Цели урока:
- формирование умений решать задачи практической направленности;
- развитие логического мышления, интереса к предметам математики и экономики;
- показать широту и актуальность применения процентов в жизни.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, интерактивная доска, калькуляторы.
Предполагаемый результат:
- знание различных типов задач на проценты;
- формирование интереса к теме, в целом – интереса к изучаемому предмету;
- умения использовать способ при решении задач, связанных с банковскими операциями;
- самоорганизация работы в группах по изучению конкретной «ситуации»;
- формирование культуры получения и отбора информации по заданной теме.
Ход урока
Ребята, я хочу организовать в нашей школе банк «Процент» . Для этого мне необходима команда людей, которая будет у меня работать. Сегодня на уроке я хотела бы определить эту команду людей, а для этого необходимо лишь одно, правильно выполнять все задания, которые я буду предлагать. Чья команда наберет большее количество баллов, та и будет принята на работу в наш школьный банк. ( Класс разбивается на 3 группы по 8 человек) Выдаются путевые листы. (Приложение 1)
Устный счет (слайд № 2, № 3, № 4, см. презентацию)
- Число 210 увеличили на 100%. Сколько стало? (420)
- Число 120 увеличили на 50%. Сколько стало? (80)
- Сколько было, если после увеличения на 100% стало 120. (60)
- Сколько было , если после увеличения на 50% стало 150. (100)
- Переведите десятичные дроби в проценты.
- Переведите проценты в десятичные дроби.
Чтобы работать в нашем банке необходимо умение работать с документами, которые, может быть, вы видите впервые. Ознакомьтесь с тремя видами документов, разберитесь в них и дайте отчет о проделанной работе. (слайд № 5)Каждой группе выдается задача на один из типов задач (сложность задач определяется подготовленностью учащихся)
5 минут они знакомятся с задачей, записывают её в тетрадях и один ученик от группы оформляет её на доске, чтобы познакомить с этим типом задач и другие группы. (слайд № 6, № 7, № 8)
Работа над определением типов задач: (каждой команде раздаются одинаковые задания, в которых они должны определить типы задач на проценты) (Приложение № 2)
а) На клумбе посадили 36 луковиц тюльпанов, это 48% всех купленных луковиц. Сколько всего луковиц купили? (2 тип.)
б) Рабочий по плану должен изготовить 250 деталей, но он перевыполнил план на 12%.Сколько деталей он сделал? (1 тип)
в) При обработке 80 т риса получили 60 т крупы. Найдите процент выхода крупы при обработке риса. (3 тип)
г) В классе 40 учащихся из них на «4» и «5» учатся 18 человек. Чему равен процент качества? (3 тип)
д) Рыбак поймал 14 лещей, что составляет 28% всего улова. Сколько всего рыб поймал рыбак? (2 тип)
е) Масса медвежонка составляет 15% массы белого медведя. Найдите массу медвежонка, если белый медведь весит 120 кг. (1 тип)
После того, как команды определили типы задач, на интерактивной доске высвечиваются правильные ответы (менеджеры заносят баллы в путевой лист)
Физкультминутка (слайд № 10, 11, 12)
Решить задачи указанные в листах-заданиях. (Приложение № 3)
Задание 1 команде: Нахождение процентов данного числа
Швейная фабрика выпустила 1200 костюмов. Из них 40% составляют
костюмы нового фасона. Сколько костюмов нового фасона выпустила фабрика?
Решение:
1200 : 100=12 (костюмов) составляет один процент.
12 * 40 =480 (костюмов) составляет сорок процентов.
Ответ:480 костюмов.
Задание 2 команде: Нахождение числа по значению его процентов.
За контрольную работу по математике отметку «5» получили 8 учеников, что составляет 40% всех учеников. Сколько учеников в классе?
Решение:
8:40=0,2 это составляет один процент.
0,2*100=20 учеников в классе.
Ответ: 20 учеников.
Задание 3 команде: Нахождение процентного отношения чисел.
Из 1800 га колхозного поля 558 га засажено картофелем. Какой процент поля засажен картофелем?
Решение:
58:1800=0,31 засажена картофелем
0,31*100=31(%) засажен картофелем.
Ответ: 31 %
Хочу все знать: (слайд № 14)
15:24*100=62,5 девочек
9:24*100=37,5 мальчиков
Сладкая задача: (слайд № 16)
Сливочное мороженое содержит 14% сахара. На приготовление мороженого израсходовали 35 кг. сахара. Сколько сделали порций мороженого, если в каждой порции 100 грамм.
35 000:14*100=250 000г
250 000:100=2500 порций.
Дополнительные задачи:
1. Себестоимость изготовления одной детали равна 650 рублей. Внедрение новой технологии позволило снизить себестоимость детали на 2%. Какова себестоимость такой детали?
2. Применяя интенсивную технологию, бригада изготовила сверх плана 250 деталей, перевыполнив тем самым план на 5%.Сколько деталей изготовила бригада?
Домашнее задание (дифференцированное) Приложение № 4
Приложение 1
Таблица учета знаний
Устный счет |
|
|
|
|
Задача № 1 |
|
|
|
|
Задача № 2 |
|
|
|
|
Типы задач |
|
|
|
|
Устная работа |
|
|
|
|
Вложение денег |
|
|
|
|
Хочу все знать |
|
|
|
|
Мороженное |
|
|
|
|
Приложение 2
а) На клумбе посадили 36 луковиц тюльпанов, это 48% всех купленных луковиц. Сколько всего луковиц купили? (2 тип.)
б) Рабочий по плану должен изготовить 250 деталей, но он перевыполнил план на 12%.Сколько деталей он сделал? (1 тип)
в) При обработке 80 т риса получили 60 т крупы. Найдите процент выхода крупы при обработке риса. (3 тип)
г) В классе 40 учащихся из них на «4» и «5» учатся 18 человек. Чему равен процент качества? (3 тип)
д) Рыбак поймал 14 лещей, что составляет 28% всего улова. Сколько всего рыб поймал рыбак? (2 тип)
е) Масса медвежонка составляет 15% массы белого медведя. Найдите массу медвежонка, если белый медведь весит 120 кг. (1 тип)
Приложение 3
1 тип
Нахождение процентов данного числа.
Швейная фабрика выпустила 1200 костюмов. Из них 40% составляют костюмы нового фасона. Сколько костюмов нового фасона выпустила фабрика?
Решение:
1200 : 100=12 (костюмов) составляет один процент.
12 * 40 =480 (костюмов) составляет сорок процентов.
Ответ:480 костюмов.
Решите задачи:
№ 1
На приобретение оборудования для школьного кабинета информатики выделили 48 тысяч рублей, что составляет 60% стоимости всего оборудования. Какая сумма нужна для оборудования кабинета?
№ 2
В парке 150 деревьев. Липы составляют 8 % от числа всех деревьев. Сколько лип в парке?
№ 3
Банк обещает годовой рост вклада 13%. Какую сумму может получить вкладчик, вложивший 500 рублей на 2 года?
№ 4
Выясните, что выгоднее?
Положить в банк на год 30 000 под 8% годовых.
Положить в банк на год 40 000 под 7% годовых.
2 тип
Нахождение числа по значению его процентов
За контрольную работу по математике отметку «5» получили 8 учеников, что составляет 40% всех учеников. Сколько учеников в классе?
Решение:
8:40=0,2 это составляет один процент.
0,2*100=20 учеников в классе.
Ответ: 20 учеников.
Решите задачи:
№ 1
На приобретение оборудования для школьного кабинета информатики выделили 48 тысяч рублей, что составляет 60% стоимости всего оборудования. Какая сумма нужна для оборудования кабинета?
№ 2
В парке 150 деревьев. Липы составляют 8 % от числа всех деревьев. Сколько лип в парке?
№ 3
Банк обещает годовой рост вклада 13%. Какую сумму может получить вкладчик, вложивший 500 рублей на 2 года?
№ 4
Выясните, что выгоднее?
Положить в банк на год 30 000 под 8% годовых.
Положить в банк на год 40 000 под 7% годовых.
3 тип
Нахождение процентного отношения чисел
Из 1800 га колхозного поля 558 га засажено картофелем. Какой процент поля засажен картофелем?
Решение:
558:1800=0,31 засажена картофелем
0,31*100=31(%) засажен картофелем.
Ответ: 31 %
Решите задачи:
№ 1
На приобретение оборудования для школьного кабинета информатики выделили 48 тысяч рублей, что составляет 60% стоимости всего оборудования. Какая сумма нужна для оборудования кабинета?
№ 2
В парке 150 деревьев. Липы составляют 8 % от числа всех деревьев. Сколько лип в парке?
№ 3
Банк обещает годовой рост вклада 13%. Какую сумму может получить вкладчик, вложивший 500 рублей на 2 года?
№ 4
Выясните, что выгоднее?
Положить в банк на год 30 000 под 8% годовых.
Положить в банк на год 40 000 под 7% годовых.
Приложение 4
Дифференцированное домашнее задание:
«5» Иванов сделал открытие, позволяющее экономить 30% топлива, а Петров целых 70%. Сколько процентов топлива можно экономить, применяя оба эти изобретения?
«4» Банк «Винни-Пух и Пятачок» начисляет своим вкладчикам по 10% ежемесячно. Иа-Иа сделал вклад в этот банк в размере 1 рубля. Сколько денег он сможет снять со своего счета через два месяца?
«3» В банк положили 1 000 000 рублей. Какую сумму должны получить через четыре месяца, если по истечении каждого месяца банк начисляет 8% дохода?