Цели урока: Вызывать и развивать интерес к чтению. Формировать навык беглого осмысленного чтения, учить грамотно читать, понимать тему ведения. Вызывать потребность самовыражения в художественном слове.
Оборудование: Шары, надпись на нарисованных шариках « Школа клоунов», рисунки ребят в изображениями клоунов, нарисованные на уроке рисования, поделки клоунов также сделанные на уроках труда, в центре рисунок большого клоуна, чудо- квадрат, клоунские носы на каждого ученика на партах, надписи-таблички «корреспонденты», «приемная комиссия», листочки со словами, которые по ходу чтения надо разобрать (авоська, порода, питомник), красная ленточка, ножницы, магнитофон, кассета с песней «Арлекино», листочки на столах для теста и для игры, запись на доске слов « цирк», «клоун».
Ход урока
I. Учитель: Ребята, мы продолжаем с вами наше путешествие по нашей книге вместе с Настей и ее семьей. И начинаем новый 4 раздел « Уроки и переменки». И вот что случилось однажды вечером….
- Чтение авторского текста (на стр. 110) до слов « Как весело было учиться», подготовленными ребятами.
II. Ребята, а вы знаете, как сделать так, чтобы учиться было весело? А поможет нам ответить на этот вопрос один человек, а кто он догадайтесь сами.
Он веселый, озорной,
Он смешной и плутовской.
Нос картошкой,
Припухший немножко.
Любит всех он смешить,
Любит радостно жить.
- Кто это? (Клоун). Посмотрите, какую замечательную выставку клоунов мы здесь устроили (рассматривание выставки рисунков и поделок ребят)
Звучит песня « Арлекино».
Выбегает клоун:
А вот и я!
Я клоун! Я к зрителям буду спешить!
Я клоун! Я зрителей буду смешить!
Я клоун! Смотрите, какой я растяпа!
Какая смешная у клоуна шляпа!
И нос как картошка! И уши как груши!
И щеки как плошки! И бант на макушке!
Пожалуйста, смейтесь и громче кричите,
И все надо мною до слез хохочите!
Пускай у вас слезы от хохота льются!
Я очень люблю когда люди смеются!
Клоун: А вы любите смеяться? (Да!) Сейчас мы посмотрим.
Эй, Шпунька и Фунтик, идите сюда! (Выбегают два клоуна)
Репризы:
1) 1к. Если съедать каждый день по яблоку, то это отгоняет болезни!
2к. А если съедать каждый день по луковице?
1к. Будешь отгонять всех знакомых!
2) 1к. А как быстрее попасть в больницу?
2к. Переходи улицу на красный цвет!
3) 1к. Почему ты плачешь?
2к. Собаку потерял.
1к. А ты дал объявление в газету?
2к. Нет. Это ничего не даст – моя собака не умеет читать.
4) 1к. У тебя прекрасная собака. Как ее зовут?
2к. Рыжик!
1к. А, что он умеет делать?
2к. Кусаться! Ай-я-яй! (убегают)
Клоун : Ну, что посмеялись? Молодцы! А любите вы весело учиться?
Тогда давайте прочитаем сказку Э.Успенского « Школа клоунов». Я эту школу уже прошел, предлагаю и вам в ней поучиться.
(Открыть доску. Там на шариках написано « Школа клоунов»)
III. Учитель: Это хорошо, Фунтик, но сначала я хочу узнать какие произведения Э,Успенского они читали? («Дядя Федор, пес и кот», « Чебурашка» и т.д.)
- Молодцы! А кто может из вас сказать, кто такой клоун? А где он выступает?
А что такое цирк?
(На доске записаны эти слова и их формулировки из энциклопедии)
- Ребята, вот какая формулировка дана этим словам в энциклопедическом словаре.
ЦИРК -
1) вид искусства.
2) здание для цирковых представлений, эллипсовидная арена с трибунами, на которой проводились представления эквилибристов, акробатов, дрессировщиков, комиков и др. артистов.
КЛОУН – (от латин.) деревенщина, грубиян, комический персонаж, неловкий, неотесанный парень, а его роли насыщенны шутками.
IV. Ребята, а сейчас мы приступаем с вами к чтению этой сказки, но будьте внимательны, потому что сегодня будет тест по прочитанному.
Чтение текста стр. 111 (до объявления).
- Ребята, а когда человек пишет объявление? (Когда хочет привлечь чьё-либо внимание)
- Давайте же прочтем, что за объявление было напечатано в газете?
(Объявление напечатано на ватмане, который висит на доске)
V. Так кто же из вас хочет поступить в школу клоунов? (Все!) Итак, я приглашаю вас в школу клоунов!
(Разрезаем ленточку, все дети одевают клоунские носики, которые лежат у них на столах)
- Наша школа клоунов открыта! Но поступить в нее будет нелегко. У нас будет работать приемная комиссия, которая будет выставлять вам баллы за ваши ответы. В нее входят: главный клоун школы Тарапунька и клоун Фантик.
(Дети выходят и садятся за стол, на котором стоит табличка «Приемная комиссия»)
VI. Нам встретятся непонятные слова, давайте, объясним их значение.
(На доске слова, которые дети пытаются объяснить.)
Порода - дворняжки и породистые (дог, бульдог, пудель и т.д.)
Питомник – помещение, где растят и ухаживают за животными.
Авоська – сумка.
VII. Чтение текста со стр. 111-113, до слов «..что Полкан оказался верной козой.»
Ребята, а что вам показалось странным? (Что козу зовут Полкан) Меня это тоже заинтересовало и я отправила корреспондента Жувачкина и его помощника на расследование в тайгу, где жил Саня и его коза. Они должны подъехать к концу урока. А мы продолжим чтение. (Чтение до конца стр. 113)
VIII. Тестирование
- Я думаю, что вы все были очень внимательны при чтении этого отрывка сказки. Сейчас мы проведем тест, слушайте внимательно и отвечайте как всегда. Если вы согласны с моим высказыванием, то ставите «+», т.е. – да, а если не согласны, то ставите «-«, т.е. нет. Итак, все готовы?
1. На утро у школы выстроились все толстые клоуны? (-)
2. Они играли на лейках, арфах, скрипках, сковородках? (+)
3. Когда строгая, строгая гражданка в очках вышла и сказала, что мы будем много работать, то исчезли самые шумные клоуны? (+).
4. Мы станем делать зарядку – исчезли самые больные клоуны? (-) (толстые)
5. Мы будем умываться – исчезли самые темные клоуны? (+)
6. Учеников осталось трое, два юноши и одна девушка? (-)
7. Товарищ Шакир был фокусник в цирковой школе? (-) (дворником)
8. Клоун Саня и его собака Полкан прилетели из березовой рощи (-)
9. Коза была охотничьей, служебной, сторожевой козой особой породы? (+)
10. Бороду дяде Шакиру отрезали потому, что она очень длинной? (-)
11. Шура был со сдвигом, потому что смеялся там, где не надо? (-)
12. В конце занятия появился еще один ученик – товарищ Помидоров? (+)
Р е з у л ь т а т ы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
- + + - + - - - + - - +
Учитель: Фунтику собери все листочки и отдай в приемную комиссию. А пока комиссия подводит итоги и думает кого принять в Школу клоунов, мы обсудим ваши ответы. (Работа по вопросам теста)
Ответы на вопросы № 1, № 6, № 7, № 8, № 12 подтвердить зачитыванием отрывков из текста.
Учитель: Молодцы, внимательно прочитали сказку.
IX. (Из-за двери раздается шум, топот, вбегают 2 корреспондента. Это заранее подготовленные дети)
Корреспондент Жувачкин: Разрешите, разрешите! Я корреспондент Жувачкин, а это мой помощник. Мы из далекой тайги.
2 корреспондент: Мы узнали! Ура! Вы знаете, почему козу зовут Полкан? А вот послушайте.
(Читают отрывок на стр. 116-117, дети за ними следят)
Учитель: Ребята, так почему козу звали Полкан?
- А сейчас мы немного с вами поиграем. Но сначала вы должны назвать мне всех знакомых клоунов, которых вы знаете. (Олег Попов, Ю.Никулин, Карандаш, Куклачев, Штепсель и Тарапунька…..)
- Молодцы! А какие цирковые слова вы знаете? (Арена, дрессировщик, конферансье, клоун, и т.д.)
- Я предлагаю вам вот этот чудо-квадрат. В нем спрятались 14 цирковых слов. Даю вам 2 минуты, чтобы отыскать их.
(Каждому ученику раздаются чудо-квадраты)
к |
у |
к |
л |
а |
ч |
е |
в |
---|---|---|---|---|---|---|---|
* |
к |
а |
н |
а |
т |
* |
н |
* |
л |
а |
р |
е |
н |
а |
и |
ф |
о |
к |
у |
с |
н |
и |
к |
п |
у |
р |
о |
к |
о |
ш |
у |
о |
н |
о |
ц |
с |
с |
у |
л |
п |
а |
б |
и |
л |
е |
т |
и |
о |
* |
а |
р |
о |
* |
к |
н |
в |
* |
т |
к |
н |
* |
и |
* |
(Дети, которые выполнили задание, отдают листочки в приемную комиссию)
(Ответы: Куклачев, канат, клоун, урок, арена, Никулин, фокусник, Попов, нос, шутки, билет, акробат, слон, фокус)
Учитель: Ну, а теперь слово приемной комиссии.
Комиссия подводит итоги по следующим параметрам:
- Какие оценки получили за тесты.
- Кто больше слов нашел в чудо-квадрате.
- Кто лучше работал на уроке.
Итог урока
Ну, что же, ребята, все вы показали сегодня хорошее мастерство. Многие из вас могут считать себя принятыми в школу клоунов. А кто сегодня не прошел испытания, продолжим завтра.
Дом. зад. Стр.111-116 выразительно читать, нарисовать понравившегося героя сказки.
(Если в конце урока осталось время, можно показать сценку–клоунаду «А, здравствуйте!»)
1. А, здравствуйте… А я смотрю вы ли, не вы ли?
2. Что вылил? Я ничего не вылил..
1. Да не вылил! Я говорю – вы ли, не вы ли?
2. А выли? (зрителям) Кто? Они выли? А зачем они выли?
1. Да нет же.. Я говорю про вас – вы ли, не вы ли?
2. Нет, я не выл!
1. Ну и они не выли!
2. Боюсь, вы один понимаете, что вы хотите сказать.
1. Нет не я один, а мы..
2. Кто это мы?
1. (Объясняя жестом) Вы, мы, ты, я…
2. Кто вымытые?
1. Да нет, я про всех говорю – вы, мы, ты, я…
2. Все вымытые? (зрителям) Это они вымытые? А кто же, по-вашему, не мытый? Про кого вы говорите? Не про меня ли?
1. Что променяли?
2. Я говорю – не про меня ли?
1. Ах, не променяли? А что не променяли?
2. Я же про себя говорю – не про меня ли?
1. Ах, вас не променяли?
2. Нет, так нам никогда не разобраться!
(Уходят в разные стороны)
Литература
- Учебник по чтению « В одном счастливом детстве» для 3 класса, 1 часть, авторов В.Н.Бунеева, Е. Н. Бунеевой.
- Советский энциклопедический словарь. (1989 год) гл. редактор А.М. Прохоров.