Учителя г. Благовещенска к работе по УМК “Гармония” шли достаточно долго.
Слайд 1. Первый этап был связан с открытием экспериментальных площадок 1997 - 2001. Первая площадка работала на базе школы № 26 г.Благовещенска и осваивала методическую систему обучения математике Н.Б. Истоминой в концепции развивающего обучения, вторая площадка была организована на базе школы № 28 г.Благовещенска, которая апробировала учебник русского языка “К тайнам нашего языка” М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко.
Слайд 2. Второй этап с 2001 года был обозначен переходом обучения младших школьников по учебно-методическому комплекту “Гармония”, который совпал с работой второй экспериментальной площадки.
Слайд 3. И теперь на территории Амурской области по УМК “Гармония работают 13 районов из 20. Это более 120 учителей. А по учебнику математики Н.Б. Истоминой работает, по нашим последним данным более 200 учителей области.
Для нас “Гармония” это прежде всего стабильность и устойчивость показателей качества обучения по математике, русскому языку и показателей психического развития младших школьников.
Критериями качества усвоения знаний, умений и навыков явились:
- полнота (количество знаний о предметах, входящих в школьную программу);
- глубина (совокупность осознанных знаний об объекте);
- оперативность (число ситуаций или способов, в которых ученик может применять то или иное знание);
- гибкость (быстрота нахождения вариативных способов применения знаний при изменении ситуаций, умении выбрать нужный в данный момент способ деятельности из ряда известных).
- Полнота определялась по следующим показателям:
- объективность – способность учащихся действовать адекватно задаваемым условиям;
- абстрактность – способность учащихся описать операционный состав выполняемого действия в речевой форме, отрываясь от чувственных свойств объекта действия.
- Глубина определялась по следующим показателям:
- разумность – ориентация учащихся на существенные связи и отношения, заданные в условии выполняемого действия;
- осмысленность – выбор учащимися необходимых действий или операций в соответствии с целью и условиями задания.
- Оперативность определялась по следующим показателям:
- обобщенность – возможность описания учащимися операционного состава формируемого умения или навыка в речевой форме;
- прочность – формируемое действие у учащихся может быть выполнено им спустя некоторое время.
- Гибкость определялась по следующим показателям:
- рациональность – выбор такого способа выполнения действия, которое быстрее приведет к цели;
- автоматизм – свёрнутость выполняемого действия.
На гистограмме вы можете наблюдать , что качество знаний учащихся, обучающихся по УМК “Гармония” на несколько порядков выше, чем у школьников, обучающихся по другим учебно-методическим комплектам.
Слайд 4
Качество усвоения программного материала по математике. Гистограмма 1
УМК “Гармония” | другие УМК |
1 – разумность, 2 – рациональность, 3 – осознанность, 4 – объективность, 5 – абстрактность, 6 – обобщенность, 7 – прочность, 8 – автоматизм.
Слайд 5.
Качество усвоения программного материала по русскому языку. Гистограмма 2.
УМК “Гармония” | другие УМК |
1 – разумность, 2 – рациональность, 3 – осознанность, 4 – объективность, 5 – абстрактность, 6 – обобщенность, 7 – прочность, 8 – автоматизм.
Сравнительный анализ результатов исследования показал, что по всем критериям наблюдается динамика роста качества усвоения программного материала по предметам. В среднем качество усвоения содержания в 2 раза выше у детей из экспериментальных классов.
В ходе экспериментальной работы отслеживалось также психическое развитие младших школьников по следующим показателям:
- уровень развития словесно-логического мышления;
- уровень развития учебной мотивации школьников;
- уровень школьной тревожности.
Слайд 6.
Показатели психического развития младших школьников. Гистограмма 3.
УМК “Гармония” | другие УМК |
- – уровень развития словесно-логического мышления;
- – уровень развития учебной мотивации школьников,
- – уровень школьной тревожности.
Так же на несколько порядков выше показатели психического развития школьников. Особенно нас радует низкий уровень тревожности учащихся. Это говорит о том, что УМК “Гармония” реализует здоровье- сберегающие технологии обучения.
Слайд 7.
Надо отметить, что УМК “Гармония” не только способствует качественному росту учащихся, но и профессиональному росту учителя. Это учителя первой и высшей категории, которые повышают свой уровень знаний на курсах повышения квалификации учителей при ИППК, БГПУ, дистанционных курсах обучения.
В области создано творческое объединение учителей начальных классов “Гармония”, основными направлениями которого являются :
- научно-методическая работа (консультации с авторами комплекта и научными руководителями, изучение нормативных документов );
- учебно-методическая работа (чтение лекций на курсах повышения квалификации учителей, студентов педагогического колледжа и университета; открытые уроки, мастер-классы; участие в научно-практических конференциях и Всероссийском фестивале “Открытый урок”; публикация статей в журнале “Начальная школа”, консультации для учителей школ города и области, проведение круглых столов по проблемам преподавания в комплекте “Гармония”, методических семинаров и многое другое);
- Диагностическая работа (это новое направление в работе, которое пока на уровне анализа проблем обучения и разработке путей их решения).
Слайды 8, 9.
“Гармония” это максимальное обеспечение участников процесса обучения учебно-методическими пособиями. Это настолько облегчает учебный процесс. Огромное спасибо авторам и издательству “Ассоциация “21 век”, которые постоянно пополняют этот комплект новыми пособиями.
Слайд 10.
“Гармония” это красота, радость открытий, тесное взаимодействие учителя, родителей и детей. На экране мы привели некоторые высказывания родителей из разных школ. Мне очень хочется их повторить.
- “Гармония” учит думать, рассуждать”. Семья Вдовиных
- Ребенок задумывается, самостоятельно добывает знания. Спорит, доказывая свою точку зрения”. Семья Гуровых
- Сначала была против “Гармонии”, а теперь полностью “за”. Семья Ивановых
- “Через год второй ребенок идет в школу и только по программе “Гармония”. Семья Великановых
- “Катастрофически растет безграмотность населения. Пусть наши дети всех удивят”. Семья Варламиных .
Слайды 11-15.
Как и в каждой территории Дальнего Востока у нас есть проблемы:
- Трудности в преемственности между дошкольным и начальным образованием. На сегодняшний день в дошкольных учреждениях Амурской области нет программы, соответствующей по содержанию и методике программе “Гармония”. Если в дошкольных учреждениях обучение осуществлялось по программе 2100, то они и ориентируют родителей продолжать обучение по данной программе. Учителя, работающие по программе УМК “Гармония”, постарались донести в дошкольные учреждения идею преемственности в разных звеньях образовательного процесса.
- Трудности в преемственности начальная школа и среднее звено связаны с объективными и субъективными причинами. В школах города и области пытаются эти проблемы решить через взаимопосещения уроков учителями начального и среднего звеньев, проведений психолого-педагогических консилиумов. Однако эти мероприятия не могут в достаточной мере разрешить всех аспектов проблемы преемственности, т.к. эта проблема не является внутришкольной.
- Стереотипность мышления некоторых родителей. Разрешение этой проблемы мы видим через проведение консультаций для родителей, дни открытых дверей.
- Непродуманная организация закупки учебно-методических пособий УМК “Гармония” на местном уровне. Учебники закупаются без тетрадей на печатной основе, а в продаже могут быть разных годов издания, что приводит к трудности обучения.
- Недостаточное внимание школ к федеральному заказу комплектов учебников по данной программе, т.к. желающих учителей работать по этому УМК больше, но недостаток учебников в школе не может совместить желаемое с возможностями.
Перспективы:
- Продолжить работу в том же направлении, т.к. работа по УМК “Гармония” дает положительные результаты в образовании младших школьников.
- Создать центр “теории и методики обучения и воспитания младших школьников” на базе Благовещенского государственного педагогического университета, как центр научно-методической и практической поддержки учителей начальных классов, родителей и учащихся.
- Надеемся, что Федеральные программы развития Дальнего Востока повлияют на реализацию идей развивающего обучения УМК “Гармония”