Цель исследования: выявление наиболее эффективных средств и приёмов развития внимания каждого младшего школьника при формировании орфографической зоркости на уроках русского языка и рост субъективного опыта в этом плане.
Задачи для достижения указанных целей в процессе работы решались следующие:
-
Изучить степень разработанности проблемы в теории и на практике.
-
Провести исследования состояния развития внимания и орфографической зоркости у каждого учащегося.
-
Подобрать личностно-ориентированный дидактический материал для развития орфографической зоркости.
В начале учебного года был составлен план работы (Приложение 1). Согласно плану изучена научно – педагогическая литература (Приложение 2). Для использования из нее взяты следующие мысли:
-
внимание является самостоятельной формой психической деятельности и представляет собой контроль, доведенный до уровня идеального, сокращенного и автоматизированного действия;
-
это действие можно сформировать на основе теории о поэтапном формировании умственных действий П.Я. Гальперина;
-
сформированное умственное действие контроля способствует повышению уровня орфографической зоркости;
-
орфографическая зоркость является частью орфографического навыка и представляет собой выработанную способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением;
-
«зоркость требует внимания: ученик должен видеть все буквы в слове».
Процесс работы строился следующим образом:
Используя диагностические методики, я оценила уровни развития свойств внимания каждого ученика и уровень орфографической зоркости. Диагностико – мотивирующая часть методики плавно переходила в формирующую, коррекционную. В качестве мотивационной основы формируемого действия использовались, во – первых, естественное желание ребенка научиться писать без ошибок, во – вторых желание научиться под руководством взрослого выполнять дело – проверять чужие ошибки при помощи алгоритма проверки текстов (личностно-ориентированной карточки) (Приложение 3). Мною было проведено 15 занятий. Далее работа по формированию орфографической зоркости продолжилась на уроках русского языка (поддерживающий этап экспериментальной работы).
В рамках процесса работы согласно требованиям системы были разработаны:
I. Личностно-ориентированные уроки (фрагменты в Приложении 4).
II. Личностно-ориентированные дидактические материалы «Исправь ошибки» по следующим темам:
-
Предложение.
-
Правописание ЖИ – ШИ.
-
Правописание ЧА – ЩА.
-
Правописание ЧУ – ЩУ.
-
Ударные и безударные гласные.
-
Парные согласные (Приложение 5).
III. Упражнения для коррекции внимания, отобранные из множества других, но в моей практике оказавшиеся наиболее результативными (Приложение 6, Приложение 7).
Педагогические наблюдения велись за 23 учениками. Собранные сведения систематизированы и оформлены в виде графиков.
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы: при систематическом использовании предложенного материала развивается внимание, орфографическая зоркость, самоконтроль. Учащиеся стали внимательнее относиться к любому печатному слову, не зависимо от того, какого содержания текст (математический, природоведческий, художественный). Дети учатся «видеть» собственные ошибки. Это очень важно, потому что навык проверки написанного – наиболее слабое звено в обучении орфографии.
Таким образом, формирование орфографической зоркости каждого ребенка – необходимая ступень в обучении орфографии с личностно-ориентированной направленностью. Моя работа не носит исчерпывающий характер и не претендует на полноту исследования данной проблемы. Она позволяет решить лишь часть задач успешного формирования орфографической зоркости как основы грамотного письма. Дальнейшая практическая работа в этом направлении покажет новые пути реализации идей, выдвинутых в моем исследовании.