Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных задач развития страны. Данная задача регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами как Закон РФ "Об образовании" (ст.51), "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Указ "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.
Перечисленные документы и меры, применяемые государством, органами управления образованием, способствуют достижению определенных положительных моментов в улучшении здоровья воспитанников. Но вместе с тем, состояние здоровья детей первых семи лет продолжает ухудшаться.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, научного центра здоровья детей и Российской академии медицинских наук количество здоровых детей составляет около 10%.
Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы , 50% хронически больные. Увеличилось количество детей низкого роста, с несоответствующим уровнем физического развития биологическому возрасту.
В настоящее время школа предъявляет высокие требования к качеству подготовленности выпускников детского сада, родители заинтересованы в хорошем уровне развития своих детей. Это приводит к преобладанию в организации учебного процесса умственных нагрузок. В результате искусственно сокращается объем двигательной активности воспитанников. В итоге снижается естественная сопротивляемость организма, нарушаются процессы развития.
Однозначно, что больной ребенок, не сможет овладеть содержанием в рамках развивающей программы, а без развивающей программы воспитанника тяжело подготовить к школьному обучению.
В современных условиях детский сад призван не только обеспечить качество образовательного процесса, но и сохранить здоровье детей.
Ключевой фигурой в реализации этих задач выступает педагог.
Развитие системы образования напрямую зависит от осмысления педагогом инновационных преобразований, педагогической деятельности, рефлексии всех участников образовательного процесса.
Содействие профессиональному и личностному росту педагога, психологическая и педагогическая поддержка его деятельности и окружающих является конечной целью методической работы, на что указывала Белая К.Ю.
Поэтапная реализация данной цели определяется задачами:
- Расширение возможностей педагогического поиска и творчества, развитие способности педагога выбирать образовательные технологии.
- Изучение теоретических основ личностно-ориентированной педагогики.
- Овладение способами и тактикой общения, обеспечивающей позитивное взаимодействие взрослого и ребенка.
- Развитие рефлексивных способностей и потребностей в самопознании и самосовершенствовании.
Анализ состояния системы дошкольного образования является исходной базой обоснования основных мероприятий по повышению квалификации педагогов ДОУ.
Изучение параметров, характеризующих состояние педагогической системы, показало, что педагоги испытывают трудности в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми. Познакомившись, с результатами физической подготовленности на итоговом педсовете, обнаружили достаточно низкий уровень развития двигательных качеству воспитанников.
Перед методической службой детского сада встала необходимость найти такую форму работы, которая способствует профессиональному, личностному росту педагогов и повышению качества физкультурно-оздоровительной работы.
Одним из принципов управления качеством, как указывает Третьяков П.И., Белая К.Ю, является принцип принятия решений, основанных на фактах. Получение точных данных о состоянии деятельности ДОУ и принятие обоснованных решении может быть обеспечено посредством система мониторинга.
В положении о мониторинге говорится, что мониторинговые действия представляют собой систему сбора, обработки и хранения информации об образовательной системе, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и прогнозировать его развитие. А также обеспечивает необходимую информационную основу для принятия управленческих решений, направленных на достижение заданных целей.
Для организации системы мониторинга необходимо повышение профессионального уровня педагогических кадров, прежде всего их теоретического уровня.
Одной из форм повышения педагогической квалификации являлось включение педагогов в городское образовательное пространство.
Участие педагогов в работе городского методического объединения, которое занималось вопросами физкультурно-оздоровительной работы, позволило создать в детском саду творческую группу с целью организации и проведения мониторинговых действий.
В нее вошли:
- Заместитель заведующего по учебной и воспитательной работе
- Педагоги подготовительной группы
Изучение положения о мониторинге в сфере образования Пермской области и методической литературой по данному вопросу способствовали формированию у педагогов потребности в интеллектуальном росте. В результате творческой группой было разработано положение о мониторинге детского сада, сформулированы задачи, составлен план работы, определены объект и предмет мониторинговых действий.
Обмен информацией, участие в межличностном общении на городском методическом объединении позволило повысить теоретический уровень педагогов в вопросах:
- методики организации и проведения тестовых заданий
- технической стороне организации процесса обследования
- анализа результатов
Одной из эффективных форм, активизирующей субъективный опыт педагогов, развивающей умение ставить цели, являлось организация практического занятия. Это позволило участникам отработать методику тестовых заданий, уточнить условия организации, осознать важность адекватной оценки. Включение субъективного опыта педагогов позволило разработать диагностические карты, методически грамотно организовать и провести контрольно-учетные занятия.
На педагогическом совете осуществлялся анализ полученных данных. Было выявлено, что в среднем 82% выпускников имеют низкий уровень физической подготовленности по основным движениям. Данные результаты оказались и ниже среднего городского уровня
Педагогическим советом детского сада было принято управленческое решение: сформировать группу мониторинга, как профессиональное объединение дошкольного учреждения.
Это самоуправляющая организация педагогов, которая может реально участвовать в повышении качества физкультурно-оздоровительной работы.
Приказом заведующей ДОУ был официально утвержден состав данной группы, в который вошли:
- заместитель заведующего по учебной и методической работе
- медицинские работники
- инструктор по физической культуре
- педагоги старшего дошкольного возраста
- педагог-психолог.
Группой мониторинга детского сада было разработано положение, где четко прописали цели, задачи, условия организации, функциональные обязанности каждого участника.
На заседании группы были определены основные направления анализа:
- учебно-воспитательный процесс и его сопровождение;
- состояние здоровья;
- уровень физической подготовленности.
В годовой план работы включили задачу "Обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их развитие и эмоциональное благополучие".
В целях повышения компетентности, формирования у педагогов позиции субъекта, реализующего деятельностный подход, развития контрольно-оценочных навыков, рефлексивной позиции были использованы разные формы работы с коллективом:
"Педагогическая гостиная" позволила повысить теоретический уровень педагогов, стимулировать их к деятельности. Педагоги познакомились с нормативно-правовой базой, проанализировать содержание документов (Требования санитарно эпидемиологических норм и правил 2.4.1.1249-03;
Приказ МОРФ, МЗРФ, комитета РФ по физической культуре и спорту о совершенствовании процесса физического воспитания в образовательном учреждении) и определить их реализацию в учебно-воспитательном процессе.
Областной семинар "Интеграция программ по физическому воспитанию", проводимый Токаевой Т.Э. оказался значимым для стимулирования потребности в интеллектуальном росте. Педагоги подчеркнули важность интеграции программ по целям, пришли к выводу о разумном подходе к их выбору. Это послужило толчком к изучению современных программ по физическому воспитанию.
"Круглый стол" позволил сформировать у педагогов умение проектировать образовательную деятельность на основе анализа достигнутых результатов и осуществлять выбор педагогических технологий, соответствующих образовательным задачам. В результате чего, на основании поставленных целей, было определено содержание учебно-воспитательного процесса, разумно подобраны программы и технологии. Все содержание было скорректировано с учебным планом.
Лекция-дискуссии по теме: "Организация двигательного режима в группе" позволили включить субъектный опыт педагогов. В результате участники уточнили основные подходы к организации двигательного режима, обсудили регламентированные формы, определили их место в режиме дня и интеграцию с другими видами деятельности. Педагоги продемонстрировали умение проектировать педагогическое взаимодействие, обмениваться информацией.
В результате все педагоги овладели навыками составления двигательного режима с учетом возраста, содержания и времен.
Дискуссия по теме: "Нормативные показатели и уровень физического развития детей" содействовала развитию способности выбора педагогических задач
На основании рекомендаций ГМО был проведен анализ и обсуждение нормативных показателей. Соотнеся нормативы между собой и с уровнем физического развития, педагоги пришли к выводу, что наиболее приемлемы для детей детского сада нормативы, рекомендованные Ноткиной Н. Данное мнение было одобрено на ГМО и преподавателем ПОИПКРО Венковой З.Л
Для получения итогов работы, участники профессионального объединения детского сада провели мониторинг, который показал:
У 53% детей уровень физической подготовленности соответствует норме.
Педагоги стали разумно подбирать содержание в зависимости от поставленных задач.
Улучшилось качество проведения физкультурно оздоровительных мероприятий.
Но в тоже время было выявлено:
- 70% выпускников имеют морфофункциональные отклонения.
- Темпы прироста двигательных качеств идут в основном за счет физического развития.
- Недостаточный контроль ведения номенклатурной документации, заполнение диагностических карт
- Отсутствие целостной системы физкультурно оздоровительной работы в детском саду.
В законе РФ "Об образовании" говориться, что одной из форм повышение качества образовательной процесса является инспекционно-контрольная деятельность.
В годовой план работы была внесена задача по организации мониторинга медико-педагогического контроля. Решение данной задачи осуществлялось через:
Организацию информационных часов способствовала развитию педагогической рефлексии. Воспитатели ДОУ познакомились с передовым педагогическим опытом педагогов города по физкультурно-оздоровительному направлению, побывать на открытых занятиях педагогов города с высшей квалификационной категорией, посетить открытые занятия в детском саду, где на практике смогли наглядно увидеть организацию учебного процесса с опорой на личностно-ориентированный и деятельностный подходы.
Педагоги убедились в важности и значимости установления субъектно-субъектных отношений.
Наблюдения, беседы, анализа педагогической документации, изучение деятельности педагогических работников способствовали проектированию образовательной деятельности на основе анализа результатов. Педагоги овладели навыками анализа целей, задач и с учетом уровня развития детей их индивидуальных особенностей организовывать педагогический процесс.
"Круглый стол" по теме: "Система физкультурно-оздоровительной работы в детском саду" с участием вех специалистов способствовал установлению преемственных связей между всеми участниками образовательного процесса. В результате тесного сотрудничества была разработать систему физкультурно-оздоровитльной работы детского сада. Она включила в себя:
- Мониторинг медико-педагогического контроля
- Организацию образовательного процесса
- Организация процесса оздоровления
- Взаимодействие с родителями
- Взаимодействие с социумом.
Заседание консилиума способствовало дальнейшему укреплению взаимодействия всех участников образовательного процесса Спланированный медико-психолого-педагогический способствовал развитию умения у педагогов выстраивать образовательный процесс по развивающей программе с включением в него физкультурно- оздоровительных мероприятий, что повышает работоспособность детей на занятии.
Изучение документов и индивидуальное собеседование по результатам работы и их оформлению, проектированию дальнейшей работы способствовали развитию умения организовывать образовательный процесс по результатам, с учетом особенностей детей.
Использование разных форм работы позволило ориентироваться на интересы и способности каждого педагога, сравнивать его настоящие достижения с предыдущими. Что обеспечило реализацию еще одного принципа в работе с педагогами - индивидуализации.
В результате системы работы за три года 77% выпускников имеют хороший уровень физической подготовленности.
В среднем 86% детей выполняют технику движений без ошибок.
Об эффективности проделанной работы свидетельствует не только уровень сформированности умений, но и позитивное изменение в ДОУ:
Повысился интерес членов педагогического коллектива к методическим формам работы, ответственность в выработке управленческих решений;
Создалась творческая атмосфера в педагогическом коллективе;
Произошли позитивные сдвиги в организации и проведении воспитательно-образовательной работы.
Появился интерес к повышению квалификации, педагоги осознанно, на основании поставленных задач, стали подбирать педагогические технологии, обобщать опыт работы;
Организация учебно-воспитательного процесса стала осуществляться с учетом интересов и возможностей детей.
Представленные формы работы способствовали развитию у педагогов нового педагогического мышления, основными принципами которого являются:
- диалогизация
- проблематизация
- персонализация.
- индивидуализация
Проанализировав создавшую систему здоровьесбережения в практике дошкольного образования констатировали, что данной проблеме педагоги стали уделять значительное внимание. В детском саду созданы специфические условия: оздоровительная среда, система физкультурно- оздоровительных мероприятий, введены дополнительные медицинские услуг. Учебный процесс по физической культуре стал осуществляться по методическим рекомендациям М.Маханевой "Воспитание здорового ребенка" (4 -7 лет)
Занятия по плаванию в соответствии с программой Т.Осокиной "Плавание в детском саду" (5 - 7 лет)
Занятия по ОБЖ, ЗОЖ по программе Р.Стеркина "Основы безопасности детей дошкольного возраста" (5 - 7 лет)
Все содержание было скорректировано с учебным планом.
Продумана организация совместной двигательной деятельности. Во всех дошкольных группах были наработаны двигательные режимы с учетом содержания учебно-воспитательного процесса, возраста детей. Составлены тематические планы праздников и развлечений.
Введено дополнительное образование по расширению форм двигательной активности - кружок "Туристенок". В рамках двигательного режима отведено время для самостоятельной двигательной деятельности.
В целях сохранения здоровья детей и повышения качества работы была создана система медико-психолого-педагогического сопровождения детей.
С учетом сезона, здоровья воспитанников продумана система физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы, система закаливания.
Целенаправленно стали оснащать спортивный зал оборудованием. В группах создали уголки движения, здоровья, психологической разгрузки. Продумали организацию развивающей среды с целью создания условий, способствующих развитию творчества, самостоятельной двигательной деятельности.
Составлены планы работы с родителями и социумом по физкультурно-оздоровительной работе.
При организации мониторинга медико-педагогического контроля за три года уровень физической подготовленности вырос на 59%, что составило 77%
За последние два года улучшилось качество выполнения основных движений. В среднем 86% детей выполняют технику движений без ошибок, что на 2% превышает средний уровень города по основным показателям. На 28,3% увеличилось количество детей владеющих техникой выполнения основных движений.
На 18 % снизилось количество часто болеющих детей.
В среднем индекс здоровья детей составляет 16%.
Использование системы мониторинговых действий в системе учебно-воспитательного процесса позволяет полностью реализовать важнейший принцип "Не навреди!". Избежать многих ошибок в педагогической деятельности, прогнозировать ее дальнейшее развитие.