Мастер-класс "Формула решения конфликтов в классе"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цель: формирование бесконфликтных отношений в классе через воспитание уважительного отношения друг к другу.

Задачи:

  1. Формирование толерантного и уважительного отношения к одноклассникам.
  2. Обучение навыкам бесконфликтного общения.
  3. Создание условий для формирования у учащихся чувства сострадания, желания и умения слушать, помогать.
  4. Сплочение детского коллектива.
  5. Выбор «службы посредников».
  6. Оформление стенда «Внимание! Конфликт».

Вышеперечисленные цели и задачи способствуют выработке у ребят таких личных качеств, как:

  • уверенность в себе;
  • честность и открытость;
  • чувство юмора;
  • умение устанавливать и поддерживать гармоничные отношения;
  • быстро принимать решения;
  • успешно преодолевать кризисные ситуации.

Способствуют формированию конструктивных навыков взаимодействия, таких как:

  • умение безопасно и эффективно общаться;
  • умение понимать и выражать свои чувства;
  • умение противостоять давлению.

Конфликт (от лат. coпflictus - столкновение), согласно толковому словарю, трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями. Конфликт возникает как результат несовместимости представлений о ситуации, о поступке, о способах действия. Конфликт прекращается, если стороны удовлетворены выигрышем (или проигрышем) или признают, что продолжение столкновения бессмысленно.

Социологи отмечают, что отсутствие у подростков практических знаний теории конфликтов, навыков позитивного поведения в конфликтных ситуациях серьезно осложняет эмоционально-психологическую атмосферу в классных коллективах, влияет на индивидуальное развитие. Существовать в современном мире без конфликтов практически невозможно, но научить детей правильно выстроить линию своего поведения в ситуациях конфликта во взаимоотношениях с родителями, одноклассниками, учителями, окружающими – одна из реально выполнимых задач педагогов и практических психологов школы.

Реализация идеи создания в классе «Службы посредников» поможет решить эти задачи.

Первое, что необходимо сделать, это ознакомить учащихся с видами конфликтов, рассказать о возможных причинах их возникновения.

Ход мероприятия

Классный руководитель: попросить учащихся вспомнить, в каких конфликтах им приходилось принимать участие, поразмышлять о реальных причинах ссоры или конфликта с окружающими.

Из-за чего разгораются конфликты?

Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные точки зрения на один и тот же вопрос; отсутствие третьей стороны. Многие конфликты возникают тогда, когда ребята преследуют свои эгоистические интересы в ущерб интересам класса.

- Приведите примеры из своей жизни, из литературы и кинофильмов, где причиной конфликта являются перечисленные вами причины.

- К каким результатам приводят конфликты?

(Ребята дают ответы на вопросы.)

На доске записаны три различных результата конфликта:

  1. Победа – поражение – одна сторона удовлетворена, но другая не удовлетворена.

  2. Поражение – поражение – обе стороны не удовлетворены результатом.

  3. Победа – победа – обе стороны приходят к согласию.

(Обсуждение результатов конфликта.)

Творческая работа.

Необходимо разделить детей на 2 группы и инсценировать известную сказку.

Задание.

Обсудить в группе и изобразить решения конфликта, отличные от тех, что в сказке.

Группа 1 – сказка Ш. Перро «Красная Шапочка».

Группа 2 – русская народная сказка «Маша и медведь».

Беседа с ребятами.

  • Какие из этих решений относятся к типу «победа – победа», «победа – поражение» и «поражение – поражение»?
  • Кто виноват в конфликте?
  • Кто явился инициатором конфликта?
  • На каком этапе его можно было избежать?
  • Какие бывают конфликты?

Вывод. Конфликты бывают разрушающие и конструктивные. При правильном обращении он может быть полезен – приводит к изменениям. При неправильном – приводит к обиде, непониманию и даже к насилию.

Работа в группе.

1) Изобразите различные степени конфликтов – от крупнейших до мельчайших, подпишите под каждым рисунком чувства и действия участников в различных конфликтах и ситуациях.

Группа 1 – среди людей.

Группа 2 – среди животных.

  • Как чувства обостряются в конфликте?
  • Почему чувства людей обостряются в конфликте?
  • Как можно избежать обострения ситуации?

С помощью правильного общения. Необходимо уметь правильно говорить и правильно слушать друг друга. Также необходимо искать компромисс.

  • Что такое компромисс?

2) Разработайте правила управления конфликтом и план разрешения споров.

Проведение обсуждения результатов, оформление правил в виде плаката.

Правила управления конфликтом.

  1. Не прерывайте. Слушайте.
  2. Не делайте предположений.
  3. Не переходите на личности и не оскорбляйте.
  4. По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.
  5. Закончите на позитивной ноте.

План разрешения споров.

  1. «Пострадавший» должен сказать, что хочет спросить. Например: «Я хочу выяснить то-то и то-то, почему вы поступили так-то и не сделали того-то?»

  2. Говорите о сути дела, а не вокруг да около. Обязательно отреагируйте на высказанное недоразумение, критику. Изложите свое мнение конкретно и четко.

  3. Признайте свою ошибку или докажите обратное. Найдите у другого что-нибудь приятное, положительно его характеризующее.

Предложить участникам подумать, была ли возможность:

а) избежать конфликта,

б) найти другое его решение (можно на примере обыгрывания общей ситуации).

Классный руководитель: подводя итог говорит о том, что статистика показывает (и мнение ребят это подтверждает), что «разгорание» конфликта чаще всего происходит потому, что его участникам не с кем посоветоваться. Многие утверждают, что если бы удалось в противостоянии сторон обратиться к третьей, независимой, стороне, конфликт мог и не зайти далеко.

В своей беседе подводит ребят к необходимости создать в классе «Службу посредничества»: специальные посредники будут внимательно выслушивать и помогать разрешать возникающие споры. Разработать систему обращения к посредникам, определить правила посредничества, возможно, символику и пр. Не исключено, что посредниками захотят стать все дети в классе по очереди или будут выбраны 5-6 человек (наиболее компетентных и беспристрастных, по мнению учащихся). Необходимо обучить будущих посредников алгоритму работы с участниками конфликта (Приложение). Оформить положение о «Службе посредников» на стенде «Внимание! Конфликт».

Я считаю, что в любом классе, время от времени, возникают конфликтные ситуации (или конфликты) и одним мероприятием невозможно разрешить все вопросы и научить выходить из таких ситуаций без последствий. Воспитательная работа в классе предусматривает постоянную работу по культуре поведения и очень важно проводить ее в системе, анализируя и корректируя по мере необходимости.

При составлении плана воспитательной работы с классом я руководствовалась тем, чтобы, если не исключить конфликты или конфликтные ситуации, то по возможности свести до минимума моральные потери в детском коллективе. Для этого я запланировала в течение года провести серию классных мероприятий по культуре общения, например:

  • Классный час «Учимся быть терпимыми».
  • Классный час «Учимся взаимоуважению».
  • Игра «Модель человеческого общения».
  • Практикум по культуре поведения.
  • «Дело в шляпе или еще раз о дружбе» – конкурсно-развлекательная программа.
  • «Необычные приключения в стране хорошего тона» – этическая игровая программа-размышление.
  • Классный час «Поговорим о вежливости».
  • «Для чего нужна улыбка» и другие.

Для того, чтобы вызвать повышенный интерес к коллективным мероприятиям, я использую различные формы их проведения: беседы, часы общения, викторины, тесты и тренинги, дискуссии, интеллектуальные и ролевые игры, игры-путешествия, шоу-программы и т.д. В наших мероприятиях возможно участие психолога школы, социального педагога, педагога-организатора, представителя администрации и других.

Постоянно проводится рефлексия всех коллективных мероприятий класса.

Включаясь в процесс обсуждения, дети учатся совмещать интересы, планировать общую деятельность, им приходится учитывать мнение товарища, учащиеся приобретают опыт коллективной работы.

Полгода назад я приобрела книгу М.А. Тартышной «50 идей для классного руководителя» и познакомилась с формами воспитательной работы, предложенной автором.

Меня очень заинтересовала идея создания в классе «Службы посредников» и использование ее для решения проблем конфликтных ситуаций между учащимися с помощью других учащихся. Я предложила идею детям и мы решили использовать данные материалы в своем коллективе.

Литература.

  1. Автор-составитель О.Я. Воробьева. Коммуникативные технологии в школе. Из опыта работы. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.
  2. Автор-составитель Н.М. Гончарова. Особенности воспитательной работы с «проблемными» учащимися. Издательство «Учитель», Волгоград, 2007.
  3. М.А. Тартышная. 50 идей для классного руководителя. Издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 2007.
  4. М.А. Алоева, В.Е. Еремина. 100 идей для школьных друзей. Внеклассная работа, 5-11 классы. Издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 2008.
  5. Н.Ф. Дик, Е.П. Сгибнева. Отдыхая – обучаемся, познавая – развиваемся. Книга для классных руководителей 5-8 классов. Издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 2007.