УМК "Гармония": опыт, проблемы, перспективы

Разделы: Начальная школа, Администрирование школы


Презентация.

Учителя г. Благовещенска к работе по УМК “Гармония” шли достаточно долго.

Слайд 1. Первый этап был связан с открытием экспериментальных площадок 1997 - 2001. Первая площадка работала на базе школы № 26 г.Благовещенска и осваивала методическую систему обучения математике Н.Б. Истоминой в концепции развивающего обучения, вторая площадка была организована на базе школы № 28 г.Благовещенска, которая апробировала учебник русского языка “К тайнам нашего языка” М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко.

Слайд 2. Второй этап с 2001 года был обозначен переходом обучения младших школьников по учебно-методическому комплекту “Гармония”, который совпал с работой второй экспериментальной площадки.

Слайд 3. И теперь на территории Амурской области по УМК “Гармония работают 13 районов из 20. Это более 120 учителей. А по учебнику математики Н.Б. Истоминой работает, по нашим последним данным более 200 учителей области.

Для нас “Гармония” это прежде всего стабильность и устойчивость показателей качества обучения по математике, русскому языку и показателей психического развития младших школьников.

Критериями качества усвоения знаний, умений и навыков явились:

  • полнота (количество знаний о предметах, входящих в школьную программу);
  • глубина (совокупность осознанных знаний об объекте);
  • оперативность (число ситуаций или способов, в которых ученик может применять то или иное знание);
  • гибкость (быстрота нахождения вариативных способов применения знаний при изменении ситуаций, умении выбрать нужный в данный момент способ деятельности из ряда известных).
  1. Полнота определялась по следующим показателям:
  • объективность – способность учащихся действовать адекватно задаваемым условиям;
  • абстрактность – способность учащихся описать операционный состав выполняемого действия в речевой форме, отрываясь от чувственных свойств объекта действия.
  1. Глубина определялась по следующим показателям:
  • разумность – ориентация учащихся на существенные связи и отношения, заданные в условии выполняемого действия;
  • осмысленность – выбор учащимися необходимых действий или операций в соответствии с целью и условиями задания.
  1. Оперативность определялась по следующим показателям:
  • обобщенность – возможность описания учащимися операционного состава формируемого умения или навыка в речевой форме;
  • прочность – формируемое действие у учащихся может быть выполнено им спустя некоторое время.
  1. Гибкость определялась по следующим показателям:
  • рациональность – выбор такого способа выполнения действия, которое быстрее приведет к цели;
  • автоматизм – свёрнутость выполняемого действия.

На гистограмме вы можете наблюдать , что качество знаний учащихся, обучающихся по УМК “Гармония” на несколько порядков выше, чем у школьников, обучающихся по другим учебно-методическим комплектам.

Слайд 4

Качество усвоения программного материала по математике. Гистограмма 1

УМК “Гармония”  другие УМК

1 – разумность, 2 – рациональность, 3 – осознанность, 4 – объективность, 5 – абстрактность, 6 – обобщенность, 7 – прочность, 8 – автоматизм.

Слайд 5.

Качество усвоения программного материала по русскому языку. Гистограмма 2.

УМК “Гармония”  другие УМК

1 – разумность, 2 – рациональность, 3 – осознанность, 4 – объективность, 5 – абстрактность, 6 – обобщенность, 7 – прочность, 8 – автоматизм.

Сравнительный анализ результатов исследования показал, что по всем критериям наблюдается динамика роста качества усвоения программного материала по предметам. В среднем качество усвоения содержания в 2 раза выше у детей из экспериментальных классов.

В ходе экспериментальной работы отслеживалось также психическое развитие младших школьников по следующим показателям:

  • уровень развития словесно-логического мышления;
  • уровень развития учебной мотивации школьников;
  • уровень школьной тревожности.

Слайд 6.

Показатели психического развития младших школьников. Гистограмма 3.

УМК “Гармония”  другие УМК
  1. – уровень развития словесно-логического мышления;
  2. – уровень развития учебной мотивации школьников,
  3. – уровень школьной тревожности.

Так же на несколько порядков выше показатели психического развития школьников. Особенно нас радует низкий уровень тревожности учащихся. Это говорит о том, что УМК “Гармония” реализует здоровье- сберегающие технологии обучения.

Слайд 7.

Надо отметить, что УМК “Гармония” не только способствует качественному росту учащихся, но и профессиональному росту учителя. Это учителя первой и высшей категории, которые повышают свой уровень знаний на курсах повышения квалификации учителей при ИППК, БГПУ, дистанционных курсах обучения.

В области создано творческое объединение учителей начальных классов “Гармония”, основными направлениями которого являются :

  • научно-методическая работа (консультации с авторами комплекта и научными руководителями, изучение нормативных документов );
  • учебно-методическая работа (чтение лекций на курсах повышения квалификации учителей, студентов педагогического колледжа и университета; открытые уроки, мастер-классы; участие в научно-практических конференциях и Всероссийском фестивале “Открытый урок”; публикация статей в журнале “Начальная школа”, консультации для учителей школ города и области, проведение круглых столов по проблемам преподавания в комплекте “Гармония”, методических семинаров и многое другое);
  • Диагностическая работа (это новое направление в работе, которое пока на уровне анализа проблем обучения и разработке путей их решения).

Слайды 8, 9.

“Гармония” это максимальное обеспечение участников процесса обучения учебно-методическими пособиями. Это настолько облегчает учебный процесс. Огромное спасибо авторам и издательству “Ассоциация “21 век”, которые постоянно пополняют этот комплект новыми пособиями.

Слайд 10.

“Гармония” это красота, радость открытий, тесное взаимодействие учителя, родителей и детей. На экране мы привели некоторые высказывания родителей из разных школ. Мне очень хочется их повторить.

  • “Гармония” учит думать, рассуждать”. Семья Вдовиных
  • Ребенок задумывается, самостоятельно добывает знания. Спорит, доказывая свою точку зрения”. Семья Гуровых
  • Сначала была против “Гармонии”, а теперь полностью “за”. Семья Ивановых
  • “Через год второй ребенок идет в школу и только по программе “Гармония”.  Семья Великановых
  • “Катастрофически растет безграмотность населения. Пусть наши дети всех удивят”. Семья Варламиных .

Слайды 11-15.

Как и в каждой территории Дальнего Востока у нас есть проблемы:

  • Трудности в преемственности между дошкольным и начальным образованием. На сегодняшний день в дошкольных учреждениях Амурской области нет программы, соответствующей по содержанию и методике программе “Гармония”. Если в дошкольных учреждениях обучение осуществлялось по программе 2100, то они и ориентируют родителей продолжать обучение по данной программе. Учителя, работающие по программе УМК “Гармония”, постарались донести в дошкольные учреждения идею преемственности в разных звеньях образовательного процесса.
  • Трудности в преемственности начальная школа и среднее звено связаны с объективными и субъективными причинами. В школах города и области пытаются эти проблемы решить через взаимопосещения уроков учителями начального и среднего звеньев, проведений психолого-педагогических консилиумов. Однако эти мероприятия не могут в достаточной мере разрешить всех аспектов проблемы преемственности, т.к. эта проблема не является внутришкольной.
  • Стереотипность мышления некоторых родителей. Разрешение этой проблемы мы видим через проведение консультаций для родителей, дни открытых дверей.
  • Непродуманная организация закупки учебно-методических пособий УМК “Гармония” на местном уровне. Учебники закупаются без тетрадей на печатной основе, а в продаже могут быть разных годов издания, что приводит к трудности обучения.
  • Недостаточное внимание школ к федеральному заказу комплектов учебников по данной программе, т.к. желающих учителей работать по этому УМК больше, но недостаток учебников в школе не может совместить желаемое с возможностями.

Перспективы:

  1. Продолжить работу в том же направлении, т.к. работа по УМК “Гармония” дает положительные результаты в образовании младших школьников.
  2. Создать центр “теории и методики обучения и воспитания младших школьников” на базе Благовещенского государственного педагогического университета, как центр научно-методической и практической поддержки учителей начальных классов, родителей и учащихся.
  3. Надеемся, что Федеральные программы развития Дальнего Востока повлияют на реализацию идей развивающего обучения УМК “Гармония”

Презентация