Цель: профилактика алкоголизма на основе рефлексии поведения людей, употребляющих алкоголь, расширить знания о причинах заболевания алкоголизмом, воспитание собственной жизненной позиции
Оборудование: информационные тексты, листы ватмана, фломастеры, тетрадочные листы на партах, лабораторное оборудование (пробирка со спиртом, пробирки с кусочками мяса, кровью, яичным белком).
Ход занятия
1. Индуктор (учащиеся садятся в группы по 4-5 человек)
Учитель: Подберите к слову “спирт” свои ассоциации (записывает на доске положительные и отрицательные в два столбика)
Учитель: Пожалуй, нет ни одного класса веществ, которые бы так противоречиво вошли в историю человечества, как спирты, и главным образом благодаря одному представителю – этиловому спирту. Он настолько известен, что, когда люди (в том числе и химики) говорят “спирт”, они всегда имеют в виду этиловый, а не какой-либо другой.
2. Историческая справка [1]
Учитель: Существует мнение, что пьянство является старинной традицией народа. Но русский историк и этнограф, знаток обычаев народа Н.И. Костомаров (1817–1885) полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5–10 %. Чара пускалась по кругу, и из неё каждый отпивал несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом.
Последующее распространение пьянства на Руси связано с политикой властей, стремящихся получить как можно больше прибыли в казну от торговли спиртным.
Спирт менее токсичен в слабоалкогольных напитках. Это свойство спирта человек заметил давно. Древние греки и римляне пили сухое вино крепостью 10-12 %, разбавляя его водой, и искренне возмущались, когда узнали, что “ скифы пьют вино неразбавленным ”.
Пиво относиться к слабоалкогольным напиткам (в среднем 4-5 %, но есть и крепкие сорта – 9%). Однако это не означает, что пиво безвредно. У наркологов существует термин “пивной алкоголизм”. Следовательно, даже употребляя только пиво, человек подвергается риску стать алкоголиком.
3. Социоконструкция и социализация
Учитель: Составьте психологический портрет пьющего человека по трём позициям (раздать ватманы с заголовками и фломастеры):
- 1-я группа – черты характера и внешности;
- 2-я группа – особенности поведения;
- 3-я группа – отношение к себе, отношение окружающих.
Представители от групп предъявляют свой продукт.
4. Лабораторный опыт “Влияние этилового спирта на белок” (Приложение 1)
Учитель: Как воздействует этиловый спирт на живую клетку? Выполните лабораторный опыт и составьте устный отчёт.
5. Работа с текстом [1, 2] и предъявление продукта (Приложение 2)
Учитель: Мы убедились в разрушающем действии этилового спирта на живую клетку. Прочитайте информацию о физиологическом воздействии этилового спирта на организм человека и объясните, почему…
- 1-я группа: пьяному море по колено?
- 2-я группа: у пьяного мужа – жена мученица?
- 3-я группа: взывать к совести пьяного, всё равно, что обращаться к мёртвому? (раздать карточки с пословицами)
Сообщения учащихся учитель может дополнить данными ГИБДД о правонарушениях по вине нетрезвых водителей, о несении уголовной ответственности в большей мере в связи с отягчающим обстоятельством.
6. Выстраивание проблемы и запрос информации
Учитель: При постоянном употреблении спирта пьянство может перейти в крайнюю стадию – алкоголизм. Составьте предложения по теме “Алкоголизм”, которые начинаются со слов: Что? Как? Почему?
Каждый ученик озвучивает свой вопрос.
Учитель: Выберите в группе наиболее интересные вопросы и возьмите интервью у присутствующих.
7. Работа с новой информацией
Учитель: Найдите ответы на свои вопросы в предлагаемом тексте [2,3] (Приложение 3) Подчеркните фломастером слово, предложения, ставшие для вас маленьким открытием.
Учащиеся озвучивают свой выбор.
Учитель: Какие новые термины можно добавить к портрету алкоголика?
8. Разыгрывание этюда (по желанию учащихся, в противном случае на проведении данного этапа не настаивать).
Учитель: Нам часто приходится делать выбор между добром и злом. В старину говорили, что чёрт нашёптывает в левое ухо, а ангел в правое. Выбор за нами. Я приглашаю представителя от первой группы выступить в роли соблазнителя выпить, от второй – в роли отговаривающего, от третей – роль человека, которого соблазняют.
Учитель: Кому из ребят было труднее всего?
9. Социализация
Учитель: Закончите строчку из песни, которая является темой нашего урока. Объясните, почему? (отвечает каждый ученик)
10. Рефлексия – ХИМС [4]
Хорошо?
Интересно?
Мешало?
С – взял бы с собой?
Литература
- Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М.: Дрофа, 2004.
- Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. – М.: Просвещение, 1986.
- Химия. Еженедельное приложение к газете “Первое сентября” - № 2, 1999.
- Использована “Кейс-технология” Кондратьевой О.Г.