Внеклассное мероприятие для 7–9-х классов по теме "…И я — природа"

Разделы: Классное руководство


Цель:

  • познакомить учащихся с причинами и фактами экологического кризиса, сделав упор на человеческий фактор;
  • пробудить у учащихся чувства сострадания, любви к природе и Земле в целом;
  • пробудить стремление к активной деятельности по её защите;
  • помочь учащимся осознать единство с природой и выявить истинное место человека в природе, показав, что это место - в цепи всех остальных звеньев;
  • воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.

Оформление доски:

  • фотовыставка "Любимый уголок природы", "А я здесь был", "Красота живёт рядом"
  • рисунки на тему "Пора на природу", "В Силинском парке", "Наш любимый и могучий красавец Амур", "Край дальневосточный", "Комсомольск - на Амуре - мой родной город".
  • высказывания о природе (В мире мудрых мыслей)

"Невежество делает человека равнодушным к миру, а равнодушие растёт медленно, но необратимо". Ювенал

"В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой, пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе" Паустовский

"Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык"
Ф.И. Тютчев.

(На уроке используются элементы глубинной экологии по американской методике)

Парты сдвинуты, стулья расставлены в круг, на небольшой тумбочке стоит ваза с еловой веточкой, все сидят в кругу)

Ход мероприятия

Вступление

(Звучит музыка Шопена на фоне морского прибоя, под звуки музыки "говорит" Земля)

"Я - Земля. Не самая большая планета Солнечной системы, но самая яркая, поверьте. Моя кровь - текущие по мне реки. Земля стран и континентов - мои органы. Мне трудно дышать, поскольку моё тело стиснуто множеством проложенных по мне магистралей. Люди отгородились от меня и больше не прикасаются к моей коже. И всё же я жду минуты возрождения, которые вы мне принесёте, возрождение, которое возможно, если только вы откроите свое сердце и дадите лучам любви растопить лёд, сковавший вас. Сегодня вы, люди, не чувствуете боли Земли, поскольку у вас ледяные сердца, но сердце Земли огромно и наполнено теплом, и оно замерло в ожидании, моё сердце - сердце Земли".

Учитель: Пусть это ожидание Земли живёт внутри каждого из нас и пусть ведет нас вперёд, помогает делать то, что должно быть сделано во имя Земли, во имя её и нашего спасения.

Сообщения учащихся:

1. Наша Земля в опасности. Так или иначе каждый из нас это чувствует. Стремительное углубление экологического кризиса, угрожающего самой жизни на Земле, стало теперь очевидным не только профессионалам - биологам, ботаникам, экологам, но и всем нам.

2. Мы ощущаем это в качестве воздуха, которым дышим, в продуктах питания, которые едим, в реках, где нет больше рыбы и где нельзя купаться, в горах отходов, источающих яды в наши водоёмы. Трагические катастрофы - Чернобыль, гибель Рейна, опасность Байкалу и Волге, Балтике и Амуру уже не воспринимаются нами как нечто из ряда вон выходящее, а ведь мы, люди, отвоёвываем у природы всё новые и новые участки и губим, губим, загрязняя их.

3. Ветры и облака не знают границ, в одной стране что-то сожгли - отразилось на других государствах. Где-то сбросили в реку ядовитые вещества, например в Амур в Китае, - страдает огромная территория российского Дальнего Востока, а если в Дунай,- то большая часть Европы.

4. Мировой океан принадлежит всем. Но он одновременно и ни чей. Ежегодно в него сваливают миллиарды тонн жидких и твёрдых отходов. А в результате гибнет рыба, всё живое. А если выживает, то становится отравленной и опасной для употребления человеком.

5. Катастрофически сокращаются леса на нашей планете. Вырубки и пожары привели к тому, что во многих местах некогда сплошь покрытых лесами, они почти не сохранились. К настоящему времени они сохранились лишь на 70% . Южной Америке на 60%. В Китае только 8% территории покрыто лесом, и только Россия ещё сохраняет достаточный лесной массив, но он тоже нуждается в бережном использовании и даже защите.

6. Мы читаем сухие цифры статистики: каждую минуту вырубаются влажные тропические леса, каждую секунду исчезает район леса размером с футбольное поле, а ведь это наши лёгкие (возможны дополнения).

Учитель: Вот уже 2500 лет человечество пытается найти ответы на важнейшие вопросы "Кто ты?", "Кто я?", "Куда мы идём?", "В каком мире мы живём?".

2500 лет - короткий срок жизни Земли, на которой мы живём. Наше человеческое обличие - недавнее приобретение. Если всю историю Земли представить в виде 24 часов, начиная отсчёт с полуночи, то рождение органического мира придётся лишь на 5 часов вечера, млекопитающие появятся в 23-30, и всего за несколько секунд до 00-00 - мы, люди.

Мы прошли большой путь в эволюции, мы вобрали в себя много форм жизни, бесчисленное множество раз во время нашего путешествия во времени мы умирали вместе с нашими прежними биологическими формами, сбрасывали их, обретая формы иные (так жабры становились нашими лёгкими, а плавники - нашими руками).

Ёщё и ёщё раз вспомните обо всём. Благодаря природе человека и тому пути, что человечество проделало, в каждом из нас живёт глубокое чувство общности и близости, неразвитости человека и природы.

Ученица:

Благоухающие цветы, наши сестры
Олень, лошадь, великий орел,
Все они - наши братья.
Скалистые вершины, соки лугов,
Жар лошадиной крови и Человек -
Все мы - члены одной семьи.

Учитель: Хрустальная вода которая бежит в реках и ручьях, не просто вода, а кровь наших предков. Каждый блик на поверхности озера или реки - наши братья, они утоляют нашу жажду, а значит к ним нужно относиться с добротой как к брату, сестре, людям.

Воздух - это единое дыхание всех нас - зверя, дерева, человека. Первый глоток воздуха получает человек при рождении. И последний свой выдох отдаёт ему же, воздуху.

Этюд "Горит свеча".

(Свет выключен, зажигается свеча и передаётся из рук в руки, уч-ся произносят по 2-3 предложения, всё сливается в единый хор чувств, эмоций, голосов. Например: "Что такое человек - без реки, леса, воздуха, животных, трав и цветов?")

  • "Если всё это исчезнет, мы умрём от тоски и одиночества"
  • "Земля у нас под ногами - это прах наших предков"
  • "Земля - наша мать, а мы её дети: люди, птицы, звери, травы, деревья"
  • "Всё что происходит с землёй - происходит с её детьми"
  • "Если мы плюем на землю, значит, мы плюем сами на себя"
  • "Земля не принадлежит человеку - это человек принадлежит земле"
  • "Давайте сохраним в своей памяти Землю такой, какой получили от предков"
  • "И всем нашим разумом, и всем нашим сердцем, собрав все силы, постараемся сохранить её для наших потомков. Будем любить её"
  • "Земля бесценна, нам не уйти от общей судьбы" и т.д.

(завершающие слова этюда)

"НЕ то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода.
В ней есть любовь, в ней есть язык"

(На фоне музыки звучит стихотворение Николая Бабкина "Не величай себя царём природы"

"Не величай себя царём природы,
Какой ты царь ей?
Ты - её слуга:
Лелей поля, леса
И в реках её воды
Храни в зелёных, чистых берегах;
Храни тебе подаренное Богом.
Без нужд не смей сломить или срубить,
Умей плода растущего не трогать,
А зрелый взяв, - умей благодарить.
Раздумывай над тем как приумножить,
Как губящий процесс остановить
И находи в себе всегда возможность,
Чтоб новый сад старательно заложить,
А старый вдохновенно обновить.
Не претендуй в цари -
Царям скучнее жить.
этюд "Гея - мать Земля"

(текст читается учителем на фоне экологической музыки. Уч-ся закрывают глаза. И в таком состоянии пытаются понять предложенный текст, который должен вызвать определенные чувства и эмоции. Этими впечатлениями и нужно будет поделиться после прослушивания)

"Что есть ты? Что есть я? Что есть мы? И я и ты - дети твои Земля! Мы взываем к разуму твоему и просим о том, чтобы дыхание жизни не покинуло наш земной дом.

Да снизойдёт на нас просветление - то истинное просветление, что подвигает нас защитить дерево, питающее нас своими корнями ,и воду , и землю, и воздух, без которых жизнь наша не возможна!

Да наполнятся любовью наши сердца, и да прольётся её свет на каждого из нас.

Мы взываем к тебе, Земля, и говорим: "Вразуми нас! Открой взору нашему всё то, что мы должны видеть, в наше благо и во благо всех живущих.

Земля! Дай силу и разбуди в нас родник искреннего творчества. Разбуди в нас чувство осознания того, кто мы истинно есть - крошечные вспышки цветения на Дереве Жизни. Пусть судьба и жизнь этого дерева станут нашей собственной судьбой и жизнью.

Вдохни в каждого из нас любовь к тебе, твоей природе, всему живому. Вдохни в нас неистребимое желание сохранить всё и преумножить. Пусть перед лицом человечества нашими устами говорят все птицы, звери, растения и камни твои, Земля!

Да будет услышан голос нашей единственной и истинной природы - имя ей Гея, планета жизни - Земля!

Что есть я? Что есть ты? Что есть мы? И ты и я - круговорот воды, земли, воздуха и огня.

Земля! Я твоя вода - кровь, лимфа, пот, слёзы, океаны, моря, реки и озёра. Люди! Все наши клетки наполнены влагой, она омывает и ласкает ваши внутренние органы и кровеносные сосуды. Я вода, даю влагу всему живому, питаю корни деревьев и трав. Прикоснитесь к чистому источнику, спасите его, а он спасёт вас, Люди!

Земля! Я твой воздух! Я - царство газа, атмосфера, оболочка планеты. Вдыхая и выдыхая, мы, люди, отдаём деревьям вырабатываемый нами углекислый газ и вдыхаем те струи живительной свежести, которые они нам дарят. Нежная сила кислорода вдыхает жизнь в каждую клетку нашего организма. Люди! Вдохните чистый воздух. Люди! Спасите мою чистоту и вашу.

Земля! Я твой огонь. Огонь - дар солнца, источника энергии всей жизни. Я заставляю растения стремиться вверх, вздымаю волы к небесам и с новой силой обрушиваю их вниз, чтобы те вновь напитали тебя, Земля.

(вместо заключения, "Утренний этюд" Н. Бабкин)

        Утренний этюд
Над озёрными камышами,
Над развилом синих дорог -
Свежий ветер прядёт ушами,
Как ретивый конек - горбунок.
Поднимается из-за плёса,
Солнца ласковая благодать
И своё золотое просо
Начинает горстями кидать:
То в глаза,
То в росу.
То в брызги,
Мельтешащие над волной, -
В светозарной Божественной ризе
Солнце здравствуется с Землёй!