Урок семинар-практикум по предмету "Мы и окружающий мир"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛЬ:

  1. Познакомить со строением зубов, их значением в жизни организма.
  2. Изучить правила ухода за зубами, убедить детей в необходимости выполнения этих правил.
  3. Привить навыки личной гигиены.
  4. Воспитывать у детей веру в себя, убеждение, что при выполнении гигиенических правил и тренировок каждый может стать здоровым, сильным, выносливым.

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.

– Мы приветствуем гостей и рады вам.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ И МОТИВАЦИЯ ЗНАНИЙ.

– Чем из того, что тебе принадлежит, ты можешь поделиться с другими людьми, не отдавая этого? (Улыбкой)

– Давайте мы улыбнёмся друг другу. (Дети улыбаются друг другу)

-Что больше всего привлекает ваше внимание в этот момент? (Зубы)

– Народная пословица гласит: “Здоровые зубы – зеркало здоровья”

Почему так говорят? (Здоровые зубы отражают здоровье человека)

3. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.

– Я рада сегодня вас пригласить на необычный урок семинар– практикум по проблеме “Зубы. Профилактика заболеваний”

– Сегодня в работе семинара принимают участие ведущие специалисты в области стоматологии, начинающие врачи– стоматологи (учащиеся класса в одежде врачей), студенты медицинских академий (остальные учащиеся). Я желаю вам успешной работы. Предлагаю план семинара – практикума:

ПЛАН СЕМИНАРА

  1. Отчёт о выполненной работе.
  2. Учёные вести.
  3. Что полезно, что вредно.
  4. Практикум
  5. Скорая помощь.
  6. Итоги семинара.

– Как считаете, какой пункт плана отвечает за расширение знаний по теме?

(Учёные вести. Что полезно, что вредно…..)

4. ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

– Первым этапом нашей работы является ОТЧЁТ О ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЕ.

– Возьмите ЛИСТ – ОТЧЁТ и поставьте номера вопросов около слов – ответов.

  НОС
  МЫШЦЫ
  СКЕЛЕТ
  ЛЁГКИЕ
  ОСАНКА
  КОЖА
  ЧЕРЕП
  ЖЕЛУДОК
  ВИТАМИНЫ
  ПОЗВОНОЧНИК

ВОПРОС 1.Необыкновенная одежда, которая никогда не промокает, не выцветает, не мнётся, её можно носить много десятков лет (кожа).

ВОПРОС 2.Необходимые компоненты в питании, дающие нам жизнь (Виту) (витамины).

ВОПРОС 3.

Висит мешочек небольшой: то полный, то пустой.
В него вагончики бегут, пищу, жидкости везут.
Кипит работа целый день, нам помогать ему не лень.
Готовит пищу, нас питает, а что не нужно – выгоняет. (Желудок)

ВОПРОС 4.Небольшой орган на лице, выполняющий 3 важные функции: фильтра, печки, сторожевого поста. (Нос)

ВОПРОС 5. Чтобы кости не искривлялись, фигура была стройной, нужно следить за ……..(Осанкой)

ВОПРОС 6. Что помогает телу двигаться, является опорой тела, защитой внутренних органов? (Скелет)

ВОПРОС 7.Мозг как главный командир организма нуждается в защите. “Телохранитель” мозга. (Череп)

ВОПРОС 8. “У кого болят кости, тот не ходит в гости” – гласит народная мудрость. Но чтобы кости не болели, обеспечивали подвижность телу, нам нужно тренировать ……(Мышцы)

ВОПРОС 9. Самые большие органы в нашем теле, состоящие из альвеол, дающие кислород организму. (Лёгкие)

ВОПРОС 10.Надёжное укрытие для спинного мозга (Позвоночник)

– Проверьте свои отчёты (На доске верные ответы):

4, 8, 6. 9, 5, 1, 7, 3, 2, 10

– Поднимите руки, кто правильно выполнил отчёт о проделанной работе?

5. УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

– На семинар мы пригласили ведущих специалистов в области стоматологии. Просим занять свои места. А в зале присутствуют молодые коллеги, начинающие врачи-стоматологи, студенты медицинских академий, которые могут задавать вопросы на интересующие вас темы в области стоматологии.

– Мы продолжаем наш разговор о твёрдых частях нашего организма и следующий этап нашей работы “Учёные вести”

– Давайте уточним три функции, которые выполняют зубы в нашем организме:

ТРИ ФУНКЦИИ ЗУБОВ:

  1. Размельчают пищу.
  2. Украшают лицо при разговоре.
  3. Способствуют ясному произношению звуков.

ТИПЫ ЗУБОВ.

– Одинаковы ли зубы по форме, какую роль выполняют разные типы зубов, как растут зубы, расскажет врач – стоматолог Кузнецова Полина Андреевна. (Ученица ведёт рассказ с показом на муляже челюсти)

СТРОЕНИЕ ЗУБА

– Даниил Евгеньевич, расскажите о строении зубов.

(СТРОЕНИЕ ЗУБА – с опорой на рисунок)

Зубы – самые твёрдые части нашего организма. Белая часть называется коронкой. Остальная спрятана в десне. Эта часть называется корнем. Корень прочно удерживает зуб в челюсти. Сверху зубы покрыты белым прочным веществом– эмалью. Под эмалью находится жёлтая часть зуба, более мягкая, чем эмаль – дентин. Внутри зуба спрятана мягкая пульпа. В ней проложены нервы и кровеносные сосуды, питающие зуб. Благодаря нервам зуб чувствует тепло и холод.

– Перед вами карточка “Строение зуба”. Допишите пропуски, раскрасьте рисунок. (Карточка у каждого ученика – можно вклеить в тетрадь)

– Так зуб выглядит не всегда: очень опасное заболевание подстерегает наши зубы. О том, как разрушаются зубы расскажет вам ведущий врач стоматолог Виктория Руслановна.

– Мы переходим к следующему этапу нашей работы “ЧТО ПОЛЕЗНО, ЧТО ВРЕДНО”

– Каждый из вас подходит к доске и прикрепляет название продукта, который полезен для зубов или вреден.

ПОЛЕЗНО ВРЕДНО
   
   

(На доске названия продуктов на карточках вразброс:

Морковь, мороженое, конфеты, яблоко, сахар, банан, орехи, торт, рыба, молоко, капуста, шоколад, сыр, редис, картофель, свёкла, изюм, творог, курага, печенье)

– Почему эти продукты полезны для зубов?

(Они богаты витаминами и укрепляют зубы)

– Мы с вами узнали о строении зубов, о том, какие заболевания подстерегают наши зубы, какие продукты следует употреблять в пищу, чтобы дольше сохранить зубы здоровыми. Но это ещё не всё. ПРАКТИКУМ в работе семинара познакомит нас с правилами ухода за зубами. Слово Марие Александровне. (Показ на муляже, дети со своими зубными щётками)

Практикум “Чистка зубов”

Для ухода за зубами каждому человеку необходима зубная щётка и паста. Щётку надо выбирать с ровной, мягкой щетиной. Регулярно её мыть. Менять раз в 3-4 месяца. Как правильно чистить зубы:

  1. Возьмите зубную щётку и расположите её вдоль линии дёсен.
  2. Чистим верхние зубы – сверху – вниз.
  3. Чистим нижние зубы – снизу – вверх.
  4. Чистить зубы нужно и с внутренней стороны аналогично.
  5. Жевательную поверхность зубов нужно чистить круговыми движениями.
  6. Не забудьте почистить язык.
  7. В заключении – зубы смыкаются и весь зубной ряд чиститься круговыми движениями.

Как поел, почисти зубки. Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам – фрукты, очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил, помни правило такое:
К стоматологу идём в год два раза на приём.
И тогда улыбки свет сохранишь на много лет!

– Спасибо, уважаемые доктора, вы достаточно подробно осветили темы семинара.

Сейчас я обращаюсь к молодым коллегам, студентам. Какие вопросы вам бы хотелось задать специалистам?

(У детей на карточках вопросы:

– Виктория Руслановна, почему при разрушении зубов появляется сильная боль?

– У человека обнаружили болезнь почек, а врач рекомендует ему лечить зубы.

Объясните, чем вызвана данная рекомендация врача.

(У этого человека очаг инфекции находится в больных зубах, оттуда микробы попадают в почки)

Следующий этап “Скорая помощь” Что же делать, если вдруг разболелся зуб?

Как быстро успокоить зуб? Ваши рекомендации, уважаемые участники семинара. (Прополоскать с содой, почистить зубы, положить зубные капли, выпить таблетку от боли, обратиться к врачу….)

6. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

– Спасибо всем за работу. Подводим итоги семинара.

Блиц – игра.

  1. Как называется зубной врач? (стоматолог)
  2. Верхняя часть зуба (коронка).
  3. Очень твёрдая и защищает зуб (эмаль).
  4. Содержит нервы и кровеносные сосуды (пульпа).
  5. Заболевание зубов (кариес).
  6. Жёлтая часть зуба (дентин).
  7. Какое вещество должна содержать паста? (фтор)
  8. Какие пасты знаете?
  9. Сколько раз в день чистить зубы? (2 раза)
  10. Сколько минут чистить зубы? (не меньше 3 минут)

– Я хотела бы прочитать вам такое пожелание:

ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО.

Чтобы быть всегда здоровым, бодрым, стройным и весёлым,
Дать совет я вам готова, как прожить без докторов.
Надо кушать помидоры, фрукты, овощи, лимоны,
Кашу – утром, суп – в обед, а на ужин – винегрет.
Надо спортом заниматься, умываться, закаляться,
Лыжным бегом увлекаться и почаще улыбаться.
Ну, а если свой обед ты начнёшь с кулька конфет,
Жвачкой импортной закусишь, шоколадом подсластишь,
А потом на целый вечер к телевизору засядешь
И посмотришь по порядку сериалов череду,
То тогда наверняка ваши спутники всегда –
Близорукость, бледный вид, и неважный аппетит.

– Я надеюсь, что вы прислушаетесь к советам, которые вам дали. Будете их вспоминать и выполнять. Будьте всегда здоровы. Удачи вам.