Открытый урок по русскому языку в 1-м классе по теме "Лесные растения и звери"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • активизация русской речи и мышления (развитие навыков понимания русской речи на слух);
  • обогащение словарного запаса;
  • отработать навыки правильного произношения изучаемых слов;
  • обучать правильной постановке вопросов к словам, отвечающих на
  • вопросы “кто?”, “что?”;
  • развивать интерес к изучению русского языка;
  • воспитывать любовь и интерес к животному миру.

Оборудование: учебник “Учимся говорить по-русски” (автор А.Ш. Асадуллин) стр.56-57.

Технические средства: IBM PC, Microsoft PowerPoint, мультимедиа проектор, магнитофон, запись музыки для физминутки.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация прежних знаний (Слайды 1- 9, Приложение 1)
  • Это что? Лук
  • Лук какой? Лук зелёный.
  • Где растёт лук? Лук растёт на огороде.
  • Это что? Это огурец
  • Огурец какой? Огурец вкусный, зелёный.
  • Где растёт огурец? Огурец растёт на огороде.
  • (Красная, сладкая морковь; красный, вкусный помидор; капуста, картофель, свёкла, овощи). Как мы назовём эти предметы одним словом? (Овощи)
  • Где растут овощи? Овощи растут на огороде.

Составление рассказа “На огороде”

  • Ребята, кто любит овощи?
  • Почему нужно есть много овощей? Овощи – полезные, в них много витаминов и других полезных веществ. Без витаминов человек болеет.
  • Как едят? (Перед тем, как съесть овощи нужно обязательно помыть в тёплой воде.)
  1. Физминутка “ Зверобика ” (движения под музыку)
  2. Изучение нового материала. (Слайды 1-14, Приложение 2)

- Это что? Ягоды, орехи, грибы, цветы.

Отработка произношений этих слов.

- Как назовём одним словом? (Растения)
- Где растут растения? (Растения растут в лесу.

Загадать загадки на татарском и русском языках. (Загадка задается на русском языке, если ученики затрудняются отвечать, не понимают содержание загадки, то можно задавать на родном языке.)

Сорыдыр төсе,
Үткендер теше,
Урманда йөри,
Бозаулар эзли. (Бүре.)
За лесом, за лесом
жеребята ржут,
а домой не идут. (Волк)
  • Показ слайда “ волк ”
  • Отработать произношение слова ВОЛК

(Фон.зарядка во-во во-во, вол-вол-вол-вол, волк)

- Где живёт волк? Волк живёт в лесу.

Кош түгел, оча,
Ябалактан курка,
Чикләвекне ярата,
Сызгырса,урманны яңгырата. (Тиен)
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
  • Показ слайда “белка”
  • Отработать произношение слова БЕЛКА

(Фон.зарядка бе-бе-бе, бел-бел-бел, белка)

- Чем питается белка? (орехами, грибами)
- Где живёт белка? Белка живёт в лесу.

Зверёк зимой и летом живёт в лесу, где есть для них корм: шишки, орехи, ягоды. Летом они запасают на зиму корм, сушат грибы, выбирают спелые орехи. Летом белки носят лёгкую рыжую шубку, поздней осенью рыжая шубка становиться серой, густой и тёплой.

Көлтә-көлтә койрыгым,
Селки-селки барамын.
Кетәклеккә кереп мин
Тавык-чеби аламын. (Төлке)
Жёлтая хозяюшка
Из лесу пришла,
всех кур пересчитала
и с собой унесла. (Лиса)
  • Показ слайда “лиса”
  • Отработать произношение слова ЛИСА

(Фон.зарядка ли-ли-ли, лиса)

- Где живёт лиса? Лиса живёт в лесу.

Физминутка для глаз.

Җәен урманга патша,
Кышын кардан да аста.  (Аю)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
Летом гуляет, От мороза прячет нос.
Зимой отдыхает. (Медведь)
  • Показ слайда “медведь”

Медведи — отличные охотники, но часто питаются и лесными ягодами, корнями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь— большой любитель мёда: даже укусов пчелиных не боится. Уж очень велик зверь, зимой ему трудно прокормиться, трудно и двигаться по глубокому снегу.

Фон.зарядка

- Где живёт медведь?

Җәен – соры,кышын – ак,
Аңа шулай яхшырак. (Куян)
Зимой белый,
Летом серый. (Заяц)

(Два раза в год меняет свою шубку заяц. Так скрывается от врагов.)

  • Показ слайда, отработка произношение слова ЗАЯЦ

Фон.зарядка за-за-за, за-яц

Энәсе күп — йөзләп,меңләп!
Берни тегә алмый юньләп. (Керпе)
Колючий клубочек под ёлкой лежит.
Взять пожелаешь— вмиг убежит. (ЁЖ)
  • Показ слайда, отработка произношения слова ЁЖ

(Фон.зарядка ё-ё-ё-ё, ёж)

-Чем питаются ежи? (молоком, мышками)

А теперь, мы пойдём в летний лес на экскурсию (мысленно)

  1. Физминутка

Только в лес мы все зашли,
Появились – комары.
Руки вверх— хлопок над головой,
Руки вниз— хлопок другой.

Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладём
И вразвалочку идём.

Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.

Зайчик быстро скачет в поле
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке
Непоседы – ребятишки.

Мы шагаем, мы шагаем
Руки выше поднимаем
Голову не опускаем
Дышим ровно, глубоко.

  1. Закрепление.
  1. Показ всех животных на экране.
  • А как назвать одним словом то, что мы сейчас увидели? Кто знает? ЗВЕРИ
  • Итак, где живут звери? Звери живут в лесу.
  • Лес какой? Лес большой и красивый.
  • Кто живёт в лесу? В лесу живут ... .
  1. Показ слайдов Приложение 3

Давайте вспомним сказку “Колобок”, а вы подскажите мне как развиваются события в этой сказке? С какими сказочными героями встречается Колобок, после того как убежал от бабушки и дедушки.

  • Встреча с Зайцем;
  • Встреча с Волком;
  • Встреча с Медведем;
  • Встреча с Лисой.

- Как вы представляете встречу колобка с ёжиком? (Ученики составляют диалог Колобка с Ёжиком)

  1. Поиграем в игру “ Это кто?”
  • Злой, сердитый, серый ... волк.
  • Хитрая, рыжая ... лиса.
  • Трусливый ... заяц.
  • Бурый, большой ... медведь.
  • Колючий ... ёж.
  • Рыжая ... белка.
  1. Итог.