Цели:
- познакомить учащихся с Австралией и ее необычным животным миром;
- развивать умение работать с картой;
- воспитывать любовь к природе, интерес к получению новых знаний.
Задачи:
- Познакомить учащихся с природой Австралии и населяющими её людьми;
- Научить объяснять особенности природных условий;
- Научить использовать карты для получения новой информации;
- Изучить разнообразие животного мира Австралии.
Оборудование:
- карта полушарий,
- физическая карта Австралии (мультимедиа);
- рисунки с флагом и гербом Австралии;
- картинки с видами австралийских животных (мультимедиа),
- индивидуально у каждого – атласы (карта «Природные зоны. Животный мир Австралии» (учебник, ч. 4, стр. 21))
ХОД УРОКА
1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (совместное «открытие» знаний) – поисковый и эвристический метод
- Сегодня мы продолжаем путешествие по частям света. Но прежде, чем двигаться дальше, повторим, где мы уже побывали (работа в атласах, с. 8-9, и карте полушарий)
- Какие части света мы уже изучили? (Евразия, Африка, Америка – показывают на карте полушарий)
- А сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие на маленький, но очень необычный материк. С запада его берега омывает Индийский океан, а с востока – Тихий океан. Догадались, о чем идет речь? (это Австралия) – атлас, с 9 (показ слайдов 1,2,)
- Назовите, где расположена Австралия, в каких тепловых поясах? (восточное полушарие, южная часть), (жаркий и умеренный).
1) Климат.
- Какими цветами закрашен материк, и что это обозначает? – слайд 3. (Ответы)
Вывод: Большая часть Австралии – сухая ровная пустыня. Остальное пространство – это равнина, поросшая травой и редкими деревьями и кустарником. Эти знойные равнины – одно из самых редконаселенных мест в мире.
Гор в Австралии мало. Самый большой горный хребет – это Большой Водораздельный хребет, протянувшийся вдоль восточного побережья. На склонах гор растут эвкалиптовые леса.
Климат прибрежных районов мягкий, более влажный и теплый, и там есть тропические леса.
- Какие ассоциации у вас вызывает слово «Австралия»? (ответы)
(постановка цели урока)
- Сегодня на уроке вы узнаете, кто такие аборигены, что такое – эвкалипты, а самое интересное – вас ждет встреча с удивительными животными этого континента.
2. ЗНАКОМСТВО С НОВОЙ ТЕМОЙ.
- Итак, мы в Австралии. Какие они, австралийцы?
1) Население.
Австралия – самый маленький и самый засушливый континент на Земле. Это огромный остров, размером примерно с три четверти Европы. Столица государства Австралии – город Канберра. Флаг Австралии – слайд 4.
Первыми жителями Австралиибыли племена аборигенов (слайд 5), которые переселились в Австралию из Азии около 50 тыс. лет назад и которые живут там и в наши дни. До прихода европейцев они пользовались каменными орудиями, ловили рыбу и охотились на животных. Австралийских аборигенов принято считать наиболее примитивной культурой на планете. На самом же деле, они обладают развитой и многогранной культурой, которая и формирует их образ жизни.
В наши дни большая часть австралийцев составляют эмигранты – жители, которые переселились с других материков. Цивилизованное население в основном проживает в прибрежной зоне в крупнейших городах – Сидней и Мельбурн – слайд 6 (показ на карте)
Растительный и животный мир Австралии разнообразен и своеобразен.
В пустынях Австралии – густые непроходимые заросли кустарников. В зоне большего увлажнения растут вечнозеленые тропические леса из мощных высоких деревьев – эвкалиптов (высотой до 100 м), фикусов, пальм.
- А сейчас пришло время поближе познакомиться с удивительными австралийскими животными (дети сами находят на карте природных зон – стр.21) – слайд 7
Физминутка.
2) Животный мир
- Животный и растительный мир отражен на гербе государства. Там изображены кенгуру и страус эму в обрамлении виноградных лоз – слайд 8.
Знакомство с животным миром Австралии по плану:
- Мы в пустыне, где встречаются густые непроходимые заросли кустарников. На нашем пути – КЕНГУРУ (слайд 9) – рассказывает Арина.
- В прибрежной зоне растут вечнозеленые тропические леса из мощных высоких деревьев – эвкалиптов (высотой до 100 м). Кого мы здесь встретим? Это КОАЛА (слайд 10) – рассказывает Шамиль.
- Как вы думаете, какая птица самая большая, из живущих на Земле? Конечно, это СТРАУС (слайд 11) – рассказывает Даша.
- Оказывается, в Австралии живёт одно из самых необычных животных на нашей планете. Перед вами – УТКОНОС. Его можно встретить по берегам австралийских рек (слайд 12) – рассказывает Артур.
- У нас на пути еще одно странное животное с иголками на спине. Может быть это ёж? Нет! Это ЕХИДНА (слайд 13)
- Что такое «киви»? Нет, это не фрукт – это птица! КИВИ (слайд 14)
Вывод (НРК): давайте сравним животных России с животными Австралии. Есть ли сходство? (нет, животные совсем разные. В России, в том числе и в Бурятии живут …, а таких, как в Австралии – нет). Как вы думаете, почему? (Материки находятся в разных тепловых поясах,). Какой месяц у нас самый жаркий? (июль). А самый холодный? (январь). А вот в Австралии – наоборот: в июле там зима, а в январе – лето! Это происходит потому, что материки находятся в разных полушариях: Евразия – в северном, Австралия – в южном.
3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ и практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.
Работа по учебнику (ч. 4, стр. 40). Чтение текста, выполнение задания № 1. (обведите карандашом животных, которые живут только в Австралии.)
Работа по учебнику (ч. 4, стр. 40 - 41). Выполнение № 2, 3, 4.
4. ИТОГ УРОКА
- Ответьте на вопросы (слайд 15):
- Кто такие аборигены? Кто является аборигенами Бурятии? (эвенки)
- Кто изображен на гербе Австралии?
- Какие животные обитают в Австралии ещё?
- Чем отличаются австралийские животные от других (примеры)?
- Покажите на карте природных зон, где обитают изученные животные.
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Представьте, что вы отправились в путешествие в Австралию. Придумайте рассказ о том, что вы там увидели.