Цели проведения:
Оформление: плакаты, красочные соответствующие тематике. Масленичная кукла, шары, музыка, печенье "жаворонки".
Они хранили в жизни мирной
Привычки малой старины
У них на масленице жирной
Водились русские блины
А.С. Пушкин
Древние славяне отмечали праздник проводов зимы и встречи весны - в честь языческого бога плодородия и скотоводства.
Волоса (Велеса).
После принятия христианства на Руси праздник этот сохранился, и с XVI в. стал называться Масленицей. Масленица была принята православной церковью как религиозный праздник под название сырной или "мясопустной" недели, но христианского переосмысления не получила. По своему содержанию обрядовая символика масленичных обычаев связана с древнеславянскими традициями проводов зимы и встречи весны. Масленица в христианстве предшествует Великому посту и справляется за семь недель до Пасхи - в период с конца февраля до начала марта.
Этот праздник олицетворял пробуждение природы от зимней спячки, означал начало весенних работ в поле. Масленица и по сей день живет как проявление надежды на сытный год, поэтому она была и остается обильной и очень сытной.
Любили на Руси Масленицу - праздник веселый, озорной, отчаянный. Прощались с зимой, встречали зиму.
В России Масленица начинается после вселенской субботы, в которую бывает память усопших родственников, между тем как в сырную неделю наша церковь вспоминает изгнание Адама из рая, приготавливая христиан к Великому посту.
1 ведущий. Вот и пришла оттепель, осели, замаслились на солнце сугробы, и, кажется ничем уже не угомонишь весенних воробьев. Даже черные галки завели свои хороводы и их гомон манит куда-то. Люди выходят на улицу, глядят на ошалевших птиц, на солнце. Вот и прошла зима. Голод, холод - все позади. Радость, весна наполняет душу : В такой день, - говорили в народе, - у Бога все равны.
2 ведущий: А как встречали весну? С весельем!... Как провожали зиму? Со смехом! Румяные, как солнце, блины, длинные хороводы, катание с гор, бесконечные песни - вот они, главные приметы праздника весны - широкой Масленицы. Веселились неделю, а потом - пост сосредоточенная молитва, во всем воздержание. "Пируй, Масленица, да о посте вспоминай без маслица".
Праздник Масленицы - проводы зимы и встреча весны - приходится за 56 дней до Пасхи. Первое упоминание о Масленице относится к ХVI в. Она не привязана к строго определенной даже и по народному календарю приурочена по времени весеннего равноденствия.
Масленица издавна была русским общенародным праздником. Главное правило Масленицы - накрывать обильные столы с разнообразной молочной снедью: сметаной, сливками, творогом, коровьим маслом, молоком, а также яйцами, рыбой, пирогами, квасом, пивом и вином. Каждый день на масленичной недели имеет своё название:
Понедельник - встреча к первому дню масленицы устраивались общие горы, качели. Встреча масленицы представляла собой особый ритуал ввоза масленичного чучела олицетворявшего праздник соломенную куклу обряжали всем селом, собирая детали одежды по дворам. Первыми встречали масленицу дети, девушки и парни. Они же являлись и исполнителями всех последующих обрядов. Все действия сопровождались песнями-причитаниями:
А мы масленицу дожидали,
В окошко доглядали,
В окошко поглядали :
Сыром, маслицем поливали,
На горушку выходили,
Сыра с маслицем выносили,
Сыром, маслицем поливали
Чтобы горушки были катливые,
Чтобы девушки были чудливые.
После того, как необходимые приветствия были пропеты, сани с чучелом под крики детей: "Приехала масленица! Пришла масленица!" - съезжали вниз. С этого момента считалось, что Масленица встречена, а праздник - начался.
Вторник - заигрыши. С утра девицы и молодцы приглашались покататься на горах, поесть блинов. Здесь братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.
Среда - лакомка. В среду тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя созывали всех родных.
Четверг - широкий четверток, разгул, перелом. Катались по улицам, выполняли разные обряды, творили кулачные бои.
Пятница - тещины вечорки. В этот день зяти угощали блинами своих тещ. Зять обязан был с вечера лично пригласить тещу.
Суббота - золовкины посиделки. Молодая невестка приглашала своих родных к себе. В этот день дети строили на реках, прудах и полях снежный городок с башнями и воротами.
Воскресенье - проводы масленицы. Обычаи последнего дня масленицы связаны с культом предков. Соломенную куклу - "Масленицу" - торжественно сжигали, а пеплом чучела рассеивали по полю, чтобы придать силу посеву, будущему урожаю. В этот день прощаются все обиды и оскорбления.
Самым важным считались последние четыре дня праздника, называвшиеся "широкой" или "разгульной Масленицей".
Накануне следовало вымыться в бане, чтобы смыть с себя все тяготы и несчастья прошлого года.
Повсеместно проводилось кликанье весны. Женщины пекли жаворонков - обрядовое печенье из пресного или кислого ржаного теста в форме птичек, а утром в сороки (день памяти Сорока мучеников) дети с жаворонками в руках большой плотной выходили за деревню, направляясь в ближайший лес. Останавливались в лощине, они сажали на куст птичек и медленно речитативом кликали:
Жаворонки, жаворонки.
Дайте нам лето,
А мы вам зиму,
У нас корма нету.
Жаворонки, жаворонки,
Катится колесом,
Ваши дети за лесом
Связаны поясом.
Жаворонки, жаворонки
Прилетайте к нам
Тут кисели толкут
Тут блины пекут.
Прокричав песенки несколько раз, дети разламывали жаворонков пополам и съедали их. В народе считалось, что при помощи жаворонков можно узнать будущее и свою судьбу. Если в разломленном на две половинке жаворонок попадало зернышко, то говорили - это "к хорошему житию", если деньги - к богатству, кольцо - к женитьбе и т.д.
Главную роль в русской масленице играют блины, которые добрыми хозяйками пекутся всю неделю.
Обычай издавна такой,
Обряд заведенный не нами:
Весну с языческой мечтой
Встречали русичи блинами,
Обряд языческих письмен
Живет, хранимый вечно нами,
Он изменен и обновлен,
Но замечателен блинами.
"Блин кругл, как настоящее щедрое солнце. Блин прекрасен и горяч, как горячее, всепрогревающее солнце, блин палит растительным маслом - это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолом. Блин - символ Солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей". Так писал о блинах русский писатель А. Куприн.
Блины олицетворяют собой праздник проводов зимы и встречи весны - масленицу. Поэтому не случайна форма блина, ведь он является как бы маленьким солнцем.
Домашнее задание: В этой части праздника комиссия рассматривает выполнение задания участниками команд.
Было предложено выполнить блины (с начинкой, без начинки) и сопровождать соответственно защитой.
Чаепитие
После окончания представления домашнего задания начинается чаепитие всех присутствующих на празднике.
Сверху пар, снизу пар -
Шипит наш русский самовар,
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем:
Пряник жуем, чаем запиваем,
В гости всех приглашаем!
По ходу чаепития ребятам предлагается ряд загадок. Правильные ответы поощряются ценным призом.
- Крякнул гусь на всю Русь. (Гром)
- Идет Яшка - белая рубашка. (Снег)
- Выше леса, тоньше колоса. (Дождь)
- Белая кошка лезет в окошко. (Рассвет)
- Серое сукно тянется в окно. (Сумерки)
- Один костер весь мир согревает. (Солнце)
- Из какого ковша не пьют, не едят, а только глядят? (Созвездия Большой и Малой Медведицы)
- Один пастух тысячи овец пасет. (Месяц, звезды)
- Белая простыня всю землю обошла. (Облако)
- Лик пахучий, а хвост колючий. (Роза)
- Стоят в ноле сестрички: желтый глазок, белые реснички. (Ромашки)
- Цвет белый, а ягода черная. (Черемуха)
- Не разбив горшочка, не съешь кашки. (Орех)
- Одно бросил, целую горсть взял. (Зерно)
- С виду - красная, раскусишь - белая. (Редиска)
- Колючий ежик вцепился в одежу. (Репей)
- Днем спит, ночью лает, прохожих пугает. (Сова)
- Посередь деревьев кузнецы куют. (Дятел)
- Шило впереди, клубок середи, ножницы сзади. (Ласточка)
- Бела как снег, черна как жук, вертится как бес и повертка в лес. (Сорока)
- Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок)
- У кого усы длиннее ног? (У таракана)
- Шли плотнички без топоров, срубили избу без углов. (Муравьи)
- Ниток много, а в клубок не смотает, одежды не шьет, а ткань ткет. (Паук)
- Кто первым землю пашет? (Червяк)
- Волосата, зелена, в листьях прячется она. (Гусеница)
- Не зверь, не птица - всего боится. Половит мух - и в воду плюх! (Лягушка)
- Кто свой дом на себе носит? (Улитка)
Конкурс пословиц и поговорок между участниками праздника
Пословицы и поговорки дошли до нас с давних времен. Это короткие, простые, но богатые по смыслу изречения. Они складывались народом ещё до того, как появилась на Руси грамота. Народ не умеющий не писать, ни читать, как бы создавал свою устную школу. В лучших своих пословицах народ передавал от отцов к сыновьям, от дедов к внукам свои заветные правила жизни, учил детей уму разуму.
- Поговорка - цветочек, пословица - ягодка,
- Красна речь с поговоркой
- Без углов дом не строится
- Без пословицы речь не молвится.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь
- На охоту ехать - собак кормить
- Длинная нитка - ленивая швея
- Глаза боятся, а руки делают
- Всякое дело терпенье одолеть можно
- Ленивому всегда праздник
- Пироги на кустах не растут
- Под лежачий камень вода не бежит
- Видать Акулька пироги пекла - все ворота в тесте
По окончании праздника ребята поощряются небольшими сувенирами на память.
Заключительная часть мероприятия
Вот и завершился наш праздник. Много мы сегодня услышали и узнали. Я надеюсь, что на этом не закончатся ваши познания о жизни наших предков. Мы ещё много будем говорить об обычаях русского народа на уроках технологии при изучении различных модулей. Я желаю вам активно приобретать культурное богатство русского народа.
Вывод: В настоящее время мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.
Литература
- Бачинин В.А. Духовная культура личности М., 1988.
- Мерцалова М.И. Поэзия народного костюма М., 1975.
- Василенко В.М. Русское прикладное искусство М., 1962.
- Энциклопедия зимних праздников С. Петербург 1995 г. изд. Роспекс
- Русский народ 1992 г. Иркутск. Вост-Сиб издательство.
- Барылкина Л.П. Соколова С.Е. Технология М., 2006.