Построение мастерской ценностных ориентаций для учащихся 10-х классов "Губит людей не пиво…"

Разделы: Химия


Цель: профилактика алкоголизма на основе рефлексии поведения людей, употребляющих алкоголь, расширить знания о причинах заболевания алкоголизмом, воспитание собственной жизненной позиции

Оборудование: информационные тексты, листы ватмана, фломастеры, тетрадочные листы на партах, лабораторное оборудование (пробирка со спиртом, пробирки с кусочками мяса, кровью, яичным белком).

Ход занятия

1. Индуктор (учащиеся садятся в группы по 4-5 человек)

Учитель: Подберите к слову “спирт” свои ассоциации (записывает на доске положительные и отрицательные в два столбика)

Учитель: Пожалуй, нет ни одного класса веществ, которые бы так противоречиво вошли в историю человечества, как спирты, и главным образом благодаря одному представителю – этиловому спирту. Он настолько известен, что, когда люди (в том числе и химики) говорят “спирт”, они всегда имеют в виду этиловый, а не какой-либо другой.

2. Историческая справка [1]

Учитель: Существует мнение, что пьянство является старинной традицией народа. Но русский историк и этнограф, знаток обычаев народа Н.И. Костомаров (1817–1885) полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5–10 %. Чара пускалась по кругу, и из неё каждый отпивал несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом.

Последующее распространение пьянства на Руси связано с политикой властей, стремящихся получить как можно больше прибыли в казну от торговли спиртным.

Спирт менее токсичен в слабоалкогольных напитках. Это свойство спирта человек заметил давно. Древние греки и римляне пили сухое вино крепостью 10-12 %, разбавляя его водой, и искренне возмущались, когда узнали, что “ скифы пьют вино неразбавленным ”.

Пиво относиться к слабоалкогольным напиткам (в среднем 4-5 %, но есть и крепкие сорта – 9%). Однако это не означает, что пиво безвредно. У наркологов существует термин “пивной алкоголизм”. Следовательно, даже употребляя только пиво, человек подвергается риску стать алкоголиком.

3. Социоконструкция и социализация

Учитель: Составьте психологический портрет пьющего человека по трём позициям (раздать ватманы с заголовками и фломастеры):

  • 1-я группа – черты характера и внешности;
  • 2-я группа – особенности поведения;
  • 3-я группа – отношение к себе, отношение окружающих.

Представители от групп предъявляют свой продукт.

4. Лабораторный опыт “Влияние этилового спирта на белок” (Приложение 1)

Учитель: Как воздействует этиловый спирт на живую клетку? Выполните лабораторный опыт и составьте устный отчёт.

5. Работа с текстом [1, 2] и предъявление продукта (Приложение 2)

Учитель: Мы убедились в разрушающем действии этилового спирта на живую клетку. Прочитайте информацию о физиологическом воздействии этилового спирта на организм человека и объясните, почему…

  • 1-я группа: пьяному море по колено?
  • 2-я группа: у пьяного мужа – жена мученица?
  • 3-я группа: взывать к совести пьяного, всё равно, что обращаться к мёртвому? (раздать карточки с пословицами)

Сообщения учащихся учитель может дополнить данными ГИБДД о правонарушениях по вине нетрезвых водителей, о несении уголовной ответственности в большей мере в связи с отягчающим обстоятельством.

6. Выстраивание проблемы и запрос информации

Учитель: При постоянном употреблении спирта пьянство может перейти в крайнюю стадию – алкоголизм. Составьте предложения по теме “Алкоголизм”, которые начинаются со слов: Что? Как? Почему?

Каждый ученик озвучивает свой вопрос.

Учитель: Выберите в группе наиболее интересные вопросы и возьмите интервью у присутствующих.

7. Работа с новой информацией

Учитель: Найдите ответы на свои вопросы в предлагаемом тексте [2,3] (Приложение 3) Подчеркните фломастером слово, предложения, ставшие для вас маленьким открытием.

Учащиеся озвучивают свой выбор.

Учитель: Какие новые термины можно добавить к портрету алкоголика?

8. Разыгрывание этюда (по желанию учащихся, в противном случае на проведении данного этапа не настаивать).

Учитель: Нам часто приходится делать выбор между добром и злом. В старину говорили, что чёрт нашёптывает в левое ухо, а ангел в правое. Выбор за нами. Я приглашаю представителя от первой группы выступить в роли соблазнителя выпить, от второй – в роли отговаривающего, от третей – роль человека, которого соблазняют.

Учитель: Кому из ребят было труднее всего?

9. Социализация

Учитель: Закончите строчку из песни, которая является темой нашего урока. Объясните, почему? (отвечает каждый ученик)

10. Рефлексия – ХИМС [4]

Хорошо?
Интересно?
Мешало?
С – взял бы с собой?

Литература

  1. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М.: Дрофа, 2004.
  2. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. – М.: Просвещение, 1986.
  3. Химия. Еженедельное приложение к газете “Первое сентября” - № 2, 1999.
  4. Использована “Кейс-технология” Кондратьевой О.Г.