Урок биологии по теме "Особенности внешнего строения рыб"

Разделы: Биология


Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации средствами критического мышления.

Задачи:

  • Раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни.

  • Продолжить формирование умений наблюдать за живыми объектами , работать с текстами учебника и дополнительной литературы.

  • Воспитывать любовь к окружающему миру.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблица "Тип хордовые. Класс рыбы.", аквариум с живыми рыбками, чешуя рыбы( сазан, щука, карп, карась), лупы, энциклопедии для детей "Биология", учебники биологии "Животные" под редакцией М. А. Козлова,

Ход урока

Организационный момент и запись домашнего задания.стр 175 - 177, оформление лабораторной работы.

Проверка знаний.

Составить схему "Тип хордовые"

Работа с ланцетником. Показать на картинке:

щупальца

рот, глотка

жаберные щели

хорда

нервная трубка

плавники

дать определение "Хорда"

осевой скелет, плотный опорный тяж.

Знаменитый океанолог Жак Ив Кусто назвал одну из своих книг "В мире безмолвия". О каком мире он написал свою книгу? Так ли уж он прав? Обоснуйте ответ.

Как вы думаете о ком мы сегодня начнем разговор?

Изучение нового материала.

Рыбы - наиболее древние позвоночные животные. Исконные обитатели водной среды в которой жили и все их предки, начиная с первичных организмов, и в которой исторически сложился тип хордовых животных.

Рыбы отличаются самым разнообразием в мире позвоночных животных. Если млекопитающих, птиц, рептилий и амфибий вместе взятых насчитывается 18 000 видов, то число видов рыб превышает 22 000 видов.

Диапазон обитания рыб очень разнообразен - от высокогорных водоемов до предельных океанических глубин. Температура условия рыб так же разнообразны от -2 до +50С (термальных источниках).

Самые быстрые рыбы - обыкновенный тунец. Обычная скорость 30 км/ч, а на коротких дистанциях они развивают скорость до 90 км/ч.

Цель: изучить внешнее строение рыб в связи с водной средой обитания.

Задачи:

  • Какие отделы и формы имеют рыбы.
  • Какие органы передвижения у рыб.
  • Каковы покровы и окраска у рыб.
  • Выполнить лабораторную работу

"Внешнее строение рыбы".

Работа с таблицей по группам (она лежит на столах у каждой).

Знаю

Хочу знать

Узнал

   

Будем заполнять на следующем уроке

(первые две графы заполняют ученики вместе с учителем в процессе беседы)

Работа с учебником Козлова М. А. Биология. Животные. Стр. 101 - 103.

Используя прием чтения текста с пометками

+ - знаю

/ - узнал

? - мне не понятно.

Физ. Минутка.

Лабораторная работа "Внешнее строение рыбы".

(рисунки можно будет закончить дома). Каждая группа получает живых рыб в банках с водой, чешую сазана, щуки, карася. Работа выполняется в тетради для лабораторных работ.

После выполнения заслушивается вывод.

ВЫВОД :внешнее строение рыбы соответствует к жизни в воде.

Рефлексия.

Закрепление и итог урока.

Составление сенквейна о рыбах, рисунки которых лежат на столах

Биологические задачи. Тело рыб разнообразно по форме: у лещей оно высокое и сильно сжато с боков; у скатов - сплюснутое в спинно-брюшном направлении; у акул торпедообразное; у рыб-игл - иглообразное.

В связи, с чем могли развиваться у рыб такие особенности строения.

Известно, что рыбы могут изменять окраску и рисунок кожи в зависимости от цвета грунта, на котором они находятся. Какое значение имеет эта особенность в жизни рыб?