

Подводятся итоги соревнования. Объявляется место, занятое каждым экипажем и прикрепляется соответствующая звездочка.

4. Вторая станция “Веселая”.

– Наша ракета продолжает полет. Летим на следующую станцию. На старт! Штурманы, включить счетчик! Отсчитываем секунды: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Старт!

– На станции “Веселая” вас ожидает радостная весть: в космос полетел необычайный человек, который состоит только из геометрических фигур и цифр. Сейчас художники экипажей приступят к рисованию его портрета (на доске мелом или на бумаге фломастером). А пока они будут рисовать, мы вспомним стихи и песни о Космосе.

Звучат, например, такие строки:

– Мы летим к другим планетам!
Объявляем всем об этом!–
Весь игрушечный народ
С нами просится в полет.

Жмется заинька к ракете:
– Полечу я с вами, дети,
На любую из планет,
Где волков зубастых нет!

Мыши-крошки засмеялись:
– Мы летали, не боялись,
Высота – красота,
Ни единого кота!

Даже плюшевый медведь
Хочет к звездам полететь
И с Большой Медведицей
В синем небе встретиться.
(Стихи Г. Бойко)

– Молодцы, ребята! А сейчас подведем итоги конкурса рисунков. Посмотрите на рисунок этого человечка и ответьте на вопросы: какие геометрические фигуры вы видите и сколько их?

Подводятся итоги этого этапа игры.

5. Третья станция “Спортивная”

– Ребята, вы знаете, что космонавты много занимаются спортом и всегда делают зарядку, даже в полете они находят время для спортивных упражнений. И мы с вами сейчас проведем физкультурную минутку, чтобы снять усталость. (Все встают и по команде учителя выполняют физические упражнения, сопровождая их речитативом.)

В полете надо внимательно следить за стрелками приборов. Стрелки – это мои и ваши руки. Повторяйте за мной! (Выполняется упражнение на внимание.)

Молодцы! Вы – хорошие спортсмены. Каждая команда получает красную звездочку!

6. Четвертая станция “Решай-ка”.

– Внимание! Летим на станцию “Решай-ка”. Штурманы, включить счетчик! Отсчитываем секунды: 10,9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Старт!

– На этой станции 3 отсека, в каждом из них – свое задание:

– В первом отсеке надо решить задачи учителя.

– Во втором отсеке вы будете составлять задачи на тему Космоса для других команд. Условия: задача должна содержать необходимые и достаточные условия, решаться в два действия, первым действием должно быть умножение).

– В третьем отсеке надо быстро и правильно решить задачу, которую сочинит другая команда.

Примеры задач учителя:

  1. Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин. Он совершил полет вокруг Земли за 108 минут. Сколько часов и сколько минут продолжался первый космический полет вокруг Земли?

  2. Для выхода на орбиту искусственного спутника Земли скорость космического корабля должна быть около 8 км в секунду. Какое расстояние пройдет космический корабль за 1 час?

  3. Корабль “Союз-9” был в космосе 18 суток. Сколько часов продолжался полет?

  4. Масса первого искусственного спутника Земли 84 кг, масса второго – на 424 кг больше, чем первого, а масса третьего – на 819 кг больше, чем второго. Найдите массу третьего искусственного спутника Земли.

  5. Космический корабль “Союз-33” стартовал 25 февраля 1979 г. Полет продолжался 175 дней. Назовите дату возвращения космического корабля на Землю. (19 августа 1979 г.)

  6. Космический корабль “Союз-35”находился в полете с 10 апреля 1980 г. по 11 октября 1980 г. включительно. Сколько дней продолжался полет? (185 дней.)

Затем каждый экипаж составляет по одной задаче и передает ее другому экипажу для решения. (Объявляются итоги этого конкурса.)

7. Пятая станция “Загадкино”.

– Внимание! А теперь наша ракета отправляется на последнюю космическую станцию. Включить счетчик! Отсчитываем секунды: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Старт!

– Кто догадался, чем мы будем здесь заниматься? (Отгадывать загадки.) Правильно.

Дети отгадывают математические загадки и задачи.

  1. Шли по дороге 2 отца и 2 сына, а всего их было трое человек. Как такое может быть? (Дед, отец, сын.)

  2. На столе лежало 2 пирога. Один разрезали и положили обратно на стол. Сколько пирогов лежит на столе? (2.).

  3. Летели по небу в стае 13 куриц и 20 петухов. Сколько птиц летело по небу? (О, куры и петухи не летают.)

  4. Пять мышат ели сыр. Кошка подкралась и схватила одного мышонка. Сколько мышат остались доедать сыр? (Нисколько, разбежались.)

  5. Несла женщина в корзинке 100 яиц, а дно упало. Сколько осталось яиц? (0.)

  6. Термометр показывает 25° мороза. Сколько градусов покажут два таких термометра? (–25°.)

8. Итог урока.

Подводится итог этой части соревнования и всей игры. Экипажи возвращаются на землю, делятся своими впечатлениями от полета. На память о полете каждому участнику вручается звездочка.