Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме: «Десятичные дроби»; отработать практические навыки путем решения примеров, уравнений и задач на сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей, на умножение десятичных дробей на натуральные числа; познакомить учащихся со сведениями из истории, сведениями из астрономии; пробудить у учащихся познавательный интерес к предмету.
План урока:
- Организационный момент.
- Устная работа.
- Математический диктант.
- Историческая справка.
- Решение задач.
- Подведение итогов урока.
- Постановка домашнего задания.
Оборудование: презентация (приложение 1), звуковое сопровождение (приложение 2)
Ход урока
1. Организационный момент (постановка цели урока)
На прошлых уроках мы немало уже узнали о десятичных дробях: научились читать и записывать, сравнивать и округлять, складывать и вычитать десятичные дроби, а также умножать дроби на натуральные числа. Сегодня мы еще раз все повторим и подготовимся к проверочной работе.
2. Устная работа
Итак, начнем с разминки (слайд 2). Вычислите устно:
2,45+0,3-1,05+5,3-2,63+0,13;
10-3,5+1,18+0,32-3,2+0,13;
20,34-0,33+0,99-10,5+1,34-0,03.
Ответ: 4,5; 4,93; 11,81.
(слайд 3) Внимание! Внимание! Срочная телеграмма (слайд 4):
Дорогие ученики 5 « В» класса! Обращаются к вам за помощью ваши любимые оценки. Нас похитили инопланетян. Они хотят, чтобы дети на Земле плохо учились. Спасите нас!!! Ваши Четверка и Пятерка.
Нам надо отправляться на поиски Четверки и Пятерки. Выполним задание (слайд 5):
Сравните:
а) 16,2 * 16,199;
б) 0,4489 * 0,449;
в) 37,097 * 37,1;
г) 8,547 * 8,474;
д) 0,37 * 0,368;
е) 0,095 * 0,1.
3. Математический диктант
Космический корабль к взлету готов (слайд 6). Для запуска двигателей необходимо выполнить математический диктант и расшифровать слово (слайды 7-17):
Вариант I
1) 0,2+0,7;
2) 1,3+0,8;
3) 0,49-0,13;
4) 3-0,5;
5) 0,2-0,14;
6) 0,3·2;
7) 0,5·2·0,7;
8) 0,05·100;
9) 0,2·0,6+0,2·0,4;
10) 0,18·2-0,08·2;
11) 0,09·6;
Вариант II
1) 0,3+0,5;
2) 0,7+1,4;
3) 0,57-0,14;
4) 6-0,5;
5) 0,3-0,16;
6) 0,3·3;
7) 0,3·2·0,5;
8) 0,04·100;
9) 0,4·0,7+0,4·0,3;
10) 0,16·3-0,06·3;
11) 0,07·8.
Ответ. ВI - о т п р а в л е н и е. ВII - п у т е ш е с т в и е.
Итак, мы отправляемся в путешествие (слайд 18).
4. Историческая справка
Мы пролетаем над городом Самарканд, в котором впервые появились десятичные дроби 500 лет назад, а имя ученого, который описал впервые эти дроби, мы разгадаем, решив задачу (слайд19).
Задача. Близ города Самарканд протекает река Заравшан – это приток реки Амударья. По реке плывет галера. Скорость галеры по течению реки 10,6 км/ч, а скорость течения - 3,9 км/ч. Найдите собственную скорость галеры, скорость галеры против течения и расстояние, которое проплывет галера за 2 часа по течению реки.
Ответ: 6,7 км/ч – Каши, 2,8 км/ч –Джемшид, 21,2 км – ибн Масуд.
Это знаменитый ученый Средневековья, математик и астроном, работавший в обсерватории Улукбека - Каши (аль-Каши) Джемшид ибн Масуд (слайд 20).
Этот восточный ученый записывал десятичные дроби, так же как и мы, но дробную часть он выделял красными чернилами или отделял вертикальной чертой (слайд 21).
Но в Европе об этом не знали, и только через 150 лет фламандский инженер и ученый СТЕВИН СИМОН (слайд 22) заново изобрел десятичные дроби. И записывал их довольно сложно, например, (слайд 23). Запятая для отделения целой части от дробной стала использоваться только в XVII веке.
5. Решение задач
«Внимание! Внимание! Срочное сообщение экипажу космического корабля. Вам угрожает столкновение с кометой, чтобы его избежать, вам необходимо решить следующие примеры» (слайд 24):
Температура ядра кометы приближенно равна 107,8946˚ С. Округлите данное число: а) до десятых; б) до сотых; в) до тысячных; г) до единиц; д) до сотен.
Ответ: а) 107,9; б) 107,89; в) 107,895; г) 108; д) 100.
«Срочное сообщение 5В классу (слайд 26). Топливо на борту на исходе. Чтобы произошла стыковка с грузовым кораблем для заправки, решите следующую задачу» (слайд 27):
Задача. Масса космического корабля 5,37 т, а масса топлива на 32,489 т больше. Найдите массу корабля с топливом на борту. Ответ: 43,229 т. (слайд 28)
«Экипажу корабля. Вы попали под метеоритный дождь, и корабль получил серьезные повреждения. Для осуществления ремонта необходимо решить задачу»:
Задача. Масса двух метеоритов 11,24 т. Найдите массу каждого метеорита, если один из них на 3,24 т тяжелее другого (х+(х+3,24)=11,24).
Ответ: 4 т и 7,24 т.
(слайд 30) «Что голубчики?... Хороших оценок вам захотелось? Вот и попали в плен к космическим пиратам. Невредимыми вам не уйти, если не справитесь с заданием. Упростите выражение и найдите его значение» (слайд 31):
0,2а+3,7а-1,6а-1,2а, если а=2; 6; 10; 100.
Ответ: 1,1а; 2,2; 6,6; 11; 110.
(слайд 32) «Вы успешно справились с задачей. Счастливого возвращения на Землю», а чтобы не скучно было лететь обратно, расставьте правильно запятые в десятичных дробях (слайд 33):
1) 32+18=5;
2) 3+108=408;
3) 42+17=212;
4) 736-336=4;
5) 63-27=603;
6) 57- 4=17.
Ответ: 1) 3,2+1,8=5;
2) 3+1,08=4,08;
3) 4,2+17=21,2;
4) 7,36-3,36=4;
5) 63-2,7=60,3; 6) 5,7- 4=1,7.
6. Подведение итогов урока
Выставление оценок наиболее активным учащимся.
7. Задание на дом
П.30 – 34, № 1333, 1335.