В современных условиях изменения общественного строя и общественного сознания, когда на развитие детей и подростков воздействуют многие неблагоприятные факторы социальной и биологической экологии, увеличивается количество различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей.
Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода из детства в подростковый возраст.
В Российской Федерации выработаны основные направления государственной социальной политики в области защиты прав и интересов детей, обеспечивающие полноценное развитие подрастающего поколения.
Выполняя требования Закона "Об образовании РФ", "Конвенции о защите прав ребенка", Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "Об основах системы профилактики безнадзорности, о правонарушениях несовершеннолетних", "Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г.". "Целевой программы развития образования Курганской области", "Устава образовательного учреждения", разработана и предлагается программа "В мире людей" с целью: оказание социально-педагогической помощи несовершеннолетним группы "риска" и находящимся в трудной жизненной ситуации".
Введение
Подростки, обучающиеся в ГОУ НПО ПУ № 13 в группах на базе неполного основного (общего) образования без получения среднего общего образования для учащихся с отклонениями в поведении и обучении, а также дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей выпускники детских домов, - это дети, в основном, из асоциальных, неблагополучных семей, семей где родители лишены родительских прав, поступают в училище с нарушениями физического и психического здоровья.
Причинами, вызывающими нарушения, являются наследственность и семейное неблагополучие. Эти факторы неблагоприятно сказываются на развитии, образе жизни подростка и на его поведение. Отклонения в поведении это нарушение нравственных, социальных и правовых норм и требований закона, представляющие потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим людям, обществу в целом, является девиантным поведением. Под девиантным поведением понимается "систем проступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением" (В.Д. Менделевич, 2001г.). Так как эти отклонения отрицательно сказываются на процессе воспитания, обозначим эту проблему, как актуальную. Программа на тему: "В мире людей" направлена на социально - педагогическая помощь несовершеннолетним группы "риска" и находящимся в трудной жизненной ситуации". В программе разработаны основные направления, способствующие предотвращению отчуждения подростков от социальных институтов (семьи, ученического коллектива), формированию жизненных ориентиров (дальнейшее профессиональное самоопределение), идеалов, ценностей, воспитание здорового образа жизни.
В основу программы положена личностно - ориентированная модель воспитания и современные подходы к ее реализации: гуманистический, компетентный, деятельный, индивидуально-дифференцированный.
Цель:
- Формирование чувства защищенности обучающихся в социальной среде, через формирование системы знаний (правовых, медицинских, психологических и других).
- Профилактика правонарушений и безнадзорности, как условие для личностного становления обучающегося.
- Защита интересов обучающихся, их законных прав на образование, труд, уважение и достоинство для дальнейшего становления личности.
Задачи:
- Выявление обучающихся группы "риска" (особенностей характера личности, выявление факторов, препятствующих развитию личности и оказание посильной помощи).
- Развитие социально значимых стержневых качеств личности, профессиональных, общих и житейских знаний, умений и навыков, призванных определить успешную интеграцию обучающихся в обществе.
- Профилактика негативного влияния среды, способствующей формированию и развитию девиантного поведения.
- Формировать у обучающихся чувство ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
Предполагаемый результат:
- Предотвращение отчуждения подростка от социальных институтов (семьи, ученического коллектива).
- Снижение количества обучающихся, состоящих на внутриучилищном контроле.
- Формирование жизненных ориентиров (дальнейшее профессиональное самоопределение), идеалов, ценностей.
Адаптационный период 4 месяца
Направления социально-педагогический деятельности
1. Оказание помощи учащимся в успешной адаптации.
2. Знакомство установление личного контакта.
3. Изучение личности обучающегося:
- выделение черт характера и особенностей поведения, требующих коррекции (медицинской, психологической, педагогической, социальной) - тестирование;
- выявление ключевых фигур в формирование группы (лидеров, отрицательных лидеров, предпочитаемых, принебрегаемых, изгоев) - социометрический опрос;
- выявление среди учащихся условно осужденных, носителей криминальной субкультуры - анкетирование, тестирование;
- начало коррекционной, воспитательной работы;
- разработка индивидуальных, комплексных программ коррекции и развития - на заседаниях комиссии ПМПк;
Организационные вопросы адаптационного периода
1. Прием учащихся в училище.
2. Индивидуальные беседы, знакомство, налаживание контакта (в первые два дня).
3. Проверка пакета документов, подтверждающим статус сиротства (в первые два дня).
4. Подробное изучение личного дела, устная и письменная характеристика специалистов д/домов на выпускника ( в первые два дня).
5. Уведомление инспектора по делам несовершеннолетних, КДН и ЗП, УИИ, Органы опеки о прибытии несовершеннолетнего по месту учебы (в пятидневный срок).
6. Уведомление о прибытии несовершеннолетних на учебу родителей или лиц их заменяющих (в пятидневный срок).
Анализ первичной информации об учащемся на ПМПк, выработка программы деятельности с каждым учащимся девиантного поведения на период адаптации.
Примерное содержание работы на период адаптации
Привитие навыков личной гигиены, навыков самообслуживания, формирование навыков культуры взаимодействия со средой проживания
Беседы:
- Правила поведения учащихся в училище, кодекс чести учащегося профессионального училища.
- Гигиена девушки, юноши.
- Здоровье - не все, но все без здоровья ничто (режим дня).
- Гигиена тела и одежды (уход).
- У природы нет плохой погоды:(умение подбирать одежду по сезонам).
- Требования к внешнему виду учащихся.
- Посещение учащихся по месту жительства.
- Правила проживающих в общежитии.
- В общежитии - домашний уют (с посещением общежития).
- Требование к месту сна.
- Правила стирки и утюжки белья.
- Правила приема пищи в столовой.
Самопознание
Беседы:
- "Я в мире: мир во мне:".
- "А в жизни самое главное, наверное, жизнь сама".
- "Добро тому, кто верит".
- "Добра и зла исток - в душе у нас, а не во вне".
- "Нет людей чисто беленьких или чисто черненьких - люди все пестрые" (характеристика свойств, сущности человека).
- "Характер".
Этикет
Беседы:
- Современные нормы поведения в разных жизненных ситуациях.
- Аккуратность в быту, опрятность в одежде.
- Элементарные правила поведения.
- Культура речи, жаргоны.
- Викторина: Силен ли ты в Этикете? "Шаркни ножкой!"
Правовое воспитание
Беседы:
- Социальные гарантии предоставляющие училищем обучающимся в ПУ;
- "Юристом можешь ты не быть, но законы знать обязан" (Кодекс РФ об административных правонарушениях);
- "Ты имеешь право:" (по Конвенции о правах ребенка);
- "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей" ФЗ закон № 159.
Подведение итогов периода адаптации учащихся, на выпускников детских домов заполняется карта постинтернатной адаптации и социального становления.
Примечание: работа проводится с привлечение воспитателя общежития, мастеров п/о, классных руководителей, педагога психолога, преподавателей, медицинского работника и других работников училища.
Основной период 13 месяцев
Направления социально-педагогический деятельности
1. Оказание помощи в развитие социально значимых качеств личности, профессиональных, житейских знаний, умений и навыков.
2. Формирование и закрепление навыков здорового образа жизни.
3. Развитие умений разумного использования досуга, правильного выбора общекультурных и индивидуальных ценностей.
Организационные вопросы основного периода
1. Анализ периода адаптации учащихся.
2. Характеристика межличностных отношений и микроклимата в группе в группе.
3. Анализ проведенной работы по индивидуальным программам с учащимися девиантного поведения (анализ успешной и отрицательной динамики), на засединии комиссии ПМПк.
4. Корректировка индивидуальным комплексных программам с учетом рекомендаций и мнений педагога - психолога, психиатра, мастера производственного обучения, медицинского работника.
Примерное содержание работы на основной период
Привитие навыков личной гигиены, навыков самообслуживания, формирование навыков культуры взаимодействия со средой проживания, формирование чувства любви к Родине, формирование ценностей идеалов, убеждений.
Беседы:
- Современные нормы поведения в различных
жизненных ситуациях:
поздравлении и пожелании, просьбе, умении спорить, соглашаться и отказываться, ситуации конфликта. - Девочка, девушка, женщина.
- Мальчик, юноша, мужчина.
- Рациональный суточный режим (биологические ритмы, сон).
- Гигиена тела и одежды (уход).
- "У природы нет плохой погоды:"(умение подбирать одежду по сезонам).
- "Встречают по одежке:" (умение модно одеться, грамотно пользоваться косметикой и парфюмерией).
- Поведение: мимика, жест, тон.
- Культура поведения в общественных местах (кафе, музее, кинотеатре, магазине, дискотеке, транспорте).
- В общежитии - домашний уют (с посещением общежития).
- Бытовая техника на службе у человека (умение ухаживать за личными вещами).
- Культура поведения при приеме пищи.
Среза знаний и умений проводится в форме конкурса, проигрывания жизненных ситуаций, викторин, тестирования.
Самопознание
Беседы:
- "Характер твоя судьба".
- "Мечты - это не уход от действительности, а средство приблизиться к ней".
- "Что такое человеческие ценности".
- "Искусство общения" (общение, о скверном и святом).
- "Командовать или подчиняться".
- "Сделанное однажды добро с торицей возвращается".
- "Что такое человеческие ценности".
- "Все, что прекрасно - нравственно".
- "Думай о хорошем".
- "Умеешь ли ты отдыхать".
Тестирование:
- "Проверь себя".
- "Властвовать или подчиняться".
- "Развиваем навыки общения с людьми".
- "Насколько сильно ты боишься совершить ошибку".
- "Сделай мне подарок, и я скажу, кто ты".
- "Добрая ли у тебя душа?"
- "Нравитесь ли вы?"
- "Ценностные ориентиры".
ЗОЖ (здоровый образ жизни)
Беседы:
- "Здоровье - не все, но все без здоровья ничто" - профилактика алкоголизма.
- "Прислушайся к своему сердцу" - о вреде курения.
- "Болезни которые можно избежать".
- "Спид - это не наш выбор".
- "Не отнимай у себя завтра".
- "Табакокурение и причины его распространения среди молодежи".
- Вредные привычки: алкоголизм (расстройства, последствия, кома).
- Вредные привычки: наркомания (наркотические вещества, состояние эйфории, наркотическая зависимость, последствия).
- Влияние вредных привычек на здоровье.
- Влияние вредных привычек на отношение с окружающими.
При проведении бесед используется анкетирование, тестирование.
Патриотическое воспитание
Теоретические и практические занятия:
- "Я - гражданин России".
- "Моя семья: прошлое, настоящее будущее".
- "Флаг, герб, гимн: символы страны и родного края".
- "Их именем названы улицы города".
- "Наши знаменитые соотечественники - Т.С. Мальцев".
- "Герои не умирают (о подвигах героев Великой отечественной войны и современниках).
- "Живи и помни".
- "Памятники культуры родного города" - экскурсии.
- "Любимый сердцу уголок - "Ахонины брови" - экскурсия.
- "Конституция России. Твои права и обязанности".
- "Служба в армии священный долг гражданина".
3. Предвыпускной период 3 месяца
Направления социально-педагогический деятельности
1. Оценка уровня социальной адаптации, успешности коррекционной работы с учетом мнения психолога, мастера п/о, медицинского работника.
2. Собеседование с учащимися - выпускниками по знанию нормативно - правовых документов, и органов правозащиты (отдел опеки, служба занятости населения, управление социальной защиты населения, нотариальная контора и др.).
3.Окончательное прорешивание вопроса дальнейшего обучения с учащимися имеющими повышенную учебную мотивацию, трудоустройства, местожительства.
4. Проведение тестирования, среза житейских знаний, умений и навыков выпускников училища.
5. Заседание ПМПк по всестороннему обсуждению выпускников.
Примерное содержание работы
Формирование навыков культуры взаимодействия со средой проживания, приоритетов добра над злом в отношении между людьми, признание общечеловеческих норм морали.
Беседы:
- "Все прекрасное на земле - от солнца, а все хорошее от человека".
- "Как научиться искусству счастья".
- "Все начинается с любви" (доброта, милосердие, сострадание).
- "Знак беды".
- "Что день грядущий нам готовит".
- "Разговор по душам".
- "Социальная и правовая помощь выпускникам".
- "Рекомендации для встречи с работодателями".
- "Советы при заключении трудового договора".
Послевыпускной период
Отслеживание жизни и деятельности выпускников училища.
Список использованной литературы
- Андриенко Е.В. Социальная психология - Академия, 2008.
- Высоцкая Н.В., Толстоухова Н.С., Фалькович Т.А. Подростки 21 века психолого - педагогическая работа в кризисных ситуациях -Москва: ВАКО. 2008.
- Воронова Е.А. Воспитать патриота - Ростов-на -Дону: Феникс, 2008.
- Глухова М.Ф., Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога - ГИЦ Владос, 2007.
- Жиренко О.Е., Лобачева С.И. Классные часы - Москва: ВАКО, 2008.
- Кулинич Г.Г. Классные часы - Москва: ВАКО, 2007.
- Овчарова В.В.Справочник социального педагога - Москва: ТЦ Сфера,2007.
- Панфилова А.Я., Иванова Г.Г., Кувшинкова И.А. Практические материалы для специалистов социальной службы образовательного учреждения - Аркти, 2006.
- Семенов С.Г. Методика работы социального педагога - Москва: Школьная пресса, 2006.
- Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога - Академия, 2007.