Цели:
- активизация русской речи и мышления (развитие навыков понимания русской речи на слух);
- обогащение словарного запаса;
- отработать навыки правильного произношения изучаемых слов;
- обучать правильной постановке вопросов к словам, отвечающих на
- вопросы “кто?”, “что?”;
- развивать интерес к изучению русского языка;
- воспитывать любовь и интерес к животному миру.
Оборудование: учебник “Учимся говорить по-русски” (автор А.Ш. Асадуллин) стр.56-57.
Технические средства: IBM PC, Microsoft PowerPoint, мультимедиа проектор, магнитофон, запись музыки для физминутки.
Ход урока
- Организационный момент
- Актуализация прежних знаний (Слайды 1- 9, Приложение 1)
- Это что? Лук
- Лук какой? Лук зелёный.
- Где растёт лук? Лук растёт на огороде.
- Это что? Это огурец
- Огурец какой? Огурец вкусный, зелёный.
- Где растёт огурец? Огурец растёт на огороде.
- (Красная, сладкая морковь; красный, вкусный помидор; капуста, картофель, свёкла, овощи). Как мы назовём эти предметы одним словом? (Овощи)
- Где растут овощи? Овощи растут на огороде.
Составление рассказа “На огороде”
- Ребята, кто любит овощи?
- Почему нужно есть много овощей? Овощи – полезные, в них много витаминов и других полезных веществ. Без витаминов человек болеет.
- Как едят? (Перед тем, как съесть овощи нужно обязательно помыть в тёплой воде.)
- Физминутка “ Зверобика ” (движения под музыку)
- Изучение нового материала. (Слайды 1-14, Приложение 2)
- Это что? Ягоды, орехи, грибы, цветы.
Отработка произношений этих слов.
- Как назовём одним словом? (Растения)
- Где растут растения? (Растения растут в лесу.
Загадать загадки на татарском и русском языках. (Загадка задается на русском языке, если ученики затрудняются отвечать, не понимают содержание загадки, то можно задавать на родном языке.)
Сорыдыр төсе, Үткендер теше, Урманда йөри, Бозаулар эзли. (Бүре.) |
За лесом, за лесом жеребята ржут, а домой не идут. (Волк) |
- Показ слайда “ волк ”
- Отработать произношение слова ВОЛК
(Фон.зарядка во-во во-во, вол-вол-вол-вол, волк)
- Где живёт волк? Волк живёт в лесу.
Кош түгел, оча, Ябалактан курка, Чикләвекне ярата, Сызгырса,урманны яңгырата. (Тиен) |
Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орешки прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка) |
- Показ слайда “белка”
- Отработать произношение слова БЕЛКА
(Фон.зарядка бе-бе-бе, бел-бел-бел, белка)
- Чем питается белка? (орехами, грибами)
- Где живёт белка? Белка живёт в лесу.
Зверёк зимой и летом живёт в лесу, где есть для них корм: шишки, орехи, ягоды. Летом они запасают на зиму корм, сушат грибы, выбирают спелые орехи. Летом белки носят лёгкую рыжую шубку, поздней осенью рыжая шубка становиться серой, густой и тёплой.
Көлтә-көлтә койрыгым, Селки-селки барамын. Кетәклеккә кереп мин Тавык-чеби аламын. (Төлке) |
Жёлтая хозяюшка Из лесу пришла, всех кур пересчитала и с собой унесла. (Лиса) |
- Показ слайда “лиса”
- Отработать произношение слова ЛИСА
(Фон.зарядка ли-ли-ли, лиса)
- Где живёт лиса? Лиса живёт в лесу.
Физминутка для глаз.
Җәен урманга патша, Кышын кардан да аста. (Аю) |
Летом ходит без дороги Возле сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, Летом гуляет, От мороза прячет нос. Зимой отдыхает. (Медведь) |
- Показ слайда “медведь”
Медведи — отличные охотники, но часто питаются и лесными ягодами, корнями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь— большой любитель мёда: даже укусов пчелиных не боится. Уж очень велик зверь, зимой ему трудно прокормиться, трудно и двигаться по глубокому снегу.
Фон.зарядка
- Где живёт медведь?
Җәен – соры,кышын – ак, Аңа шулай яхшырак. (Куян) |
Зимой белый, Летом серый. (Заяц) |
(Два раза в год меняет свою шубку заяц. Так скрывается от врагов.)
- Показ слайда, отработка произношение слова ЗАЯЦ
Фон.зарядка за-за-за, за-яц
Энәсе күп — йөзләп,меңләп! Берни тегә алмый юньләп. (Керпе) |
Колючий клубочек под ёлкой лежит. Взять пожелаешь— вмиг убежит. (ЁЖ) |
- Показ слайда, отработка произношения слова ЁЖ
(Фон.зарядка ё-ё-ё-ё, ёж)
-Чем питаются ежи? (молоком, мышками)
А теперь, мы пойдём в летний лес на экскурсию (мысленно)
- Физминутка
Только в лес мы все зашли,
Появились – комары.
Руки вверх— хлопок над головой,
Руки вниз— хлопок другой.Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладём
И вразвалочку идём.Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.Зайчик быстро скачет в поле
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке
Непоседы – ребятишки.Мы шагаем, мы шагаем
Руки выше поднимаем
Голову не опускаем
Дышим ровно, глубоко.
- Закрепление.
- Показ всех животных на экране.
- А как назвать одним словом то, что мы сейчас увидели? Кто знает? ЗВЕРИ
- Итак, где живут звери? Звери живут в лесу.
- Лес какой? Лес большой и красивый.
- Кто живёт в лесу? В лесу живут ... .
- Показ слайдов Приложение 3
Давайте вспомним сказку “Колобок”, а вы подскажите мне как развиваются события в этой сказке? С какими сказочными героями встречается Колобок, после того как убежал от бабушки и дедушки.
- Встреча с Зайцем;
- Встреча с Волком;
- Встреча с Медведем;
- Встреча с Лисой.
- Как вы представляете встречу колобка с ёжиком? (Ученики составляют диалог Колобка с Ёжиком)
- Поиграем в игру “ Это кто?”
- Злой, сердитый, серый ... волк.
- Хитрая, рыжая ... лиса.
- Трусливый ... заяц.
- Бурый, большой ... медведь.
- Колючий ... ёж.
- Рыжая ... белка.
- Итог.