Урок-путешествие в 5-м классе по теме "Десятичные дроби"

Разделы: Математика


Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме: «Десятичные дроби»; отработать практические навыки путем решения примеров, уравнений и задач на сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей, на  умножение десятичных дробей на натуральные числа; познакомить учащихся со сведениями из истории, сведениями из астрономии; пробудить у учащихся познавательный интерес к предмету.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Устная работа.
  3. Математический диктант.
  4. Историческая справка.
  5. Решение задач.
  6. Подведение итогов урока.
  7. Постановка домашнего задания.

Оборудование: презентация (приложение 1), звуковое сопровождение (приложение 2)

Ход урока

1. Организационный момент (постановка цели урока)

На прошлых уроках мы немало уже узнали о десятичных дробях: научились читать и записывать, сравнивать и округлять, складывать и вычитать десятичные дроби, а также умножать дроби на натуральные числа. Сегодня мы еще раз все повторим и подготовимся к проверочной работе.

2. Устная работа

Итак, начнем с разминки (слайд 2). Вычислите устно:

2,45+0,3-1,05+5,3-2,63+0,13;

10-3,5+1,18+0,32-3,2+0,13;

20,34-0,33+0,99-10,5+1,34-0,03.

Ответ:  4,5; 4,93; 11,81.

(слайд 3) Внимание! Внимание! Срочная телеграмма (слайд 4):

Дорогие ученики   5 « В» класса! Обращаются к вам за помощью ваши любимые оценки. Нас похитили инопланетян. Они хотят, чтобы дети на Земле плохо учились. Спасите нас!!! Ваши Четверка и Пятерка.

Нам надо отправляться на поиски Четверки и Пятерки. Выполним задание (слайд 5):

Сравните:

а) 16,2 * 16,199;

б) 0,4489 * 0,449;

в) 37,097 * 37,1;

г) 8,547 * 8,474;

д) 0,37 * 0,368;

е) 0,095 * 0,1.

3. Математический диктант

Космический корабль к взлету готов (слайд 6). Для запуска двигателей необходимо выполнить математический диктант и расшифровать слово (слайды 7-17):

Вариант I

1) 0,2+0,7;

2) 1,3+0,8;

3) 0,49-0,13;

4) 3-0,5;

5) 0,2-0,14;

6) 0,3·2;

7) 0,5·2·0,7;

8) 0,05·100;

9) 0,2·0,6+0,2·0,4;

10) 0,18·2-0,08·2;

11) 0,09·6;

Вариант II

1) 0,3+0,5;

2) 0,7+1,4;

3) 0,57-0,14;

4) 6-0,5;

5) 0,3-0,16;

6) 0,3·3;

7) 0,3·2·0,5;

8) 0,04·100;

9) 0,4·0,7+0,4·0,3;

10) 0,16·3-0,06·3;

11) 0,07·8.

Ответ. ВI - о т п р а в л е н и е. ВII -  п у т е ш е с т в и е.

Итак, мы отправляемся в путешествие (слайд 18).

4. Историческая справка

Мы пролетаем над городом Самарканд, в котором впервые появились  десятичные дроби 500 лет назад, а  имя ученого, который описал впервые эти дроби,  мы разгадаем, решив задачу  (слайд19).

Задача. Близ города Самарканд протекает река Заравшан – это приток реки Амударья. По реке плывет галера. Скорость галеры по течению реки 10,6 км/ч, а скорость течения - 3,9 км/ч. Найдите собственную скорость галеры,  скорость галеры против течения  и расстояние, которое проплывет галера за 2 часа по течению реки.

Ответ: 6,7 км/ч – Каши, 2,8 км/ч –Джемшид, 21,2 км – ибн Масуд.

Это знаменитый ученый Средневековья, математик и астроном, работавший в обсерватории Улукбека - Каши (аль-Каши)  Джемшид ибн Масуд  (слайд 20).

Этот восточный ученый записывал десятичные дроби, так же как и мы, но дробную часть он выделял красными чернилами или отделял вертикальной чертой (слайд 21).

Но в Европе об этом не знали, и только через 150 лет фламандский инженер и ученый СТЕВИН СИМОН (слайд 22) заново изобрел десятичные дроби. И записывал их довольно сложно, например, (слайд 23). Запятая для отделения целой части от дробной стала использоваться только в XVII веке.

5. Решение задач

«Внимание! Внимание! Срочное сообщение экипажу космического корабля. Вам угрожает столкновение с кометой, чтобы его избежать, вам необходимо решить следующие примеры» (слайд 24):

Температура ядра кометы приближенно равна  107,8946˚ С.   Округлите данное число: а) до десятых; б) до сотых; в) до тысячных; г) до единиц; д) до сотен.

Ответ: а) 107,9; б) 107,89; в) 107,895; г) 108; д) 100.

«Срочное сообщение 5В классу (слайд 26). Топливо на борту на исходе. Чтобы произошла стыковка с грузовым кораблем для заправки, решите следующую задачу» (слайд 27):

Задача. Масса космического корабля 5,37 т, а масса топлива на 32,489 т больше. Найдите массу корабля с топливом на борту.  Ответ: 43,229 т. (слайд 28)

 «Экипажу корабля. Вы попали под метеоритный дождь, и корабль получил серьезные повреждения. Для осуществления ремонта необходимо решить задачу»:

Задача. Масса двух метеоритов 11,24 т. Найдите массу каждого метеорита, если один из них на 3,24 т тяжелее другого (х+(х+3,24)=11,24).

Ответ: 4 т и 7,24 т.

(слайд 30) «Что голубчики?... Хороших оценок вам захотелось? Вот и попали в плен к космическим пиратам. Невредимыми вам не уйти, если не справитесь с заданием. Упростите выражение и найдите его значение» (слайд 31):

0,2а+3,7а-1,6а-1,2а, если а=2; 6; 10; 100.

Ответ: 1,1а; 2,2; 6,6; 11; 110.

(слайд 32) «Вы успешно справились с задачей. Счастливого возвращения на Землю», а чтобы не скучно было лететь обратно, расставьте правильно запятые в десятичных дробях (слайд 33):

1) 32+18=5;

2) 3+108=408;

3) 42+17=212;

4) 736-336=4;

5) 63-27=603;

6) 57- 4=17.

Ответ: 1) 3,2+1,8=5;

2) 3+1,08=4,08;

3) 4,2+17=21,2;

4) 7,36-3,36=4;

5) 63-2,7=60,3; 6) 5,7- 4=1,7.

6. Подведение итогов урока

Выставление оценок наиболее активным учащимся.

7. Задание на дом

П.30 – 34,  № 1333, 1335.