Интеллектуальный конкурс для учащихся 5, 8, 10-х классов "Информашка"

Разделы: Внеклассная работа


Интеллектуальные конкурсы по информатике направлены на развитие у ребят познавательного интереса, расширение кругозора.

Особенность интеллектуального конкурса "Информашка" - разновозрастные команды (учащиеся 5, 8, 10 классов) и сочетание теоретических и "компьютерных" заданий. Задания конкурса содержат:

  • теоретические вопросы по основному курсу информатики;
  • практические задания на владение приемами создания рисунка, знания и умения работы в табличном процессоре MS Excel;
  • применение знаний основных разделов по алгоритмизации и программированию.
  • Задания конкурса позволяют:
  • оценить уровень знаний и навыков по базовым вопросам курса информатики;
  • подвести быстро итоги, что значительно упрощает работу жюри.

Для проведения конкурса применялись программы MS Paint, MS Excel, а также клавиатурный тренажер Stamina и авторская тестовая оболочка. На Рабочем столе каждого компьютера была создана папка Конкурс, содержащая ярлыки клавиатурного тренажера Stamina и тестовой оболочки.

Клавиатурный тренажер Stamina отслеживает процесс набора за заданный пользователем отрезок времени, по истечении которого выдает сообщение - результат: скорость набора заданного текста и процент ошибочных символов, что и является оценкой результата участника. Для проведения конкурса исходный файл phrases.ru заменили на фразы-советы, пословицы и поговорки, помогающие молодому человеку выбирать решения в окружающей действительности. В настройках программы устанавливали Автостоп через 5 минут, режим Фразы. Конкурсант запускал программу с Рабочего стола Windows и выполнял задание. По истечении 5 минут программа выдавала сообщение о результате выполнения задания конкурсантом. Оценка этого задания определялась скоростью набора заданного текста.

Тестовая оболочка выбирает случайным образом вопросы теста, что обеспечивает возможность автоматического получения различных вариантов их следования, тем самым исключает дублирование теста на соседних компьютерах. По завершении программа выдает сообщение о количестве правильных ответов и качестве результата в процентном соотношении. Результат дублируется записью в файл с указанием фамилии, наименовании теста, даты проведения. Для подсчета количества баллов этого задания жюри воспользовалось результатом тестирования, подведенным программой: количество баллов определялось количеством правильных ответов.

Вопросы для теста1. Вопросы для теста2.

Как видим, оценка заданий, выполняемых на компьютере, значительно облегчалась и, самое главное, была достаточно убедительной.

Максимальное количество компьютеров в кабинетах информатики школ - 10-12. В идеале для мероприятия достаточно двух аудиторий, в одной выполняют теоретические задания, во второй работают за компьютером. В нашем случае (для участия в конкурсе было заявлено 15 команд.) конкурс проходил в 3-х смежных кабинетах. Каждому участнику необходимо было самостоятельно выполнить задание на компьютере, что значительно повышало ответственность за собственные действия, вклад в общий результат.

Время четко регламентировалось, подавался сигнал о начале и окончании работы.

Жюри также было поделено на 2 группы, одни представители оценивали задания теоретического тура, другие - "компьютерного".

Положение, план подготовки конкурса и сценарный план в приложении.

На днях недели Математики и Информатики в УМТК для студентов I курса проводился конкурс по этому сценарию в сокращенном варианте. Студенты через объявление были информированы о составе команды, характере заданий. Каждая группа самостоятельно подбирала команду. Жюри представляли три преподавателя. И участники и члены жюри остались довольны.

Ход конкурса

Визитка (представление команды)

1 мин
№ п/п Задание на компьютере Задание теоретическое Время
1 5 класс Создать рисунок с применением программы Paint 10 и 8 классы Задание по алгоритмизации и программированию 10 мин
2 10 класс Составить смету расходов на оснащение кабинета информатики в программе Excel 8 и 5 классы Выполнение вариантов заданий на общие знания по информатике 10 мин
3 8 класс Работа на скорость и правильность ввода заданного текста с применением клавиатурного тренажера Stamina 10 и 5 классы Заполнение кроссворда по информатике 9 мин
4 10класс Тестирование 8 и 5 кл. Викторина 10мин
Концертная программа - подведение итогов жюри
Награждение победителей

Сценарий районного интеллектуального конкурса "Информашка"

Время проведения: 1400 - 1530

Участники: учащиеся 5, 8, 10 классов школ Октябрьского района г. Уфы

Цель: Формирование устойчивого интереса к предмету информатики, совершенствование и развитие интеллекта, расширение кругозора.

Актуализация знаний по информатике учащихся школ Октябрьского района города Уфы, и расширение общих знаний, приобретенных в школе, выявление одаренных детей в области информатики.

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас на районном интеллектуальном конкурсе "Информашка"! Мы впервые проводим конкурс, где практические задания по информатике сочетаются с теоретическими. Очень приятно, что среди участников конкурса есть самые юные - пятиклассники, самые мудрые - старшеклассники и веселые восьмиклассники. Всего сегодня в нашем конкурсе примут участие 15 команд ОУ района

Позвольте представить Вам компетентное жюри, которое будет оценивать правильность выполнения заданий (представление жюри).

Слово для приветствия и напутствия предоставляется __________________

КОНКУРС "ВИЗИТКА"

Задание: Представление команды, визитка

Время: 1 минута

Оценка: Полнота информации о команде, оригинальность и творчество в представлении, наличие названия и девиза - 10 баллов

Ведущий: По традиции интеллектуальные конкурсы начинаются с визитки. Каждая команда должна в течение 1 минуты ярко, красочно и полно представить информацию о себе. Должно прозвучать название команды и девиз. (выступление команд)

Ведущий: Аплодисменты командам! Уважаемое жюри подводит первые итоги, а я хотела бы познакомить Вас с процедурой проведения конкурса.

Вас ждут 4 конкурса, где одно задание будет выполняться в соседней аудитории на компьютерах одним участником конкурса. На каждом компьютере прикреплена табличка с номером вашей школы, Вам надо будет занять соответствующие места. Двое других члена команды в это же время работают над решением задач на бланках. По истечении 10 минут выполнение заданий одного задания конкурса прекращается. Жюри в это время подводит итоги, а участники переходят к следующему заданию. Все результаты будут фиксироваться в турнирной таблице.

Районный интеллектуальный конкурс объявляется открытым! Уважаемые участники, желаем вам успехов!

1 КОНКУРС (параллельно в двух кабинетах)

Задание на компьютере Задание теоретическое Время
5 класс Создать рисунок с применением программы Paint. 10 и 8 классы Задание по алгоритмизации и программированию 10 мин

Ведущий: Я прошу участников конкурса - учащихся 5 классов пройти в соседнюю аудиторию. С вами будут работать члены жюри.

Задание на компьютере: Дорогие ребята! На каждом компьютере прикреплена табличка с номером вашей школы, займите соответствующие места. Найдите на столике бланк с заданием. Вам необходимо создать рисунок с применением программы Paint. Внимательно изучите инструкцию к заданию № 1. Если вопросов нет, то приступайте к выполнению.

Задание теоретическое: Второй конкурс для учащихся 8-10 классов - это практическое задание по алгоритмизации и программированию. Каждая команда получает бланк с заданием, где указывается название команды и номер школы. Время выполнения данного задания - 10 минут. За правильное выполнение данного задания вы можете заработать 22 балла.

2 КОНКУРС (параллельно в двух кабинетах)

Задание на компьютере: Дорогие ребята! На каждом компьютере прикреплена табличка с номером вашей школы, займите соответствующие места.

- Найдите на столике книжечку с заданием. Внимательно изучите инструкцию к заданию № 2. Максимальное количество баллов - 20. Если вопросов нет, то приступайте к выполнению.

Задание теоретическое: Этот конкурс для учащихся 8-5 классов. Каждая команда получает бланк с заданием, позволяющим выявить вашу общую эрудицию, умение логически мыслить. Задания представлены в виде тестов, но некоторые из них требуют полного ответа. Вам необходимо указать название команды и номер школы. Время выполнения данного задания - 10 минут. За правильное выполнение данного задания вы можете заработать 19 баллов.

3 КОНКУРС (параллельно в двух кабинетах)

- Задание на компьютере: Дорогие ребята! На каждом компьютере прикреплена табличка с номером вашей школы, займите соответствующие места.

- Найдите на столике книжечку с заданием. Вам предстоит работа на скорость и правильность ввода заданного текста с применением клавиатурного тренажера Stamina. Внимательно изучите инструкцию к заданию № 3. У вас есть возможность в течение 2 минут потренироваться. На выполнение задания отводится 5 минут, затем 2 минуты жюри проверяет результаты. Количество набранных баллов определяется компьютером и фиксируется членами жюри в протоколы. Если вопросов нет, то приступайте к выполнению.

Задание теоретическое: Учащихся 8-10 классов получают бланк с кроссвордом, в который надо вписать правильные ответы. Вам необходимо указать название команды и номер школы. Время выполнения данного задания - 9 минут. За каждый правильный ответ начисляется один балл. Максимальное количество баллов - 17.

4 КОНКУРС (параллельно в двух кабинетах)

Задание на компьютере Задание теоретическое Время
10 класс Тестирование 8 и 5 классы Викторина 10 мин

Задание на компьютере: Найдите на столике книжечку с заданием. Вам предстоит тестирование на компьютере. Внимательно изучите инструкцию к заданию № 4. На выполнение задания отводится 10 минут, затем жюри проверяет результаты. Количество набранных баллов определяется программой и фиксируется членами жюри в протоколы. Если вопросов нет, то приступайте к выполнению задания, четко следуя инструкциям.

Задание теоретическое: Это последнее задание районного интеллектуального конкурса "Информашка" среди учащихся 5, 8, 10 классов. Вам представляется еще одна возможность изменить турнирную таблицу конкурса и заработать дополнительные баллы. Я буду задавать вопросы. На ваших столах есть сигнальные карточки с номерами столов. Команда первая поднявшая сигнальную карточку, получает право ответа. Если дан неправильный ответ, то отвечает следующая команда. Выкрики с места не принимаются. За правильный ответ вы заработаете 1 балл.

Концертная программа

Ведущий: Уважаемые участники! Мы просим Вас занять свои места за столами. Остались позади все этапы нашего конкурса, впереди подведение итогов и награждение победителей. Уважаемое жюри конкурса, мы просим Вас удалиться на совещание для обсуждения результатов. А для Вас исполнят свои песни воспитанники объединения "Золотые струны" Центра детского технического творчества "Биктырыш" и замечательный педагог Сивкова Екатерина Сергеевна.

Выступление объединения "Золотые струны"

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

- Слово для награждения учителей, подготовивших команды предоставляется __________

- Слово для подведения итогов конкурса "Информашка" предоставляется ______________

- Слово для поздравления победителей предоставляется _____________________________

- Организаторы конкурса выражают свою признательность администрации СОШ 155 за помощь в организации и проведении конкурса.

- Мы благодарим всех участников районного интеллектуального конкурса "Информашка", спасибо Экспертному совету, гостям, руководителям! До новых встреч в следующем году! Желаем Вам дальнейших побед и успехов!

Заключение

Интеллектуальные конкурсы имеют огромное развивающее и воспитательное значение, как для их организаторов, так и для участников. Большая подготовительная работа, проводимая и теми и другими симулирует к более глубокому и всестороннему изучению предмета. Систематическое проведение интеллектуальных конкурсов вызывает интерес к дисциплине.

Интеллектуальные конкурсы - это форма внеклассной работы по предмету, которая меньше других освещена методической литературой, но, тем не менее, открывает новые возможности привлечения школьников в учреждения дополнительного образования для занятий научным творчеством.

Опыт работы показывает, что интеллектуальные конкурсы проходят при максимальной активности умственной деятельности участников; они все без исключения стремятся понять и осмыслить конкурсные задания.

Положительный эффект интеллектуального конкурса заключается в том, что все его участники долго обсуждают итоги мероприятия, уточняя смысл заданий, разбирая решения, принесшие им как победные баллы, так и горечь поражения.

Все задания интеллектуального конкурса "Информашка" могут использоваться в работе учреждений дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждениях частично, выборочно или полностью.

Литература

  1. Задания по теме "Основы работы с информацией на компьютере" // Информатика, 2006, № 9, С. - 19
  2. Козлова В.А., Плаксин М.А., Файзуллин В. А. Конкурс "Информашка": опыт проведения и типовые задания // Информатика, 1998, № 7, С. - 71
  3. alex@stamina.ru Алексей Казанцев. Программа Stamina.
  4. Волчёнков Н.Г. Программирование на Visual Basic 6: В 3-х ч. Часть 1.-М.: ИНФРА-М, 2002.-288с.
  5. Волчёнков Н.Г. Программирование на Visual Basic 6: В 3-х ч. Часть 2.-М.: ИНФРА-М, 2002.-280с.
  6. Кузьменко В.Г. Visual Basic 6. Самоучитель.-2-е изд.-М.: ООО "Бином-Пресс", 2003г.-432с.: ил.
  7. А. Ананьев, А. Федоров. Самоучитель Visual Basic 6.0.- Спб.: БХВ-Петербург, 2003.-624с.
  8. Сафронов И.К. Visual Basic в задачах и примерах. - Спб.: БХВ-Петербург, 2008.-400с.