Урок по теме "Проценты". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока:

  • формирование умений решать задачи практической направленности;
  • развитие логического мышления, интереса к предметам математики и экономики;
  • показать широту и актуальность  применения процентов в жизни.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, интерактивная доска, калькуляторы.

Предполагаемый результат:

  • знание различных типов задач на проценты;
  • формирование интереса к теме, в целом – интереса к изучаемому предмету;
  • умения использовать способ при решении задач, связанных с банковскими операциями;
  • самоорганизация работы в группах по изучению конкретной «ситуации»;
  • формирование культуры получения и отбора информации по заданной теме.

Ход урока

Ребята, я хочу организовать в нашей школе банк «Процент» . Для этого мне необходима  команда  людей, которая будет у меня работать. Сегодня на уроке я хотела бы определить эту команду людей, а для этого необходимо лишь одно, правильно выполнять все задания, которые я буду предлагать. Чья команда наберет большее количество баллов, та и будет принята на работу в наш школьный банк. ( Класс разбивается на 3 группы по 8 человек) Выдаются путевые листы. (Приложение 1)

Устный счет (слайд № 2, № 3, № 4, см. презентацию)

  • Число 210 увеличили на 100%. Сколько стало? (420)
  • Число 120 увеличили на 50%. Сколько стало?  (80)
  • Сколько было, если после увеличения на 100% стало 120. (60)
  • Сколько было , если после увеличения на 50% стало 150. (100)
  • Переведите десятичные дроби в проценты.
  • Переведите проценты в десятичные дроби.

Чтобы работать в нашем банке необходимо умение работать с документами, которые, может быть, вы видите впервые. Ознакомьтесь с тремя видами документов, разберитесь в них и дайте отчет о проделанной работе. (слайд № 5)Каждой группе выдается задача на один из типов задач (сложность задач определяется подготовленностью учащихся)

5 минут они знакомятся с задачей, записывают её в тетрадях и один ученик от группы оформляет её на  доске, чтобы познакомить с этим типом задач и другие группы. (слайд № 6, № 7, № 8)

Работа над определением типов задач: (каждой команде раздаются одинаковые задания, в которых они должны определить типы задач на проценты) (Приложение № 2)

а) На клумбе посадили 36 луковиц тюльпанов, это 48% всех купленных луковиц. Сколько всего луковиц купили? (2 тип.)

б) Рабочий по плану должен изготовить 250 деталей, но он перевыполнил план на 12%.Сколько деталей он сделал? (1 тип)

в) При обработке 80 т риса получили 60 т крупы. Найдите процент выхода крупы при обработке риса. (3 тип)

г) В классе 40 учащихся из них на «4» и «5» учатся 18 человек. Чему равен процент качества?        (3 тип)

д) Рыбак поймал 14 лещей, что составляет 28% всего улова. Сколько всего рыб поймал рыбак?       (2 тип)

е) Масса медвежонка составляет 15% массы белого медведя. Найдите массу медвежонка, если белый медведь весит 120 кг.    (1 тип)

После того, как команды определили типы задач, на интерактивной доске высвечиваются правильные ответы (менеджеры заносят баллы в путевой лист)

Физкультминутка (слайд № 10, 11, 12)

Решить задачи указанные в листах-заданиях. (Приложение № 3)

Задание 1 команде: Нахождение процентов данного числа

Швейная фабрика выпустила 1200 костюмов. Из них 40% составляют

костюмы нового фасона. Сколько костюмов нового фасона выпустила фабрика?

Решение:

1200 : 100=12 (костюмов) составляет один процент.

12 * 40 =480 (костюмов) составляет сорок процентов.

Ответ:480 костюмов.

Задание 2 команде: Нахождение числа по значению его процентов.

За контрольную работу по математике отметку «5» получили 8 учеников, что составляет 40% всех учеников. Сколько учеников в классе?

Решение:

8:40=0,2 это составляет один процент.

0,2*100=20 учеников в классе.

Ответ: 20 учеников. 

Задание 3 команде: Нахождение процентного отношения чисел.

Из 1800 га колхозного поля 558 га засажено картофелем. Какой процент поля засажен картофелем?

Решение:

58:1800=0,31  засажена картофелем

0,31*100=31(%)  засажен картофелем.

Ответ: 31 %    

Хочу все знать: (слайд № 14)

15:24*100=62,5 девочек

9:24*100=37,5 мальчиков

Сладкая задача: (слайд № 16)

Сливочное мороженое содержит 14% сахара. На приготовление мороженого израсходовали 35 кг. сахара. Сколько сделали порций мороженого, если в каждой порции 100 грамм.

35 000:14*100=250 000г

250 000:100=2500 порций.

Дополнительные задачи:

1. Себестоимость изготовления одной детали равна 650 рублей. Внедрение новой технологии позволило снизить себестоимость детали на 2%. Какова себестоимость такой  детали?

2. Применяя интенсивную технологию, бригада изготовила сверх плана 250 деталей, перевыполнив тем самым план на 5%.Сколько деталей изготовила бригада?

Домашнее задание (дифференцированное) Приложение № 4

Приложение 1

Таблица учета знаний

Устный счет

 

 

 

 

Задача № 1

 

 

 

 

Задача № 2

 

 

 

 

Типы задач

 

 

 

 

Устная работа 

 

 

 

 

Вложение денег

 

 

 

 

Хочу все знать  

 

 

 

 

Мороженное

 

 

 

 

Приложение 2

а) На клумбе посадили 36 луковиц тюльпанов, это 48% всех купленных луковиц. Сколько всего луковиц купили?        (2 тип.)

б) Рабочий по плану должен изготовить 250 деталей, но он перевыполнил план на 12%.Сколько деталей он сделал?          (1 тип)

в) При обработке 80 т риса получили 60 т крупы. Найдите процент выхода крупы при обработке риса.         (3 тип)

г) В классе 40 учащихся из них на «4» и «5» учатся 18 человек. Чему равен процент качества?        (3 тип)

д) Рыбак поймал 14 лещей, что составляет 28% всего улова. Сколько всего рыб поймал рыбак?       (2 тип)

е) Масса медвежонка составляет 15% массы белого медведя. Найдите массу медвежонка, если белый медведь весит 120 кг.    (1 тип)

Приложение 3

1 тип

Нахождение процентов данного числа.

Швейная фабрика выпустила 1200 костюмов. Из них 40% составляют костюмы нового фасона. Сколько костюмов нового фасона выпустила фабрика?

Решение:

1200 : 100=12 (костюмов) составляет один процент.

12 * 40 =480 (костюмов) составляет сорок процентов.

Ответ:480 костюмов.

Решите задачи:

№ 1

На приобретение оборудования для школьного кабинета информатики выделили 48 тысяч рублей, что составляет 60% стоимости всего оборудования. Какая сумма нужна для оборудования кабинета?

№ 2

В парке 150 деревьев. Липы составляют 8 % от числа всех деревьев. Сколько лип в парке?

№ 3

Банк обещает годовой рост  вклада 13%. Какую сумму может получить вкладчик, вложивший 500 рублей на 2 года?

№ 4 

Выясните, что выгоднее?

Положить в банк на год 30 000 под 8% годовых.

Положить в банк на год 40 000 под 7% годовых.

2 тип

Нахождение числа по значению его процентов

За контрольную работу по математике отметку «5» получили 8 учеников, что составляет 40% всех учеников. Сколько учеников в классе?

Решение:

8:40=0,2 это составляет один процент.

0,2*100=20 учеников в классе.

Ответ: 20 учеников.

Решите задачи:

№ 1

На приобретение оборудования для школьного кабинета информатики выделили 48 тысяч рублей, что составляет 60% стоимости всего оборудования. Какая сумма нужна для оборудования кабинета?

№ 2

В парке 150 деревьев. Липы составляют 8 % от числа всех деревьев. Сколько лип в парке?

№ 3

Банк обещает годовой рост  вклада 13%. Какую сумму может получить вкладчик, вложивший 500 рублей на 2 года?

№ 4

Выясните, что выгоднее?

Положить в банк на год 30 000 под 8% годовых.

Положить в банк на год 40 000 под 7% годовых.

3 тип

Нахождение процентного отношения чисел

Из 1800 га колхозного поля 558 га засажено картофелем. Какой процент поля засажен картофелем?

Решение:

558:1800=0,31 засажена картофелем

0,31*100=31(%)  засажен картофелем.

Ответ: 31 %    

Решите задачи:

№ 1

На приобретение оборудования для школьного кабинета информатики выделили 48 тысяч рублей, что составляет 60% стоимости всего оборудования. Какая сумма нужна для оборудования кабинета?

№ 2

В парке 150 деревьев. Липы составляют 8 % от числа всех деревьев. Сколько лип в парке?

№ 3

Банк обещает годовой рост  вклада 13%. Какую сумму может получить вкладчик, вложивший 500 рублей на 2 года?

№ 4

Выясните, что выгоднее?

Положить в банк на год 30 000 под 8% годовых.

Положить в банк на год 40 000 под 7% годовых.

Приложение 4

Дифференцированное домашнее задание:

«5» Иванов сделал открытие, позволяющее экономить 30% топлива, а Петров целых 70%. Сколько процентов топлива можно экономить, применяя оба эти изобретения?

«4» Банк «Винни-Пух и Пятачок» начисляет своим вкладчикам по 10% ежемесячно. Иа-Иа сделал вклад в этот банк в размере 1 рубля. Сколько денег он сможет снять со своего счета через два месяца?  

«3» В банк положили 1 000 000 рублей. Какую сумму должны получить через четыре месяца, если по истечении каждого месяца банк начисляет 8% дохода?