Раздел программы: Табличный процессор Microsoft Excel.
Тип урока: объяснительно-демонстрационный, практика с элементами повторения.
Вид: комбинированный.
Программно-дидактическое обеспечение: компьютерный класс, OC Windows, проектор, раздаточный материал, презентация-приложение 1, приложение 2, Рисунок 1-11 (распечатанные).
Цели:
- Воспитательная – умение работать в группе, воспитать уважение к товарищу, развитие познавательного интереса.
- Образовательная – совершенствование навыков в работе с электронными таблицами, устанавливать причинно-следственную связь, умение сравнивать.
- Развивающая – развитие алгоритмического и логического мышления, готовность учащихся творчески применять полученные знания и практические умения в новых ситуациях.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка цели урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Тема нашего урока «Применение табличного процессора Excel для построения графиков
в решении системы уравнений, квадратных уравнений и уравнений высшей степени.» <Приложение 1, слайд1>
Какие же цели мы можем поставит перед собой (желательно, чтобы цели урока поставили сами ученики) Цели поставленные учителем на <слайде 3 Приложение 1>.
- закрепить навыки использовании электронных таблиц
- научиться решать уравнения при помощи графиков
Сравнить с целями поставленными учениками.
Но перед тем, как начать работу вспомним и ответим на вопросы из курса информатики <Приложение 1, слайд 4>:
- Где в повседневной жизни могут встречаются диаграммы и графики? (в медицине, в физике, географии, при социологических исследованиях, в математике, при различных отчетах) <Рисунок 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7>
- Где размещаются все данные в таблице? (Все данные таблицы размещаются в ячейках)
- Что такое ячейка? (Ячейка – это пересечение столбца и строки в электронной таблице)
- Что может быть содержимым ячейки? (Содержимым ячейки может быть текст, числовое значение или формула)
- Как записываются формулы в Excel? (Вся формула пишется в строчку начиная со знака =)
3. Объяснение темы урока.
Учитель: Очень хорошо! Все эти знания мы будем использовать в дальнейшей работе, но нам еще понадобятся знания из курса алгебры. <Приложение 1, слайд 5>
- Назовите вид уравнения: (квадратное)
- Как оно решается на уроках математики? (через дискриминант и по формулам)
- А какой еще есть способ решения? (графический)
- Каким способом быстрей решить по формулам или графически? (мы думаем, что по формулам)
- А давайте сейчас сравним?
Мы с вами решим графически квадратное уравнение, систему уравнений и уравнение третьей степени. Этот способ удобен, если не требуется большой точности.< Приложение 1, слайд 6.>
- квадратно уравнение
- надо представить в виде
- построим графики зависимости
- тип графика выбираем точечный
Если графики пересекаются, то абсциссы точек пересечения являются корнями уравнения. Если графики не пересекаются, то у данного уравнения корней нет. <Приложение 1, слайд 7>
Аналогично строятся графики для систем уравнений и уравнений высших степеней.
4. Вспомним алгоритм построения диаграмм <Приложение 1, слайд 8>
- Вводим значения Х в столбец А
- Вводим формулу для У1 в столбец В
- Вводим формулу для У2 в столбец С
- Выбираем мастер диаграмм:
- выбираем тип диаграмм
- выбираем источник данных
- устанавливаем параметры диаграммы
- выбираем где будем размещать диаграмму (на имеющемся листе или на отдельном)
5. Практическая работа <Приложение 1, слайды 9,10>
Учащимся раздается задание по карточкам и по степени сложности.<приложение2>
Ответы на <Рисунках 8, 9, 10, 11>
I уровень
Решить уравнение: на промежутке [-3;3] с шагом 0,2
Решить уравнение: на промежутке [-3;3] с шагом 0,2
Решить уравнение: на промежутке [-3;3] с шагом 0,2
II уровень
Решить систему уравнений в промежутке [-1; 1], с шагом 0,1
III уровень
Решить уравнение третьей степени в промежутке [-4; 4] с шагом 0,2
;
;
6. Подведение итогов
Показать на компьютерах варианты решений .
А сейчас ребята, сядем по группам:
I - кто решал квадратное уравнение
II – кто решал систему уравнений
III – кто решал уравнение третьей степени
и сделаем вывод по выполненной работе <Приложение 1, слайд 11-12>
Ребята собираются группами и отвечают на вопросы:
- Сколько решений может иметь квадратное уравнение? (2,1,0)
- В математике, когда квадратное уравнение имеет 2- решения(D>0), 1-решение(D<0), нет решений? (D=0)
- Сколько различных ситуаций может получится при решении систем 2-х линейных уравнений? (если прямые пересекаются -1 решение, прямые параллельны – нет решений, прямые совпадают – множество решений)
- Каким же способом быстрее найти ответы по решению уравнений, систем уравнений? (графическим в программе Excel)
7. Задание на дом. <Приложение 1, слайд 13>
- Глава 10, § 10.5, стр. 373 – 376
- Дополнительное задание (повышенной сложности):
составить систему 2-х уравнений так, чтобы она имела 1 решение или не имело решений.
Учитель: <Приложение 1, слайд 14>
- Ребята, скажите, пожалуйста, довольны ли вы своей работой?
- Попробуйте дать оценку себе, своему участию на уроке.
- Достигли ли мы целей, которые ставили перед собой в начале урока?
Мы сегодня с вами отлично поработали, показали свои умения:
- устанавливать причинно-следственную связь;
- сравнивать;
- обобщать;
- продолжили строить индивидуальную и групповую деятельность.
Выставление оценок.
Спасибо, ребята за урок! До свидания!