Урок русского языка во 2-м классе по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • формировать умение ставить вопросы к именам существительным;
  • распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • повторять ранее изученный материал.

Оборудование: учебник, тетрадь, мультимедийное оборудование, карточки со словарными словами, картинки с изображением совы, карточки со словами одушевленные, неодушевленные имена существительные “кто?”, “что?”.

1. Оргмомент.

– Здравствуйте, ребята! У нас в классе сегодня гости. Давайте поприветствуем их и улыбнемся им.

Дети:

Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей.
Всех знакомых, незнакомых
И серьезных и веселых!
– Тихо сели девочки!
– Тихо сели мальчики!

Cлайд № 1 (проверь свою готовность к уроку!)

– Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Посмотри скорей дружок
А ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручки, книжки и тетрадки.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Ум и сердце в работу вложи
И каждой секундой в труде дорожи!

– Итак, урок русского языка.

Слайд № 2

– Дивишься драгоценности нашего языка: “…что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг… ” – так писал о русском языке известный русский писатель

Н.В. Гоголь.

А эпиграфом к нашему уроку будет русская народная пословица: “Грамоте учиться всегда пригодиться” (написано на доске).

– Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей).

– Урок у нас сегодня необычный, урок-исследование “Следствие ведут знатоки”. Недавно в классе прошел урок – конкурс на звание “Знаток русского языка”; где вы показали хорошие знания, и многие из вас заслужили это почетное звание. А сегодняшний урок – продолжение.

– Ребята! А кто такие знатоки? (ответы детей).

Это люди, которые очень много учатся, много читают и постоянно работают над приобретением новых знаний. Вот и мы с вами не должны останавливаться на достигнутом, а добывать все новые и новые знания.

– А начнем мы наш урок со строк, написанных А.С. Пушкиным.

Слайд № 3

О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт– сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг.

– Как вы думаете, почему мы начали урок с этого стихотворения? (мы будем делать на уроке новые открытия).

– Исследуйте это предложение и найдите орфограммы.

Слайд № 4

– Значение некоторых слов вам может быть непонятно. Обратимся к Толковому словарю В.И. Даля

Слайд № 5

– А теперь давайте откроем тетради и запишем дату наших сегодняшних исследований. Но перед письмом сделаем разминку для пальчиков перед письмом.

2. Минутка чистописания.

– Узнайте, о каких буквах идет речь.
Эти буквы согласные коварные и опасные
И с ними дружат не все гласные.

Жж Шш Чч Щщ (на доске)

– Что объединяет буквы? (они согласные шипящие)

– Чем отличаются? ([ж], [ш] – всегда твердые

[ч'] [щ'] – всегда мягкие).

Шарик, Чудов, Женя.

– Что вспомнили?

Дети:

Имена, фамилии,
Клички, города.
Все с заглавной буквы
Пишутся всегда!

3. Словарная работа

(Работа в парах сменного состава)

– Запишите несколько слов, которые вы сейчас проговаривали.

– Что объединяет эти слова? (это имена существительные).

– Что такое имя существительное?

– На какие две группы можно разделить эти имена существительные? (одушевленные и неодушевленные)

– Какая же тема нашего сегодняшнего урока? (одушевленные и неодушевленные имена существительные)

Слайд № 6

– Предлагаю провести исследование. Работаем группами. Но перед работой давайте определим алгоритм нашего исследования.

Слайд № 7

Слайд № 8

Задания:

1 группа:

Воробей, листья, лежит, руки, нос, мышка, мама.

  1. Разделите слова на 2 группы. По какому принципу вы их разделите?
  2. На какой вопрос отвечают слова 1 группы? Почему?
  3. На какой вопрос отвечают слова 2 группы? Почему?

Слайд №9

Давайте проверим.

Слайд № 10

Делаем вывод: Вопрос “кто?” ставится, когда речь идет о людях и животных. Такие существительные называются одушевленными.

Вопрос “что?” ставится, когда речь идет не о людях и животных. Такие существительные называются неодушевленными.

Слайд № 11

Молодцы!

– Вы хорошо потрудились, и для вас я приготовила небольшой сюрприз. Вы любите мультфильмы? Я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультика, но т.к. вы сегодня не просто дети, а исследователи, то выполните задание. Ребята I в. записывают слова, которые отвечают на вопрос “кто?”, а ребята II в. – слова, которые отвечают на вопрос “что?”.

Слайд № 12

(Проверка работы и еще раз повтор вывода исследования).

Слайд № 13 (физминутка)

Слайд №14

– Все знатоки и исследователи обязательно работают с книгами, вот и мы с вами поработаем по учебнику. (С.112 упр. 207 учебник “Русский язык” 2 класс Поляковой).

Слайд № 15

– А теперь предлагаю поиграть в игру “Рассади пассажиров”.

Слайд № 16

Работа над предложением.

– Составьте и запишите предложение птиц, ребята, изготовили, кормушку, для, зимующих.

Слайд № 17

Разбор предложения.

Звуко-буквенный анализ слова “ребята”.

Слайд № 18

Игра “Третий лишний”.

Слайд № 19

Кто быстрее всех прочтет,
Слово лишнее найдет:

машина, собака, сорока,
медведь, тюлень, воробьи,
Вера, Александр, кошка,
чай, май, книга.

– На этом наши исследования подошли к концу.

Итог урока.

Слайд № 20.

– Что нового узнали?

Слайд № 21.

Обобщение.

Слайд № 22.

Молодцы!

– Сова – символ мудрости и знаний. Вы все хорошо сегодня работали и получите на память сову.

– А закончить урок я хочу словами:

Учите русский годы к ряду
С душой, с усердием, с умом.
Вас ждет великая награда
И та награда в нем самом!

Презентация

Видеоприложение