Гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы (конец XV — первая половина XVII века)

Разделы: История и обществознание


Цели урока: дать представление о живописи Итальянского Возрождения периода его расцвета и Северного Возрождения; формировать умения работать с таблицей, иллюстрациями и текстом учебника; воспитывать эстетический вкус на примере произведений эпохи Возрождения.

Оборудование: Интерактивная доска, диск с репродукциями картин; кроссворды, жетоны «сова», репродукции.

Основные понятия: титаны Возрождения, Северное Возрождение; Возрождение периода расцвета.

План урока:

  • опрос по домашнему заданию;
  • эпоха титанов; Микеланджело Буанарроти, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти.
  • Демократизм Северного Возрождения. Питер Брейгель Старший.
  • Закрепление.

Ход урока

На двери перед уроком вывешены два кроссворда.

На магнитной доске высказывания гуманистов.

I. Опрос по домашнему заданию.

Ребята мы с вами изучаем новый период истории и узнали много новых терминов характеризующих это время. Давайте вспомним их, проведем блиц-опрос.

Серьёзные изменения в Европе принесли Географические открытия доказавшие что Земля … (шар), стала развиваться мировая торговля появились биржи… (место для заключения сделок заказчик, поставщик); капитал (средства вкладываемые в производство…); мануфактура, гуманисты (сторонники светского, не церковного взгляда на мир…)

Фронтальный опрос.

Менялась духовная жизнь общества. И это время названо Возрождение. Особенности эпохи Возрождения:

  • обмирщение сознания;
  • распространение идей гуманизма (внимание к человеческой личности);
  • распространение научных знаний;
  • опора на достижения культуры Античности.

Проверка домашнего задания.

1. Задания на магнитной доске: Здесь помещены высказывания гуманистов (приложение 1). Необходимо подобрать фамилию автора высказывания. 3 ученика.

«Люди не только будут обладать знанием всех вещей, но станут почти всемогущими». (Бернардино Толезио).

«Каждый человек всегда находится в центре мира. Каждый – сосредоточие мира, человек всегда центр мира». (Леонардо да Винчи).

«Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире». (Пико дела Мирандола).

2. Работа на интерактивной доске. 4 ученика.

Выберите правильный ответ.

  1. Гуманизмом называют:
    а) науку о возникновении и развитии человеческого общества;
    б) учение, признающее человека высшей ценностью мира;
    в) борьбу против продажи индульгенций;
    г) христианскую религию. (Б).
  2. Как переводится слово «утопия»?
    а) лучшее место;
    б) новое место;
    в) земля будущего;
    г) место, которого нет. (Г).
  3. Это сочинение принадлежит перу Эразма Роттердамского?
    а) «Похвала мудрости»;
    б) «Похвала глупости»
    в) «Похвала глупцам»
    г) «Похвала глупцов». (Б).
  4. Установите правильное соответствие:

а) «Ромео и Джульетта»

 

 

 

1) Франсуа Рабле

б) «Похвала глупости»

 

 

 

2) Томас Мор

в) «Остров Утопия»

 

 

 

3) Эразм Роттердамский

г) «Гаргантюа и Пантагрюэль»

 

 

 

 

(1г, 2в, 3б).

Как вы думаете, какое техническое изобретение способствовало распространению философии гуманизма? (Книгопечатание).

II. Эпоха титанов; Микеланджело Буанарроти, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти.

Главным признаком Возрождения, как казалось современникам, явился расцвет искусств после долгих веков средневекового «упадка»; расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость.

Труд художника, скульптора и архитектора люди XV–XVI веков понимали как особый язык, с помощью которого можно узнать тайны «божественной Природы».

Тема сегодняшнего урока «Гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы (конец XV – первая половина XVII века)».

В конце урока вы должны ответить на вопрос «Что было общего и различного в творчестве художников Итальянского и Северного Возрождения?».

На интерактивной доске вопрос.

Своего расцвета Возрождение в Италии достигает в конце XV – первой половине XVI века. Этот период называют Высокое возрождение. К нему относится творчество величайших деятелей Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонароти, Рафаэля Санти. Это были гении, проявившие себя во многих областях искусства и науки. Поэтому их часто называют титанами Возрождения. У вас есть таблица, которую мы начали составлять на прошлом уроке, продолжите её составлять по новому материалу на этом и следующем уроке.

Итальянские художники рисовали картины и фрески для богатых монастырей, церквей, герцогов и патрициев.
Итальянское Возрождение невозможно представить без живописи Рафаэля Санти (1483–1520).

Сообщение учащегося. Диск художники; либо репродукции в учебнике.

«Сикстинская мадонна» – наиболее известная из картин Рафаэля, она была написана для церкви Сан Сиксто. Фигура Девы выглядит здесь величественнее, чем на других полотнах Рафаэля посвящённых Богородице. Это единственный случай, когда Мадонна изображена в полный рост и почти натуральную величину. Благоговейно, смотрит на неё Св. Сикст, а Св. Варвара преклонила колени. Мадонна, ступая по облакам, несёт Спасителя людям. Маленькие ангелочки вносят в картину нотку озорства и непринуждённости.

Познакомимся с творчеством Леонардо да Винчи (1452–1519).

Сообщение учащегося. Демонстрация слайдов.

Его необыкновенная одарённость поражала современников. Он был художником, поэтом, архитектором, разбирался в механике и военном деле. Длительные опыты научили изображать объём тончайшими оттенками, игрой света. Математические расчёты помогли ему показать в картинах глубину пространства, перспективу, (слайд – пейзаж). Сохранилось множество этюдов изображающих с большой тщательностью части тела человека (слайд – голова). Мадонна – традиционный сюжет эпохи Возрождения, «Мадонна в гроте».

Кроме живописных произведений, сохранилось несколько грандиозных фресок, например «Тайное вечере» (слайд), украсившее стену богатого миланского монастыря. Но фреска написана не по мокрой штукатурке и ещё при жизни художника стала осыпаться. Выбрав традиционный сюжет, он поставил задачу изобразить различную реакцию на слова Христа: «Один из Вас предаст меня». Посмотрите на взволнованные позы, лица апостолов и лишь фигура и лицо Христа олицетворяют спокойствие и смирение.

Но, наверное, наиболее известное произведение – портрет Моны Лизы. Неуловимая дымка окутывает лицо и фигуру, смягчает контуры. Этот приём называется сфумато (дымка) – когда краски смешиваются без линий и краёв. Часто художник делал это пальцем. Рассмотрите эту картину в учебнике. Её улыбка, слегка асимметрична, что делает её такой загадочной. Кажется, она владеет какой-то особой тайной, волнующей людей до сих пор.

О других сторонах творчества художника предлагаю вам написать реферат «Машины и идеи Леонардо да Винчи» к «неделе истории».

А сейчас возьмите карточки (приложение 2) и отметьте на них признаки, свойственные Итальянскому Возрождению. (Проверка).

III. Демократизм Северного Возрождения. Питер Брейгель Старший.

Сейчас мы познакомимся с творчеством представителя Северного Возрождения Питера Брейгеля старшего.

Сообщение ученика.

В его творчестве сплелись грубоватый народный юмор, интерес к бытовым деталям.

В его картинах много от лубочных гравюр. На его картинах мы видим обилие фигур, острый контурный рисунок – «Битва Масленицы и Поста», «Нидерландские пословицы». Пейзажи выполнены в серо-зелёных, желтовато-коричневых тонах.

Обратимся к учебнику с. 73 и иллюстрациям «Жатва» и «Охотники на снегу».

Занесите данные в таблицу. В карточках у Вас осталось выбрать признаки Северного искусства. Проверка.

IV. Закрепление.

Теперь попробуйте ответить на вопрос, показанный на доске: «Что было общего и различного в творчестве художников Итальянского и Северного Возрождения?».

Учащиеся, используя заполненные карточки и полученные на уроке знания, объясняют сходства и различия в творчестве Северного и Итальянского возрождения.

А теперь рассмотрите две картины и попробуйте определить к какому направлению относятся данные картины. По каким признакам вы это определили. (Приложение 3).

Приложение 4 – кроссворды для закрепления материала.