Урок развития речи для 1-го класса КРО по теме "Времена года. Весна"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Учить составлять рассказ из 7-8 предложений об одном из месяцев весны (апрель).
  2. Развивать словесно-логическое мышление, мелкую моторику, устную речь.
  3. Закреплять знания о временах года, о сезонных изменениях в природе.
  4. Воспитывать любознательность, наблюдательность, любовь к природе.

Оборудование:

  • кроссворд "Весна",
  • карточки с опорными словами,
  • индивидуальные карточки "Подснежник",
  • схемы-опоры по теме "Апрель".

Ход урока

I. Организационный момент.

- Сядет тот, кто назовет месяц года по порядку.

II. Повторение и закрепление пройденного материала.

Работа по заполнению кроссворда (приложение 1)

1. Назовите, первый месяц весны? (март)

2. Что набухает на деревьях в апреле? (почки)

3. Черный по черному полю гуляет, червяков собирает. (грач)

4. Не конь, а бежит, не лес, а шумит. Что это? (ручей)

5. Круглый шар по небу гуляет, Землю-матушку согревает. (солнце)

6. Что наступает после ночи? (день)

- Как можно озаглавить этот кроссворд? (весна)

- Составьте предложения с каждым словом кроссворда, начиная со слова  март.

- Молодцы, ребята!

III. Упражнение на развитие зрительно-моторных координаций.

Работа с индивидуальными карточками "Подснежник" (приложение 2)

- А теперь посмотрите на карточки. Соедините числа от 1 до 8 фиолетовым цветом, а числа от 10 до 22 - зеленым. Что у вас получилось? (цветок)

- Как он называется ? (подснежник)

- Почему его так называют? (вырастает ранней весной из-под снега)

- В какой сказке девочка среди зимы собирала подснежники? (С.Я.Маршак "12 месяцев")

- Кто из братцев месяцев помог девочке?

- Найдите это слово в нашем кроссворде.

IV. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы поговорим об изменениях в природе весной и попробуем составить рассказ о месяце апреле.

V. Работа над темой урока.

1. Работа по обогащению словаря.

При-пе-ка-ет

На-бу-ха-ют

Под-снеж-ни-ки

Про-та-ли-ны

Пе-ни-е

Ап-рель

- Прочитайте слова на карточках по слогам.

- Что обозначает каждое слово: предмет, признак предмета, действие предмета?

2. Знакомство с опорными карточками-схемами. (приложение 3)

После ответа на вопрос, на доску выкладывается схема-опора.

- Какой по счёту апрель - месяц весны?

- За каким месяцем наступает апрель?

- Что происходит в апреле с днем и ночью?

- Какие цветы появляются в лесу из-под снега?

- Что распускается на деревьях?

- Чье пение слышно в лесу?

- Как одеваются люди?

Соотнесение слов с опорными схемами.

- Ребята, соотнесите слова с картинками.

3. Работа по развитию связной речи.

- Используя картинки и опорные слова, составьте предложения.

- Поменяйте предложения так, чтобы получился связный рассказ.

- Придумайте название вашему рассказу.

- Повторите рассказ "Апрель" по опорным схемам.

VI. Итог урока.

- О каком месяце весны говорили на уроке?

- Какие изменения в природе происходят в апреле?

- Как изменяется жизнь и труд людей с приходом весны?

VII. Домашнее задание.

- Повторить признаки весны, нарисовать иллюстрацию по теме "Апрель".