Актуальность
Анализ социального взаимодействия детей 6-7 лет показывает, что в дошкольном возрасте нужно знакомить с социальными явлениями с учётом эгоцентрической позиции ребёнка (Ж.Пиаже). Именно поэтому необходимо больше внимания уделять переживаниям ребёнка в этот период, поскольку он центрирован на своих чувствах и не видит другой точки зрения. Задача педагога состоит в том, чтобы дать возможность детям рассказать о своём видении мира. Непосредственно в ходе таких рассуждений и подготавливается переход к выработке групповых норм. Освоение групповых норм – одно из условий успешной социализации. Педагог для ребёнка 6-7 лет перестаёт быть просто источником знаний, его главная роль – в обеспечении возможностей для отработки и координации различных стратегий взаимодействия ребёнка с окружающей реальностью. Для этого педагогу необходимо постоянно ставить ребёнка в ситуации, требующие адекватных форм активности, соответствующих уровню его интеллектуального развития.
Позиция педагога в этой связи – не столько учить, сколько помогать ребёнку осваивать окружающий мир, помогать находить смысл в совместной деятельности, ставить цели, планировать и организовывать свои действия.
Реализация проекта повышения уровня социального интеллекта идёт непосредственно через развитие его компонентов (работы над самооценкой, саморегуляцией, осознания ребёнком себя как объекта и субъекта социальных отношений) средствами ролевых игр, элементов психогимнастики, рефлексивного анализа ситуаций, коллективных творческих проектов, психологической диагностики и коррекции (в том числе – сказкотерапии, арттерапии).
Проблемный анализ
С целью изучения социального заказа и актуальности тем программы было организовано специальное исследование, в рамках которого родителям было предложено обозначить качества ребёнка, способные обеспечить его успешность во взрослой жизни.
По мнению родителей, чтобы стать успешным в современном обществе, необходимо быть активным, коммуникабельным, самостоятельным и ответственным, нравственным, умеющим видеть и решать проблемы как автономно, так и сообща. Затем родителям предлагалось оценить выраженность выделенных ими качеств по пятибалльной шкале в отношении своего ребёнка, а также определить «идеальную» балльность этих качеств. Результат наглядно представлен на графиках:
Таким образом, воспитание социально успешных детей, развитие у них начал жизненного самоопределения и было положено в основу данного проекта.
Методологической основой проекта являются:
-
Показатели социального и интеллектуального развития детей 6-7лет (М.М.Безруких).
-
Структурные компоненты социального интеллекта (А.И.Савенков).
-
Новообразования дошкольного возраста – воображение, идеальные ориентирующие образцы, первичные этические инстанции, рефлексия, самооценка (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Ж.Пиаже).
Таким образом, целью проекта является обеспечение успешной социализации дошкольников путём развития компонентов социального интеллекта.
Этапы | Содержание деятельности по проекту | Сроки реализации |
Подготовительный |
|
1 год |
Организационный |
|
1 год |
Практический |
|
1 год |
Контрольно-оценочный |
|
2 месяца |
Одним из важных условий реализации проекта «Я успешен!» является активное участие родителей дошкольников, поскольку здесь идёт речь о создании единого образовательного и воспитательного пространства с целью конструирования ситуации успеха.
Быть успешным – значит, уметь применять полученные знания на практике, эффективно реализовывать имеющийся творческий и умственный потенциал. Ребёнку недостаточно дать набор каких-либо знаний и навыков – он обязательно должен «прочувствовать» полученную информацию на практике. Редкий дошкольник может учиться на чужих ошибках – тем более, что развитие социального интеллекта обусловлено, прежде всего, преодолением самим ребёнком определённого рода препятствий. Уровень развития социального интеллекта предопределяет успешность дошкольника, в том числе и в предстоящей учебной деятельности, поэтому социальный интеллект можно и нужно развивать!