Урок музыки в 4-м классе по теме "Музыка народная и композиторская"

Разделы: Музыка


Тип урока: углубление в тему

Задачи:

1. Познакомить с жанрами русской народной песни
2. Сформировать заинтересованное отношение к музыке

Оборудование: музыкальный центр, диски, иллюстрации, тексты песен, наглядные   таблицы.

Вход в класс

Обучающиеся входят в класс под музыку И. Дунаевского “Песня о Родине”.

Музыкальное приветствие

Учитель и обучающиеся обмениваются музыкальными приветствиями под аккомпонимент фортепиано.

Повторение пройденного материала

Р. Щедрин “Озорные частушки”.

(Рисунок № 1)

Учитель. Звучит музыка народная или композиторская. Во время слушания Учитель комментирует звучание. Пошли на ярмарку дедушка, внук и внучка. Народ бежит на ярмарку, спешит, там продают сладости, крутятся качели, люди торопятся купить что-то новое. Внучка и внук просят у дедушки денежку на сладости. Дедушка скуповат: “Нет!”. В конце концов, Дети упросили деда.

(Внучка – звучит ТРУБА (Рисунок №2),

внук – ТРОМБОН (Рисунок №3),

дедушка - ТУБА (Рисунок №4)

Дети. Звучит композиторская музыка. Её написал Р. Щедрин, называется “Озорные частушки”.

Учитель. Какие инструменты симфонического оркестра солировали?

Дети. Медные духовые, тромбон (внук), туба (дедушка), труба (внучка).

Учитель. Слушаем и изображаем игру на медных духовых инструментах. Первая группа – труба, вторая группа – туба, третья группа – тромбон (группы по очереди встают, когда изображают игру на инструменте).

Введение в тему

Революционная песня “Смело товарищи в ногу”.

Слушание. (Приложение № 1)

(Дети определяют народная или композиторская музыка)

Дети. Музыка народная. Исполнял хор без сопровождения a : capella, мелодические повторы.

Учитель. Как называются русские народные песни?

Дети. По 1-ой строчке.

Учитель. Скажите название песни.

Дети. “Смело товарищи в ногу”

Учитель. Назовите характер песни, её жанр.

Дети. Песенно – маршевый, песня – марш.

Учитель. О чем поётся в песне?

Дети. О революционных событиях. В определенный период бывают трудности, народ начинает возмущаться, по – старому жить не могут, а новое время ещё не наступило, такой период и есть революция.

(Рисунок №5)

Учитель. Данная иллюстрация созвучна песне?

Дети. Иллюстрация, также как и песня передаёт мужественную борьбу народа, уверенность в победе.

Учитель. Жанр этой песни – революционная песня.

(Далее Дети сольфеджируют мелодию.

Учитель обращает внимание детей на пунктирный ритм. Этот ритм используется в маршевой музыке, что придает музыке большую четкость.

Исполнение 2-х куплетов)

Вокально-хоровая работа

  1. Исполнение текста вместе с хором в записи
  2. Сольфеджирование мелодии
  3. Проговаривание текста в ритме
  4. Исполнение мелодии со словами

“Шёл ленинградский паренёк”

Обучающимся раздается текст песни.

Слушание песни. (Приложение №2) (Рисунок №6)

Учитель. Какая это песня, народная или композиторская?

Дети. Песня народная. Она исполнялась без сопровождения, мелодия протяжная, распевы, мелодические повторы.

Учитель. Как называется песня?

Дети. По первой строчке, “Шёл ленинградский паренёк”.

Учитель. О каких событиях поётся в песне?

Дети. О Великой Отечественной войне. (Рисунок №6)

Учитель. Эта песня относится к старинной солдатской или к современной?

Дети. К современной песне.

Учитель. Жанр песни “Шёл ленинградский паренёк” - современная солдатская песня.

Разучивание песни – 2 куплетов

(Проговаривание в ритме текста, работа над кантиленой, четкой дикцией)

С.С. Прокофьев кантата “Александр Невский”

Хор “Вставайте, люди русские”

Слушание. (Приложение №3)

Учитель. В годы Великой Отечественной войны звучала и такая музыка. Народная это или композиторская музыка.

Дети. Это композиторская музыка. Смешенный хор звучал в сопровождении симфонического оркестра.

Учитель. Сочинил это произведение композитор С.С. Прокофьев. (Рисунок №7)

Кантата “Александр Невский” хор “Вставайте, люди русские”.

(Объяснение жанра кантата)

Учитель. Похожа мелодия этого хора на русскую народную песню?

Дети. Похожа. Мелодия протяжная, поет хор, поочередное звучание мужских и женских голосов, мелодические повторы, распевы, название по 1-ой строчке.

Учитель. Изменяется ли характер музыки?

Дети. Изменяется. Маршевый характер музыки в начале и конце хора, а в середине песенный, мелодия протяжная.

Учитель. Сначала музыка была сочинена к кинофильму “Александр Невский”, который был популярен в годы Великой Отечественной войны, а позднее С.С. Прокофьев объединил музыкальные фрагменты из кинофильма в одно сочинение. Получилась кантата “Александр Невский”

Учитель. Александр Невский (Рисунок №8) – защитник – защитник земли русской, полководец. Более 7 веков назад немцы – крестоносцы напали на русскую землю. Князь Александр Невский заявил: “Кто на Русь с мечом пойдет, тот от меча и погибнет”

Учитель. Почему в годы Великой Отечественной войны звучал хор?

Дети. Поется о защитниках земли Русской.

Учащимся раздаётся текст.

Вокально-хоровая работа.

На словах “Вставайте, люди русские” Дети поют все вместе, на словах “На Руси родной” вступают девочки, а потом подхватывают мальчики.

Затем исполнение вместе с хором в записи.

Вывод:

1. На уроке прозвучала музыка народная и композиторская;
2. Познакомились с жанрами русской народной песни: революционная песня и современная солдатская песня.

Выход . Дети выходят из класса под песню “Смело товарищи в ногу” (Приложение №1)