Урок истории в 8–10-х классах по теме "Отмена крепостного права. Крестьянская реформа 1861 г."

Разделы: История и обществознание


Роль и место темы в курсе:

Тема крестьянской реформы 1861г. – одна из самых сложных в изучении XIX в. по ряду причин. Во-первых, она требует знания того, как проходил аграрный переворот в других странах. Во-вторых, надо помнить все термины, связанные с аграрным вопросом и изучавшиеся ранее: натуральное хозяйство; оброк; барщина; поместье; крепостные, удельные, государственные крестьяне и т.д. В-третьих, необходимо знать, как изменялось отношение к отмене крепостного права в России на протяжении XVIII-XIX вв. В-четвертых, появляется значительное количество новых терминов, которые сложно запомнить: выкупная операция; временно-обязанное состояние; испольщина; отработки; отрезки.

Вопросы, изучаемые в предыдущей теме:

- Накануне отмены крепостного права
- Отмена крепостного права. Деятельность редакционных комиссий.

Изучение предварительной подготовки реформы поможет учащимся глубже понять саму реформу, понять, что на исход исторических событий, помимо объективных экономических факторов, влияет расстановка политических сил, прочность позиции руководителей государства и их оппонентов.

Ключевые вопросы новой темы:

- Крестьянская реформа.
- Выкупные операции.
- Отношение крестьян к реформе. Крестьянские бунты.

- Значение и итоги реформы.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить её основные положения, значения для развития страны, дать оценку реформе;
  • Провести исторический анализ литературных произведений;
  • Развевать навыки работы с документами статическими данными, обобщать материал, выделять главное.

Новые термины и даты: 19 февраля 1861 года – “Манифест об освобождении помещичьих крестьян”; “Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”; временно обязанные крестьяне; отрезки; прирезки; “высшая”, “низшая” нормы надела; даровой надел; мировой посредник; уставная грамота, переход на выкуп.

Техническое обеспечение: мультимедийные компьютеры, мультимедийный проектор и экран.

Программное обеспечение:
карта “Отмена крепостного права в России в 1861 г.”
- “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”.
- Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия. XIX-XX вв.

Крестьянская реформа

В России XIX в. – это век разложения феодальных отношений, которые задерживали развитие капитализма. И главным из феодальных пережитков было крепостное право. Вспомним, как российские императоры относились к теме освобождения крестьян. Екатерина Великая первая осознала необходимость отмены крепостного права, но ничего серьезного не предприняла, так как сама признавала, что “бороться с крепостничеством – значит лишится трона”. Александр I не только осознал, но и сделал первые попытки решения крестьянского вопроса. Вспомните указ о “вольных хлебопашцах” 1803 г., а также отмену крепостного права в Прибалтике. Политика Николая I в крестьянском вопросе получила названия “бег на месте” из-за того, что, несмотря на большое количество законов, никакого реального движения в сторону отмены крепостного права не было. Николай Павлович тогда говорил: “Я, конечно, самодержавный и самовластный, но на такую меру никогда не решусь”.

Подписание законодательных актов об отмене крепостного права было приурочено 19 февраля – шестой годовщине восшествия Александра II на престол

Запись на доске и в тетради:

19 февраля 1861 год. –

1.) “Манифест об освобождении помещичьих крестьян из крепостной зависимости”.

2.) “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.

“Положения” 19 февраля 1861 г. Включали в себя 17 законодательных актах, в которых подробно написано вся процедура освобождения. Согласно Манифесту крепостные крестьяне сразу без выкупа получали личную свободу, т. е. переставали быть собственностью помещика.

- Какую власть над крестьянами потерял помещик? (Помещик больше не мог продать, заложить, подарить крестьянина с семьёй или отдельно от неё.)

Крестьяне получили гражданские права.

Подумайте, какие права появились у крестьян?

Запись на доске и в тетради.

Гражданские права:

1) производить сделки с движимым и недвижимым имуществом (покупка, продажа и т.д.

2) открыть торговые и промышленные предприятия;

3) выступать от своего имени в суде;

4) не могут подвергаться телесному наказанию иначе как по приговору суда или законному распоряжению поставленных над ними властей;

5) переходить в другие сословия.

Крепостные крестьяне освобождались с землей. Однако в Манифесте говорилось, что помещики сохраняют право собственности на всю принадлежащую им землю. Следовательно, крестьянин должен был купить землю.

– Обладал ли крестьянин достаточным денежным средствами для выкупа земли? (Нет.)

До перехода крестьян на выкуп, т.е. до начала выкупной операции, крестьяне были временнообязанными, т.е. должны были исполнять все свои обязанности перед помещиком.

Запись на доске и в тетради:

Временнообязанный крестьянин – лично свободный крестьянин, вынужденный выполнить все свои повинности перед помещиком до перехода на выкуп.

Для соблюдения интересов разных групп помещиков, в черноземных и нечерноземных губерниях душевой надел был выше, и в пользовании крестьян после реформы оставалось примерно то же количество земли, что и до реформы. Наоборот, в черноземных нормы душевого надела были сильно урезана. При пересчете такой надел лишние земли у крестьянских обществ “отрезались”. “Отрезками” зачастую становилось необходимые крестьянским общинам земли – водопои, луга.

Они вынуждены были арендовать ее у помещиков.

– в чем причина такого различия? (В черноземных губерниях основное богатство – земля, основной доход – от ее обработки. Поэтому помещики стремились удержать за собой большую часть земель и, более того, удерживать крестьян в качестве работников на земле.)

Запись в тетрадях:

Отрезки – часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после крестьянской реформы 1861 в пользу помещиков. Производились, если надел превышал высшую норму, установленную Положениями 19 февраля 1861;

Прирезки – земля, которая добавлялась к крестьянскому наделу при освобождении, если он был меньше низшей нормы.

Работа со схемой

 

Ученики рассматривают схему и отвечают на вопросы:

- В каких районах крестьянские наделы были уменьшены, а в каких – увеличены?

- Как вы полагаете, у большей части крестьян России наделы были увеличены или уменьшен? (Уменьшены – обычно от 1/3 до 1/5 надела.)

- О чём говорит такое соотношение? (О том, что для большей части крестьян это означало, что и без того имевшее место малоземелье еще более усугубилось.)

C 1863 г. началось осуществление выкупных сделок.

Начинать же процедуру выкупа можно было только с 19 февраля 1863 г. Отпущенные два года были необходимы, по мнению власти, для подготовки окончательного введения в действие “Положения”.

Известно, что и в 1881 г. 15% бывших крепостных крестьян не были переведены на выкуп, т. е. были временнообязанными. В 1881 г. было издано “Положение” об обязательном переводе оставшихся крестьян на выкуп.

- Как вы думаете, почему переход крестьян на выкуп так затянулся? (Без согласия помещика крестьянин не мог перейти на выкуп, а часть помещиков была заинтересована в сохранении существующей системы эксплуатации крестьянства. С другой стороны, для начала выкупа операции далеко не все крестьяне обладали необходимыми денежными средствами.)

- Вспомните, что такое крестьянский надел ? (Земельный участок, предоставляющийся в пользование крестьянину помещикам или государством за различные повинности (надельное землепользование). После крестьянской реформы 1861 превратилась в общинную собственность.)

Продолжение урока

Презентация