Использование компьютерных обучающих программ на уроках английского языка в школе

Разделы: Иностранные языки


На сегодняшний день в преподавании английского языка складываются тенденции, соответствующие нынешнему уровню технического прогресса. Эффективность применения компьютерных технологий на уроках английского языка уже не подлежит сомнению.

Среди учащихся своего класса, каждый учитель может отметить тех, которые имеют сознательную мотивацию на изучение английского языка, проявляют старание в его изучении, но имеют удовлетворительную оценку по итогам изучения предмета. Есть такие и среди моих учеников. Изучив потенциал компьютерных технологий в преподавании английского языка, пришла к выводу, что их практическое применение может помочь повысить качество обучения таких учащихся.

Однако, компьютеризация обучения не означает простого введения нового средства в уже сложившийся процесс, необходимо проектирование нового учебного процесса на основе современной психолого-педагогической теории.

В аспекте технологизации процесса обучения особую актуальность приобретает проблема учета в этом процессе закономерностей познавательных процессов. Поэтому прежде чем по-новому строить учебный процесс, необходимо провести диагностику познавательных процессов учащихся, выделив в них те закономерности, которые в применении компьютерных технологий обучения представляют для учителя особый интерес. В организации восприятия следует иметь в виду, что по своей модальности учащиеся условно распределяются на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Провести с учащимися диагностику на определение репрезентативной системы (ведущего канала восприятия, переработки и хранения информации) поможет тест Б.А. Левиса и Ф. Пукелика (Приложение 1), определить стиль обучения и мышления учащихся, т.е. выявить их доминантное полушарие, поможет тест Поля Торранса на определение функциональной ассиметрии полушарий (Приложение 2). Также считаю необходимым изучение типологии учащихся по психофизиологическим особенностям М.К. Акимовой и Т.В. Козловой (Приложение 3), в основе которой лежат динамические составляющие поведения ученика, обусловленные свойствами нервной системы, такими как сила (степень выносливости, работоспособности нервной системы, ее устойчивость к разного рода помехам); подвижность (скорость переключения и скорость привыкания к меняющимся условиям) и лабильность (скорость, темп выполнения различных видов деятельности). В соответствии с этим критерием определяют два основных типа учащихся: с “сильной” и “слабой” нервной системой. Отмечено, что данные особенности учащихся являются врожденными.

Проведя данные диагностики, выявила, что те учащиеся, которые желают, но не могут иметь хорошую оценку по английскому языку, относятся к типу учащихся со “слабой” нервной системой, левополушарные, имеют визуальную модальность. Для них оптимальны условия, требующие монотонной, однообразной работы. Они испытывают определенные трудности в ситуациях, где требуется длительная напряженная работа (трудный урок, контрольная работа, написание сочинения за два урока, продолжительный школьный день и т.п.). Они быстро устают, теряют работоспособность, начинают допускать ошибки, к концу 6–7 уроков продуктивность их работы существенно падает, они медленно усваивают материал, начинают чувствовать себя утомленными. Любят последовательную, планомерную работу. Легче действуют по шаблону, по схеме, при этом обстоятельно, шаг за шагом выполняя задание. Они успешно выполняют те виды заданий, которые требуют предварительной подготовки. Склонны планировать предстоящую деятельность для того, чтобы равномерно распределить свои силы между отдельными ее этапами; склонны к тщательному контролю за выполнением учебных заданий и проверке полученных результатов. При ответе или усвоении материала для них необходимо использовать внешние опоры; графики, рисунки, диаграммы, таблицы облегчают им учебную деятельность. Серьезные трудности для них создает работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида деятельности на другой (например, когда во время объяснения новой темы учитель одновременно ведет опрос по пройденному материалу, привлекает разнообразный дидактический материал – карты, слайды, учебник, заставляет делать записи в тетради, отмечать на карте, следить по учебнику и т.д.). Таким учащимся сложно эффективно, продуктивно выполнять задания в шумной, неспокойной обстановке. У них резко возрастает число ошибок, быстро возникает утомление. Они ограничены также в объеме воспринимаемой информации, поэтому им трудно на уроке усвоить большой по объему и разнообразный по содержанию материал. Чувствительны к эмоциональным нагрузкам, в связи с чем, ответственная, требующая эмоционального, нервно-психического напряжения работа, особенно если на нее отводится ограниченное время, вызывает большие затруднения и дискомфорт. Учащиеся начинают торопиться, но это приводит не к ускорению их действий, а, наоборот, к заторможенности, ошибкам. В тренировочной же работе они ошибаются реже. Такие ученики теряются и начинают волноваться, когда учитель задает неожиданный вопрос и требует на него устного ответа, поэтому им нужно время на обдумывание. Лучший вариант для них – ответ письменный, а не устный. Кроме того, они очень болезненно относятся к своим неудачам, для них характерна повышенная эмоциональная чувствительность к замечаниям учителя и отрицательным оценкам, неуверенность в своих силах, своих знаниях. Материалы данных диагностик, приводят к выводу, что построение учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся в целях повышения его эффективности предполагает дифференциацию приемов работы учителя, индивидуализацию и интенсификации самостоятельности учащихся.

Чаще всего случается так, что все еще не каждый учитель может позволить себе строить учебный процесс с применением компьютерных технологий, таких как мультимедийная презентация Power Point, интернет-ресурсы или компьютерные обучающие программы по предмету. В своей педагогической деятельности и я столкнулась с проблемой поиска и реализации путей и средств организации компьютерного обучения английскому языку в школе. Использование в своей работе всех компьютерных технологий, упомянутых выше, для меня не является возможным. Это обусловлено техническим оснащением учебного учреждения, а именно, в школе нет видеопроектора для показа презентаций Power Point, к тому же выход в Интернет имеется только на одном компьютере. Поэтому в учебной практике Интернет-ресурсами пользуюсь я при подготовке к урокам, при подборе дополнительного материала или учащиеся при подготовке домашних заданий, проектов, самостоятельного поиска нужной информации во внеурочное время. А непосредственно на уроках мною применяются лишь компьютерные программы универсального и специализированного типа по обучению английскому языку, возможность работы с которыми индивидуально есть, по крайней мере, у четырех учащихся. Такими учащимися в каждом классе и являются те, которым нужно повысить качество усвоения учебного материала.

При подборе программного обеспечения, которое предлагает рынок, было отмечено, что оно не достаточно соответствует программе школы, задачам учителя, и потребностям учащегося. Поэтому предпочтительным для меня явилось использование отдельных компьютерных программ в качестве важного, но дополнительного компонента учебной программы, наравне с традиционными материалами и методами. Работая с компьютером, неизбежно приходится менять всю структуру урока и вообще его компетенцию. Необходимо конкретно определить соответствующую роль и место компьютера в учебном процессе, уточнить и детерминировать основные понятия, внедрить методические и технические аспекты. Поэтому для усовершенствования процесса обучения английскому языку и для повышения качества образовательного процесса мною была разработана и применяется модель использования компьютерных обучающих программ, которая выглядит следующим образом:

1. Организационный момент урока 1–2 мин
2. Фонетическая зарядка 2–3 мин
3. Проверка домашнего задания 5–7 мин
4. Объяснение нового материала 15–17 мин
5. Работа с компьютерной обучающей программой 15–20 мин
6. Контроль результатов и их оценка 1–2 мин
7. Упражнения на снятие напряжения с глаз 1–2 мин
8. Домашнее задание с комментариями по выполнению 1–2 мин
9. Подведение итога урока, оценивание 1–2 мин

Я убедились, что данная модель позволила мне оптимизировать содержание учебного процесса и повысила эффективность усвоения материала конкретной дисциплины “иностранный язык” обучающимися. Было замечено, что работа над фонетикой с помощью компьютерной программы формирует такие навыки, как вывод, сравнение, логика, развивает фонематический слух, слухоразличительный навык, помогает оценивать себя адекватно. Компьютер позволяет учащемуся услышать свои ошибки, а не только увидеть. Это, полагаю, и приводит к повышению качества произношения учащихся. Программы, используемые для обучения лексике, используют наглядное предъявление слов; обеспечивают развитие как продуктивных, так и рецептивных лексических навыков; способствуют формированию навыков самостоятельной работы у учащихся; помогают создавать комбинированные упражнения для того или иного ученика, опираясь на компьютерный журнал успеваемости, по которому учитель определяет, в какой операции ученик допускает ошибки; помогают организовать контроль лексики на всех этапах ее изучения. Работая с компьютерной программой, учащиеся овладевают компонентами коммуникативной компетентности, которые включают в себя не только умение выбирать адекватные ситуациям общения лексические и грамматические средства, но и их соответствующее интонационное оформление. Компьютерные обучающие программы имеют огромные базы данных, обеспечивают высокую технологичность выполнения отдельных тренировочных упражнений, дают возможность наиболее оптимально сочетать приемы анализа и имитации в опоре на сознательность, ориентируют учащегося на свободный темп обучения, индивидуальную логику познания.

При построении учебного процесса с применением компьютерных обучающих программ я выбираю конкретный раздел из учебной программы; анализирую содержание, относящееся к выбранному фрагменту учебной деятельности, и методики его преподавания с целью обоснования необходимости проведения уроков с применением компьютерных обучающих программ; проектирую набор заданий; выбираю программные средства для подбора заданий; провожу экспертизу подобранных компьютерных заданий; разрабатываю методические рекомендации для учащегося.

К началу уроков с применением компьютерных обучающих программ учащиеся должны знать:

  • правила техники безопасности;
  • понятия "информация", "компьютер", "программа", "меню", "рабочий стол", " значок", "графический редактор";
  • что устройствами ввода информации являются клавиатура и манипулятор "мышь";
  • основные инструменты текстового редактора;
  • основные инструменты графического редактора.

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться буквенным и цифровым блоками клавиатуры;
  • использовать манипулятор "мышь";
  • работать с командами, открыть и закрыть меню файл;
  • создавать и редактировать простые графические и текстовые изображения с использованием инструментального меню.

При работе на компьютере учащиеся следуют следующим рекомендациям:

  • занимать только то рабочее место, которое закреплено учителем за учащимся;
  • соблюдать правила техники безопасности при работе на компьютере (Приложение 4);
  • включать и выключать компьютер и подключенные к нему устройства только с разрешения учителя;
  • подключение к работе компакт-дисков учебного назначения и настройка программ осуществляется только учителем.
  • общее время работы не должно превышать 20 минут, то есть менее половины урока. Возможно использование компьютерных фрагментов в течение 5–7 минут;
  • по окончании работы выполнить упражнения на снятие напряжения с глаз (Приложение 5).

Применяя в своей работе компьютерные обучающие программы, я убедилась в том, что они имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Их потенциал заключается в том, что они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях; помогают осознать языковые явления; сформировать лингвистические способности; создавать коммуникативные ситуации; автоматизировать языковые и речевые навыки; а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы; реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащегося; способствуют повышению познавательной активности, мотивации и качества знаний обучаемых.