Цели урока:
Оборудование:
- кроссворд "Весна",
- карточки с опорными словами,
- индивидуальные карточки "Подснежник",
- схемы-опоры по теме "Апрель".
Ход урока
I. Организационный момент.
- Сядет тот, кто назовет месяц года по порядку.
II. Повторение и закрепление пройденного материала.
Работа по заполнению кроссворда (приложение 1)
1. Назовите, первый месяц весны? (март)
2. Что набухает на деревьях в апреле? (почки)
3. Черный по черному полю гуляет, червяков собирает. (грач)
4. Не конь, а бежит, не лес, а шумит. Что это? (ручей)
5. Круглый шар по небу гуляет, Землю-матушку согревает. (солнце)
6. Что наступает после ночи? (день)
- Как можно озаглавить этот кроссворд? (весна)
- Составьте предложения с каждым словом кроссворда, начиная со слова март.
- Молодцы, ребята!
III. Упражнение на развитие зрительно-моторных координаций.
Работа с индивидуальными карточками "Подснежник" (приложение 2)
- А теперь посмотрите на карточки. Соедините числа от 1 до 8 фиолетовым цветом, а числа от 10 до 22 - зеленым. Что у вас получилось? (цветок)
- Как он называется ? (подснежник)
- Почему его так называют? (вырастает ранней весной из-под снега)
- В какой сказке девочка среди зимы собирала подснежники? (С.Я.Маршак "12 месяцев")
- Кто из братцев месяцев помог девочке?
- Найдите это слово в нашем кроссворде.
IV. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы поговорим об изменениях в природе весной и попробуем составить рассказ о месяце апреле.
V. Работа над темой урока.
1. Работа по обогащению словаря.
При-пе-ка-ет
На-бу-ха-ют
Под-снеж-ни-ки
Про-та-ли-ны
Пе-ни-е
Ап-рель
- Прочитайте слова на карточках по слогам.
- Что обозначает каждое слово: предмет, признак предмета, действие предмета?
2. Знакомство с опорными карточками-схемами. (приложение 3)
После ответа на вопрос, на доску выкладывается схема-опора.
- Какой по счёту апрель - месяц весны?
- За каким месяцем наступает апрель?
- Что происходит в апреле с днем и ночью?
- Какие цветы появляются в лесу из-под снега?
- Что распускается на деревьях?
- Чье пение слышно в лесу?
- Как одеваются люди?
Соотнесение слов с опорными схемами.
- Ребята, соотнесите слова с картинками.
3. Работа по развитию связной речи.
- Используя картинки и опорные слова, составьте предложения.
- Поменяйте предложения так, чтобы получился связный рассказ.
- Придумайте название вашему рассказу.
- Повторите рассказ "Апрель" по опорным схемам.
VI. Итог урока.
- О каком месяце весны говорили на уроке?
- Какие изменения в природе происходят в апреле?
- Как изменяется жизнь и труд людей с приходом весны?
VII. Домашнее задание.
- Повторить признаки весны, нарисовать иллюстрацию по теме "Апрель".