Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации средствами критического мышления.
Задачи:
Раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни.
Продолжить формирование умений наблюдать за живыми объектами , работать с текстами учебника и дополнительной литературы.
Воспитывать любовь к окружающему миру.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: таблица "Тип хордовые. Класс рыбы.", аквариум с живыми рыбками, чешуя рыбы( сазан, щука, карп, карась), лупы, энциклопедии для детей "Биология", учебники биологии "Животные" под редакцией М. А. Козлова,
Ход урока
Организационный момент и запись домашнего задания.стр 175 - 177, оформление лабораторной работы.
Проверка знаний.
Составить схему "Тип хордовые"
Работа с ланцетником. Показать на картинке:
щупальца
рот, глотка
жаберные щели
хорда
нервная трубка
плавники
дать определение "Хорда"
осевой скелет, плотный опорный тяж.
Знаменитый океанолог Жак Ив Кусто назвал одну из своих книг "В мире безмолвия". О каком мире он написал свою книгу? Так ли уж он прав? Обоснуйте ответ.
Как вы думаете о ком мы сегодня начнем разговор?
Изучение нового материала.
Рыбы - наиболее древние позвоночные животные. Исконные обитатели водной среды в которой жили и все их предки, начиная с первичных организмов, и в которой исторически сложился тип хордовых животных.
Рыбы отличаются самым разнообразием в мире позвоночных животных. Если млекопитающих, птиц, рептилий и амфибий вместе взятых насчитывается 18 000 видов, то число видов рыб превышает 22 000 видов.
Диапазон обитания рыб очень разнообразен - от высокогорных водоемов до предельных океанических глубин. Температура условия рыб так же разнообразны от -2 до +50С (термальных источниках).
Самые быстрые рыбы - обыкновенный тунец. Обычная скорость 30 км/ч, а на коротких дистанциях они развивают скорость до 90 км/ч.
Цель: изучить внешнее строение рыб в связи с водной средой обитания.
Задачи:
- Какие отделы и формы имеют рыбы.
- Какие органы передвижения у рыб.
- Каковы покровы и окраска у рыб.
- Выполнить лабораторную работу
"Внешнее строение рыбы".
Работа с таблицей по группам (она лежит на столах у каждой).
Знаю |
Хочу знать |
Узнал |
Будем заполнять на следующем уроке |
(первые две графы заполняют ученики вместе с учителем в процессе беседы)
Работа с учебником Козлова М. А. Биология. Животные. Стр. 101 - 103.
Используя прием чтения текста с пометками
+ - знаю
/ - узнал
? - мне не понятно.
Физ. Минутка.
Лабораторная работа "Внешнее строение рыбы".
(рисунки можно будет закончить дома). Каждая группа получает живых рыб в банках с водой, чешую сазана, щуки, карася. Работа выполняется в тетради для лабораторных работ.
После выполнения заслушивается вывод.
ВЫВОД :внешнее строение рыбы соответствует к жизни в воде.
Рефлексия.
Закрепление и итог урока.
Составление сенквейна о рыбах, рисунки которых лежат на столах
Биологические задачи. Тело рыб разнообразно по форме: у лещей оно высокое и сильно сжато с боков; у скатов - сплюснутое в спинно-брюшном направлении; у акул торпедообразное; у рыб-игл - иглообразное.
В связи, с чем могли развиваться у рыб такие особенности строения.
Известно, что рыбы могут изменять окраску и рисунок кожи в зависимости от цвета грунта, на котором они находятся. Какое значение имеет эта особенность в жизни рыб?