Тип урока: углубление в тему
Задачи:
1. Познакомить с жанрами русской
народной песни
2. Сформировать заинтересованное отношение к
музыке
Оборудование: музыкальный центр, диски, иллюстрации, тексты песен, наглядные таблицы.
Вход в класс
Обучающиеся входят в класс под музыку И. Дунаевского “Песня о Родине”.
Музыкальное приветствие
Учитель и обучающиеся обмениваются музыкальными приветствиями под аккомпонимент фортепиано.
Повторение пройденного материала
Р. Щедрин “Озорные частушки”.
(Рисунок № 1)
Учитель. Звучит музыка народная или композиторская. Во время слушания Учитель комментирует звучание. Пошли на ярмарку дедушка, внук и внучка. Народ бежит на ярмарку, спешит, там продают сладости, крутятся качели, люди торопятся купить что-то новое. Внучка и внук просят у дедушки денежку на сладости. Дедушка скуповат: “Нет!”. В конце концов, Дети упросили деда.
(Внучка – звучит ТРУБА (Рисунок №2),
внук – ТРОМБОН (Рисунок №3),
дедушка - ТУБА (Рисунок №4)
Дети. Звучит композиторская музыка. Её написал Р. Щедрин, называется “Озорные частушки”.
Учитель. Какие инструменты симфонического оркестра солировали?
Дети. Медные духовые, тромбон (внук), туба (дедушка), труба (внучка).
Учитель. Слушаем и изображаем игру на медных духовых инструментах. Первая группа – труба, вторая группа – туба, третья группа – тромбон (группы по очереди встают, когда изображают игру на инструменте).
Введение в тему
Революционная песня “Смело товарищи в ногу”.
Слушание. (Приложение № 1)
(Дети определяют народная или композиторская музыка)
Дети. Музыка народная. Исполнял хор без сопровождения a : capella, мелодические повторы.
Учитель. Как называются русские народные песни?
Дети. По 1-ой строчке.
Учитель. Скажите название песни.
Дети. “Смело товарищи в ногу”
Учитель. Назовите характер песни, её жанр.
Дети. Песенно – маршевый, песня – марш.
Учитель. О чем поётся в песне?
Дети. О революционных событиях. В определенный период бывают трудности, народ начинает возмущаться, по – старому жить не могут, а новое время ещё не наступило, такой период и есть революция.
(Рисунок №5)
Учитель. Данная иллюстрация созвучна песне?
Дети. Иллюстрация, также как и песня передаёт мужественную борьбу народа, уверенность в победе.
Учитель. Жанр этой песни – революционная песня.
(Далее Дети сольфеджируют мелодию.
Учитель обращает внимание детей на пунктирный ритм. Этот ритм используется в маршевой музыке, что придает музыке большую четкость.
Исполнение 2-х куплетов)
Вокально-хоровая работа
“Шёл ленинградский паренёк”
Обучающимся раздается текст песни.
Слушание песни. (Приложение №2) (Рисунок №6)
Учитель. Какая это песня, народная или композиторская?
Дети. Песня народная. Она исполнялась без сопровождения, мелодия протяжная, распевы, мелодические повторы.
Учитель. Как называется песня?
Дети. По первой строчке, “Шёл ленинградский паренёк”.
Учитель. О каких событиях поётся в песне?
Дети. О Великой Отечественной войне. (Рисунок №6)
Учитель. Эта песня относится к старинной солдатской или к современной?
Дети. К современной песне.
Учитель. Жанр песни “Шёл ленинградский паренёк” - современная солдатская песня.
Разучивание песни – 2 куплетов
(Проговаривание в ритме текста, работа над кантиленой, четкой дикцией)
С.С. Прокофьев кантата “Александр Невский”
Хор “Вставайте, люди русские”
Слушание. (Приложение №3)
Учитель. В годы Великой Отечественной войны звучала и такая музыка. Народная это или композиторская музыка.
Дети. Это композиторская музыка. Смешенный хор звучал в сопровождении симфонического оркестра.
Учитель. Сочинил это произведение композитор С.С. Прокофьев. (Рисунок №7)
Кантата “Александр Невский” хор “Вставайте, люди русские”.
(Объяснение жанра кантата)
Учитель. Похожа мелодия этого хора на русскую народную песню?
Дети. Похожа. Мелодия протяжная, поет хор, поочередное звучание мужских и женских голосов, мелодические повторы, распевы, название по 1-ой строчке.
Учитель. Изменяется ли характер музыки?
Дети. Изменяется. Маршевый характер музыки в начале и конце хора, а в середине песенный, мелодия протяжная.
Учитель. Сначала музыка была сочинена к кинофильму “Александр Невский”, который был популярен в годы Великой Отечественной войны, а позднее С.С. Прокофьев объединил музыкальные фрагменты из кинофильма в одно сочинение. Получилась кантата “Александр Невский”
Учитель. Александр Невский (Рисунок №8) – защитник – защитник земли русской, полководец. Более 7 веков назад немцы – крестоносцы напали на русскую землю. Князь Александр Невский заявил: “Кто на Русь с мечом пойдет, тот от меча и погибнет”
Учитель. Почему в годы Великой Отечественной войны звучал хор?
Дети. Поется о защитниках земли Русской.
Учащимся раздаётся текст.
Вокально-хоровая работа.
На словах “Вставайте, люди русские” Дети поют все вместе, на словах “На Руси родной” вступают девочки, а потом подхватывают мальчики.
Затем исполнение вместе с хором в записи.
Вывод:
1. На уроке прозвучала музыка народная
и композиторская;
2. Познакомились с жанрами русской народной
песни: революционная песня и современная
солдатская песня.
Выход . Дети выходят из класса под песню “Смело товарищи в ногу” (Приложение №1)