Задачи:
- формировать умение ставить вопросы к именам существительным;
- распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные;
- развивать орфографическую зоркость;
- повторять ранее изученный материал.
Оборудование: учебник, тетрадь, мультимедийное оборудование, карточки со словарными словами, картинки с изображением совы, карточки со словами одушевленные, неодушевленные имена существительные “кто?”, “что?”.
1. Оргмомент.
– Здравствуйте, ребята! У нас в классе сегодня гости. Давайте поприветствуем их и улыбнемся им.
Дети:
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей.
Всех знакомых, незнакомых
И серьезных и веселых!
– Тихо сели девочки!
– Тихо сели мальчики!
Cлайд № 1 (проверь свою готовность к уроку!)
– Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Посмотри скорей дружок
А ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручки, книжки и тетрадки.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Ум и сердце в работу вложи
И каждой секундой в труде дорожи!
– Итак, урок русского языка.
Слайд № 2
– Дивишься драгоценности нашего языка: “…что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг… ” – так писал о русском языке известный русский писатель
Н.В. Гоголь.
А эпиграфом к нашему уроку будет русская народная пословица: “Грамоте учиться всегда пригодиться” (написано на доске).
– Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей).
– Урок у нас сегодня необычный, урок-исследование “Следствие ведут знатоки”. Недавно в классе прошел урок – конкурс на звание “Знаток русского языка”; где вы показали хорошие знания, и многие из вас заслужили это почетное звание. А сегодняшний урок – продолжение.
– Ребята! А кто такие знатоки? (ответы детей).
Это люди, которые очень много учатся, много читают и постоянно работают над приобретением новых знаний. Вот и мы с вами не должны останавливаться на достигнутом, а добывать все новые и новые знания.
– А начнем мы наш урок со строк, написанных А.С. Пушкиным.
Слайд № 3
О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт– сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг.
– Как вы думаете, почему мы начали урок с этого стихотворения? (мы будем делать на уроке новые открытия).
– Исследуйте это предложение и найдите орфограммы.
Слайд № 4
– Значение некоторых слов вам может быть непонятно. Обратимся к Толковому словарю В.И. Даля
Слайд № 5
– А теперь давайте откроем тетради и запишем дату наших сегодняшних исследований. Но перед письмом сделаем разминку для пальчиков перед письмом.
2. Минутка чистописания.
– Узнайте, о каких буквах идет речь.
Эти буквы согласные коварные и опасные
И с ними дружат не все гласные.
Жж Шш Чч Щщ (на доске)
– Что объединяет буквы? (они согласные шипящие)
– Чем отличаются? ([ж], [ш] – всегда твердые
[ч'] [щ'] – всегда мягкие).
Шарик, Чудов, Женя.
– Что вспомнили?
Дети:
Имена, фамилии,
Клички, города.
Все с заглавной буквы
Пишутся всегда!
3. Словарная работа
(Работа в парах сменного состава)
– Запишите несколько слов, которые вы сейчас проговаривали.
– Что объединяет эти слова? (это имена существительные).
– Что такое имя существительное?
– На какие две группы можно разделить эти имена существительные? (одушевленные и неодушевленные)
– Какая же тема нашего сегодняшнего урока? (одушевленные и неодушевленные имена существительные)
Слайд № 6
– Предлагаю провести исследование. Работаем группами. Но перед работой давайте определим алгоритм нашего исследования.
Слайд № 7
Слайд № 8
Задания:
1 группа:
Воробей, листья, лежит, руки, нос, мышка, мама.
- Разделите слова на 2 группы. По какому принципу вы их разделите?
- На какой вопрос отвечают слова 1 группы? Почему?
- На какой вопрос отвечают слова 2 группы? Почему?
Слайд №9
Давайте проверим.
Слайд № 10
Делаем вывод: Вопрос “кто?” ставится, когда речь идет о людях и животных. Такие существительные называются одушевленными.
Вопрос “что?” ставится, когда речь идет не о людях и животных. Такие существительные называются неодушевленными.
Слайд № 11
Молодцы!
– Вы хорошо потрудились, и для вас я приготовила небольшой сюрприз. Вы любите мультфильмы? Я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультика, но т.к. вы сегодня не просто дети, а исследователи, то выполните задание. Ребята I в. записывают слова, которые отвечают на вопрос “кто?”, а ребята II в. – слова, которые отвечают на вопрос “что?”.
Слайд № 12
(Проверка работы и еще раз повтор вывода исследования).
Слайд № 13 (физминутка)
Слайд №14
– Все знатоки и исследователи обязательно работают с книгами, вот и мы с вами поработаем по учебнику. (С.112 упр. 207 учебник “Русский язык” 2 класс Поляковой).
Слайд № 15
– А теперь предлагаю поиграть в игру “Рассади пассажиров”.
Слайд № 16
Работа над предложением.
– Составьте и запишите предложение птиц, ребята, изготовили, кормушку, для, зимующих.
Слайд № 17
Разбор предложения.
Звуко-буквенный анализ слова “ребята”.
Слайд № 18
Игра “Третий лишний”.
Слайд № 19
Кто быстрее всех прочтет,
Слово лишнее найдет:
машина, собака, сорока,
медведь, тюлень, воробьи,
Вера, Александр, кошка,
чай, май, книга.
– На этом наши исследования подошли к концу.
Итог урока.
Слайд № 20.
– Что нового узнали?
Слайд № 21.
Обобщение.
Слайд № 22.
Молодцы!
– Сова – символ мудрости и знаний. Вы все хорошо сегодня работали и получите на память сову.
– А закончить урок я хочу словами:
Учите русский годы к ряду
С душой, с усердием, с умом.
Вас ждет великая награда
И та награда в нем самом!