Цель: формирование бесконфликтных отношений в классе через воспитание уважительного отношения друг к другу.
Задачи:
- Формирование толерантного и уважительного отношения к одноклассникам.
- Обучение навыкам бесконфликтного общения.
- Создание условий для формирования у учащихся чувства сострадания, желания и умения слушать, помогать.
- Сплочение детского коллектива.
- Выбор «службы посредников».
- Оформление стенда «Внимание! Конфликт».
Вышеперечисленные цели и задачи способствуют выработке у ребят таких личных качеств, как:
- уверенность в себе;
- честность и открытость;
- чувство юмора;
- умение устанавливать и поддерживать гармоничные отношения;
- быстро принимать решения;
- успешно преодолевать кризисные ситуации.
Способствуют формированию конструктивных навыков взаимодействия, таких как:
- умение безопасно и эффективно общаться;
- умение понимать и выражать свои чувства;
- умение противостоять давлению.
Конфликт (от лат. coпflictus - столкновение), согласно толковому словарю, трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями. Конфликт возникает как результат несовместимости представлений о ситуации, о поступке, о способах действия. Конфликт прекращается, если стороны удовлетворены выигрышем (или проигрышем) или признают, что продолжение столкновения бессмысленно.
Социологи отмечают, что отсутствие у подростков практических знаний теории конфликтов, навыков позитивного поведения в конфликтных ситуациях серьезно осложняет эмоционально-психологическую атмосферу в классных коллективах, влияет на индивидуальное развитие. Существовать в современном мире без конфликтов практически невозможно, но научить детей правильно выстроить линию своего поведения в ситуациях конфликта во взаимоотношениях с родителями, одноклассниками, учителями, окружающими – одна из реально выполнимых задач педагогов и практических психологов школы.
Реализация идеи создания в классе «Службы посредников» поможет решить эти задачи.
Первое, что необходимо сделать, это ознакомить учащихся с видами конфликтов, рассказать о возможных причинах их возникновения.
Ход мероприятия
Классный руководитель: попросить учащихся вспомнить, в каких конфликтах им приходилось принимать участие, поразмышлять о реальных причинах ссоры или конфликта с окружающими.
Из-за чего разгораются конфликты?
Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные точки зрения на один и тот же вопрос; отсутствие третьей стороны. Многие конфликты возникают тогда, когда ребята преследуют свои эгоистические интересы в ущерб интересам класса.
- Приведите примеры из своей жизни, из литературы и кинофильмов, где причиной конфликта являются перечисленные вами причины.
- К каким результатам приводят конфликты?
(Ребята дают ответы на вопросы.)
На доске записаны три различных результата конфликта:
-
Победа – поражение – одна сторона удовлетворена, но другая не удовлетворена.
-
Поражение – поражение – обе стороны не удовлетворены результатом.
-
Победа – победа – обе стороны приходят к согласию.
(Обсуждение результатов конфликта.)
Творческая работа.
Необходимо разделить детей на 2 группы и инсценировать известную сказку.
Задание.
Обсудить в группе и изобразить решения конфликта, отличные от тех, что в сказке.
Группа 1 – сказка Ш. Перро «Красная Шапочка».
Группа 2 – русская народная сказка «Маша и медведь».
Беседа с ребятами.
- Какие из этих решений относятся к типу «победа – победа», «победа – поражение» и «поражение – поражение»?
- Кто виноват в конфликте?
- Кто явился инициатором конфликта?
- На каком этапе его можно было избежать?
- Какие бывают конфликты?
Вывод. Конфликты бывают разрушающие и конструктивные. При правильном обращении он может быть полезен – приводит к изменениям. При неправильном – приводит к обиде, непониманию и даже к насилию.
Работа в группе.
1) Изобразите различные степени конфликтов – от крупнейших до мельчайших, подпишите под каждым рисунком чувства и действия участников в различных конфликтах и ситуациях.
Группа 1 – среди людей.
Группа 2 – среди животных.
- Как чувства обостряются в конфликте?
- Почему чувства людей обостряются в конфликте?
- Как можно избежать обострения ситуации?
С помощью правильного общения. Необходимо уметь правильно говорить и правильно слушать друг друга. Также необходимо искать компромисс.
- Что такое компромисс?
2) Разработайте правила управления конфликтом и план разрешения споров.
Проведение обсуждения результатов, оформление правил в виде плаката.
Правила управления конфликтом.
- Не прерывайте. Слушайте.
- Не делайте предположений.
- Не переходите на личности и не оскорбляйте.
- По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.
- Закончите на позитивной ноте.
План разрешения споров.
-
«Пострадавший» должен сказать, что хочет спросить. Например: «Я хочу выяснить то-то и то-то, почему вы поступили так-то и не сделали того-то?»
-
Говорите о сути дела, а не вокруг да около. Обязательно отреагируйте на высказанное недоразумение, критику. Изложите свое мнение конкретно и четко.
-
Признайте свою ошибку или докажите обратное. Найдите у другого что-нибудь приятное, положительно его характеризующее.
Предложить участникам подумать, была ли возможность:
а) избежать конфликта,
б) найти другое его решение (можно на примере обыгрывания общей ситуации).
Классный руководитель: подводя итог говорит о том, что статистика показывает (и мнение ребят это подтверждает), что «разгорание» конфликта чаще всего происходит потому, что его участникам не с кем посоветоваться. Многие утверждают, что если бы удалось в противостоянии сторон обратиться к третьей, независимой, стороне, конфликт мог и не зайти далеко.
В своей беседе подводит ребят к необходимости создать в классе «Службу посредничества»: специальные посредники будут внимательно выслушивать и помогать разрешать возникающие споры. Разработать систему обращения к посредникам, определить правила посредничества, возможно, символику и пр. Не исключено, что посредниками захотят стать все дети в классе по очереди или будут выбраны 5-6 человек (наиболее компетентных и беспристрастных, по мнению учащихся). Необходимо обучить будущих посредников алгоритму работы с участниками конфликта (Приложение). Оформить положение о «Службе посредников» на стенде «Внимание! Конфликт».
Я считаю, что в любом классе, время от времени, возникают конфликтные ситуации (или конфликты) и одним мероприятием невозможно разрешить все вопросы и научить выходить из таких ситуаций без последствий. Воспитательная работа в классе предусматривает постоянную работу по культуре поведения и очень важно проводить ее в системе, анализируя и корректируя по мере необходимости.
При составлении плана воспитательной работы с классом я руководствовалась тем, чтобы, если не исключить конфликты или конфликтные ситуации, то по возможности свести до минимума моральные потери в детском коллективе. Для этого я запланировала в течение года провести серию классных мероприятий по культуре общения, например:
- Классный час «Учимся быть терпимыми».
- Классный час «Учимся взаимоуважению».
- Игра «Модель человеческого общения».
- Практикум по культуре поведения.
- «Дело в шляпе или еще раз о дружбе» – конкурсно-развлекательная программа.
- «Необычные приключения в стране хорошего тона» – этическая игровая программа-размышление.
- Классный час «Поговорим о вежливости».
- «Для чего нужна улыбка» и другие.
Для того, чтобы вызвать повышенный интерес к коллективным мероприятиям, я использую различные формы их проведения: беседы, часы общения, викторины, тесты и тренинги, дискуссии, интеллектуальные и ролевые игры, игры-путешествия, шоу-программы и т.д. В наших мероприятиях возможно участие психолога школы, социального педагога, педагога-организатора, представителя администрации и других.
Постоянно проводится рефлексия всех коллективных мероприятий класса.
Включаясь в процесс обсуждения, дети учатся совмещать интересы, планировать общую деятельность, им приходится учитывать мнение товарища, учащиеся приобретают опыт коллективной работы.
Полгода назад я приобрела книгу М.А. Тартышной «50 идей для классного руководителя» и познакомилась с формами воспитательной работы, предложенной автором.
Меня очень заинтересовала идея создания в классе «Службы посредников» и использование ее для решения проблем конфликтных ситуаций между учащимися с помощью других учащихся. Я предложила идею детям и мы решили использовать данные материалы в своем коллективе.
Литература.
- Автор-составитель О.Я. Воробьева. Коммуникативные технологии в школе. Из опыта работы. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.
- Автор-составитель Н.М. Гончарова. Особенности воспитательной работы с «проблемными» учащимися. Издательство «Учитель», Волгоград, 2007.
- М.А. Тартышная. 50 идей для классного руководителя. Издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 2007.
- М.А. Алоева, В.Е. Еремина. 100 идей для школьных друзей. Внеклассная работа, 5-11 классы. Издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 2008.
- Н.Ф. Дик, Е.П. Сгибнева. Отдыхая – обучаемся, познавая – развиваемся. Книга для классных руководителей 5-8 классов. Издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 2007.