Цели урока:
- закрепление знаний, умений, навыков по темам «Квадратное уравнение» и «Решение задач на составление квадратных уравнений»;
- пропедевтика вопросов, которые будут необходимы в дальнейшем при исследовании функций;
- закрепление практических навыков вычислений и построения графиков в электронных таблицах.
Задачи урока:
1. Образовательные:
-
закрепление навыков решения квадратных уравнений и задач на составление квадратных уравнений, в том числе с применением теоремы Пифагора;
-
практическое применение электронных таблиц EXCEL при решении задач различного типа;
-
закрепление навыков построения графиков, соответствующих математическим функциям;
-
графическая интерпретация различных результатов решения квадратного уравнения.
2. Развивающие:
-
развитие навыков практической работы на компьютере по инструкции;
-
повышение мотивации к использованию электронных таблиц как универсального инструмента для решения учебных и реальных задач, особенно эффективных при многовариантных вычислениях;
-
развитие умения рассуждать и делать выводы на основании результатов компьютерного эксперимента;
-
развитие интереса к предметам математика и информатика.
3. Воспитательные:
-
воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать;
-
развитие самостоятельности, аккуратности, трудолюбия и ответственности при выполнении задания.
Тип урока: интегрированный, обобщающий.
Вид урока: обычный, продолжительность 45 минут, при обычном распределении учащихся по группам.
Форма проведения урока: практическая работа.
Возраст учащихся: VIII класс.
Оборудование и дидактический материал:
-
персональные компьютеры с установленным на них пакетом Microsoft Offiсe EXCEL;
-
рабочая Книга EXCEL, содержащаяся в файле KwUR.xls, с заготовками;
-
индивидуальные бланки, содержащие задания и форму для отчета о работе;
-
инструкционные карты по выполнению практической работы;
-
презентация, подготовленная в Microsoft PowerPoint, содержащая иллюстрационные слайды для повторения пройденных тем и объяснения задания;
-
видеопроектор с экраном для демонстрации презентации.
План урока.
-
Актуализация опорных знаний.
-
Разъяснение порядка выполнения работы.
-
Выполнение задания на компьютере.
-
Подведение итогов работы.
Ход урока
1. Актуализация опорных знаний.
Учитель математики. Ребята! Мы с вами закончили изучение темы «Квадратные уравнения». (Демонстрируются слайды 1 и 2 презентации с комментариями учителя, см. Приложение 4.)
Учитель информатики. На предыдущем уроке мы разобрали решение квадратного уравнения в электронных таблицах. Для проверки возможности вычисления корней квадратного уравнения по известным формулам нам понадобилась имеющаяся в арсенале EXCEL логическая функция ЕСЛИ. С ее помощью мы смогли получить и записать в ячейки электронной таблицы формулы для расчета корней х1 и х2, а также вывести на экран сообщения в случае невозможности получения корней, и таким образом создали универсальную форму решения квадратного уравнения по его коэффициентам a, b, c на листе Рабочей Книги EXCEL (демонстрируется слайд с созданной формой):
Рисунок 1
Из ячеек, содержащих формулы, имеются гиперссылки на слайды с демонстрацией этих формул:
=ЕСЛИ(C$6>=0;ЕСЛИ(B$5<>0;(-B$6 + КОРЕНЬ(C$6))/(2*B$5);"");"") – в ячейке B10
=ЕСЛИ(C$6>=0;ЕСЛИ(B$5<>0;(-B$6 - КОРЕНЬ(C$6))/(2*B$5);"");"") – в ячейке B11
= B6^2 – 4 * B$5 * B$7 - в ячейке C6;
=ЕСЛИ(C6<0;"Уравнение не имеет корней";"") - в ячейке D5;
=ЕСЛИ(B5=0;"Недопустимое значение коэффициента a";"") - в ячейке D6.
2. Разъяснение порядка выполнения работы.
В нашей сегодняшней практической работе вы проведете эксперимент – последовательно подставляя различные, соответствующие вашим заданиям (1.а-1.е), коэффициенты квадратного уравнения в Форму, находящуюся на Листе1 Рабочей Книги EXCEL в файле KwUR.xls (см. Приложение 3), получите результаты решения и проанализируете их. Подставьте значения коэффициентов для п.1.а) задания. Вы уже умеете табулировать функции и на основании данных табуляции строить диаграммы и графики. Для анализа результатов решения постройте график параболы, соответствующей уравнению:
y = ax2 + bx + c,
на Листе1, пользуясь инструкционной картой (см. Приложение 1) Сравните полученные значения корней с точками пересечения параболы и сделайте вывод. Зарисуйте полученную параболу в соответствующий раздел бланка для отчета (см. Приложение 2) и запишите свой вывод. Проведите аналогичную работу для следующих пунктов задания 1. Посмотрите, как изменяется положение парабол, зарисуйте получаемые графики, запишите выводы. Постарайтесь сделать общий вывод.
Во 2-ом задании вам необходимо аналитически решить 2 задачи, а корни полученных квадратных уравнений найти с использованием Формы. Проанализируйте, могут ли полученные значения корней являться решением задачи. Ход решения задачи и полученные результаты запишите в соответствующие разделы бланка.
3. Выполнение задания на компьютере.
Учащиеся приступают к выполнению практической работы по вариантам.
Вариант 1.
1.
а) 5х2 + 14х - 3 =0 |
г) 2х2 - 11х + 12 =0 |
|
б) 4х2 + 20х + 25 =0 |
д) х2 - 2х + 1 =0 |
|
в) 4х2 + 2х + 1 =0 |
е) 3х2 + 5х + 6 =0 |
2. Периметр прямоугольника равен 26 см, а его площадь – 36 см2. Найдите длины сторон прямоугольника.
3. Найдите катеты прямоугольного треугольника, если их сумма равна 46 см, а гипотенуза треугольника – 34 см.
Вариант 2.
1.
а) 5х2 + 8х - 4 =0 |
г) 4х2 - 7х - 9 =0 |
|
б) 9х2 + 24х + 16 =0 |
д) 9х2 - 12х + 4 =0 |
|
в) 2х2 + 6х + 7 =0 |
е) 2х2 - 7х + 9 =0 |
2. Периметр прямоугольника равен 20 см. Найдите его стороны, если известно, что его площадь равна 24 см2.
3. Найдите стороны прямоугольника, если их разность равна 14 дм, а диагональ прямоугольника – 26 дм.
4. Подведение итогов работы.
Рассматриваются результаты выполнения 1-го задания. Учащиеся отвечают на вопросы о расположении графика квадратичной функции в случаях нахождения двух разных, двух одинаковых корней, в случае отсутствия корней, зачитывают свои выводы относительно каждого пункта задания 1. Совместно формулируются и записываются в бланк для заполнения общие выводы:
-
при двух различных корнях уравнения (D>0) парабола пересекает ось абсцисс в двух точках – (x1;0), (x2;0);
-
при двух одинаковых корнях уравнения (D=0) парабола касается оси абсцисс в одной точке – (x;0);
-
при отсутствии корней (D<0) парабола не пересекает ось абсцисс.
Учителя просматривают бланки для заполнения, проверяя правильность и аккуратность выполнения работы, выставляются оценки. После этого учащиеся записывают задание на дом, состоящее из 2-х задач:
-
Площадь прямоугольного треугольника 180 см2. Найдите катеты треугольника, если их сумма равна 39 см.
-
Площадь прямоугольника 480 дм2. Найдите его стороны, если периметр прямоугольника равен 94 дм.