Цели:
- Дать понятие о трех типах имен существительных в единственном числе.
- Познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию рода и по роду.
- Проанализировать ошибки, допущенные в изложении.
- Развитие быстроты внимания, логического мышления, орфографической зоркости.
- Воспитание культуры умственного труда.
Оборудование: карточки с заданиями, орфографические словари, аудиозапись “Звуки природы (для физкультминутки)”.
Ход урока
I. Актуализация знаний
1. Подготовка к восприятию нового.
Учитель: Сегодня на уроке нам предстоит совершить путешествие по страницам устного журнала. Прочитаем название первой страницы: “Если хочешь умным быть – развивайся”. Класс делится на две команды, каждая из которых получает карточку с заданиями для коллективного решения. Время 5–7 минут.
а) Развивай быстроту реакции.
Как можно быстрее из каждой строчки выбери лишь те буквы, которые не повторяются. Выпиши их и составь из них пожелание.
АОБООУАДА ЖЗСУУЧЖАЗ |
ИПЬРТПЕИР ОАСАОТАЛО |
ЭПВФЭСФПЕ ГЦИДВГЦЫД |
ВЮЛГВДЛАЮ |
б) Потренируй логическое мышление
Реши следующие задачи. Для этого в наборе букв найди по два слова. Вытащи из букета садовый и лесной цветок:
РЛОАЗНДАЫШ____________________________________________________
Найди дом в лесу:
БИЗОБРА__________________________________________________________
А здесь спрятались могучее дерево и хлебный злак:
ДРУОЖБЬ_________________________________________________________
Какую травку щиплет на лугу доброе животное?
ККЛОРЕОВВАЕР___________________________________________________
Из чего варенье досталось кому-то на съеденье?
МВИУШХАНЯ_____________________________________________________
Стихотворение этого автора мы знаем с самого раннего детства:
ББАЫРТЧООК_____________________________________________________
в) Исправь ошибки
Перед тобой предложения, в которых встречаются ошибки. Найди их и исправь.
В суботу Таня со сваими родителями был в зоопарке. Там очень много интересных жывотных. Слоны и медведи волки и тигру павлины и крокодилы. А забавнее всех были обезяны. Они прыгали пере летали ветки на ветку. Дети корили их бананами. Тане очень понравилось в зоопарке. Она уговорила папу еще раз пойти туда на прошлой неделе.
Подведение итогов соревнования.
II. Введение новых знаний
1. Постановка учебной задачи.
– Переходим ко второй странице нашего устного журнала “Тема урока”.
На доске записано предложение, в двух словах выделены окончания.
АВТОБУС ЕДЕТ ПО УЛИЦЕ КИРОВА И ПО ПЛОЩАДИ СВОБОДЫ. |
– В каком падеже два существительных ПО УЛИЦЕ и ПО ПЛОЩАДИ? (В дательном.)
– Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом?
Вот на этот вопрос нам предстоит ответить на уроке.
2. Анализ языкового материала.
На доске записаны слова:
КОНЬ, ВОДА, ЮРА, ЗЕМЛЯ, ДОЧЬ, МОРЕ, ДЯДЯ, СТОЛ. |
– Прочитайте слова, найдите в них общее. (Все слова – существительные в единственном числе.)
– Давайте разделим имена существительные на три группы, ориентируясь на указания.
– Назовите существительные женского рода с окончанием -а, -я. (Вода, земля.)
– Назовите существительные мужского рода с окончанием -а, -я. (Юра, дядя.)
На доске появляется запись:
Сущ. ж. р. ВОДА ЗЕМЛЯ |
Сущ. м. р. ЮРА ДЯДЯ |
– Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода и выделите у них окончание. (Сто, конь.)
– Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончание. (Окно, море.)
Учитель продолжает запись на доске:
Сущ. ж. р. ВОДА ЗЕМЛЯ |
Сущ. м. р. ЮРА ДЯДЯ |
Сущ. м. р. КОНЬ СТОЛ |
Сущ. ср. р. ОКНО МОРЕ |
– Определите род, выделите окончание у оставшихся имен существительных. (Существительные СТЕПЬ, ДОЧЬ женского рода с мягким знаком на конце.)
Учитель продолжает запись на доске:
Сущ. ж. р. ВОДА ЗЕМЛЯ |
Сущ. м. р. ЮРА ДЯДЯ |
Сущ. м. р. КОНЬ СТОЛ |
Сущ. ср. р. ОКНО МОРЕ |
Сущ. ж. р. ДОЧЬ СТЕПЬ |
– По каким признакам мы сгруппировали существительные? (По роду и окончанию.)
– С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его СКЛОНЕНИЕ. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.
Учитель завершает запись:
Сущ. ж. р. ВОДА ЗЕМЛЯ |
Сущ. м. р. ЮРА ДЯДЯ |
1 склонение |
Сущ. м. р. КОНЬ СТОЛ |
Сущ. ср. р. ОКНО МОРЕ |
2 склонение |
Сущ. ж. р. ДОЧЬ СТЕПЬ |
3 склонение |
– Сделайте вывод: какие существительные относятся к 1-му, ко 2-му и 3-му склонению?
Вывод: к 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончанием -а, -я. Ко 2-му склонению относятся существительные мужского и среднего рода с нулевым окончанием или с окончанием -о, -е. К 3-му склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце. (* – в записях на доске выделены окончания)
III. Закрепление
1. Упражнение “Определите склонение”.
На доске написаны существительные:
ЯБЛОКО, ЛИМОН, СЛИВА, ВИШНЯ, ПОМИДОР, МАНДАРИН, ОГУРЕЦ, ТЫКВА, МОРКОВЬ, КАПУСТА, ГОРОХ, ФАСОЛЬ. |
– Определите склонение каждого существительного. Как определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа? (Узнать род, выделить окончание: по роду и окончанию определить склонение.)
(1 скл.: Слива, вишня, тыква, капуста.
2 скл.: Яблоко, лимон, помидор мандарин, огурец,
горох.
3 скл.: Морковь, фасоль)
2. Работа по учебнику.
Чтение вывода на с. 76
Упражнение 166, с. 77.
- 1 скл.: Зима, весна, минута, птица, река, яблоня, пустыня, улица, сеялка;
- 2 скл.: Лето, час, год, день, карандаш, перо, снегирь, дрозд, озеро, дерево, железо, поле;
- 3 скл.: Осень, ночь, тетрадь, сирень, новость, опасность, площадь.
– Чтение памятки на с. 77.
Упражнение 167, с. 78.
- 1 скл.: Суббота, аллея, дорога, деревня, малина;
- 2 скл.: Билет, автомобиль, товарищ, город, уголь, яблоко, лагерь, словарь;
- 3 скл.: Радость, вещь, часть, медаль, смелость.
3. Физкультминутка.
- Четвертая страница журнала дарит нам бодрость, здоровье, красоту (хоровое чтение названия страницы: “Физкультура, физкультура, ты любимый мой урок. Тренируем, тренируем силу рук и силу ног”.)
- Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1 скл., вы должны присесть, руки вперед. Если это существительное 2 скл. – наклон вперед, руки должны достать носочки. Если 3 скл. – прижать в колене правую ногу к груди.
1) Кто ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу? (Баран.)
2) Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз? (Белка.)
3) Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блин.)
4) Заверчу, закружу,
В небеса улечу. (Вертолет.)
5) Ящик на коленях пляшет –
То поет, то горько плачет. (Гармонь.)
6) Никого не обижает,
А ее все толкают. (Дверь.)
7) Много рук, а нога одна. (Дерево.)
8) Колюч, да не еж. (Ерш..)
9) Шесть ног без копыт,
Летит- жужжит,
Упадет – землю роет. (Жук.)
10) По земле ползает, а к себе не допускает. (Змея.)
11) Закутан ребенок в сто пеленок. (Капуста.)
12) Над домами и дорожками
Висит кусок лепешки. (Луна.)
4. Словарно-орфографическая работа
– Откроем новую страницу устного журнала: “Дружим мы со словарем, ищем все ответы в нем”.
На доске записаны слова с пропущенными буквами.
Г…РЕТЬ, В…ЗДЕ, …ГР…НОМ, Ж…ЛИЩЕ, Ш…ССЕ, С…М…ЛЕТ, П…ТОМ, Н…ЗАД, Х…ЗЯЙСТВО, К…ЛЛ…КТИВ, ЗДРА…СТВУЙТЕ, Б…БЛ…ТЕКА, Д…РОГА, …ДИННАДЦАТЬ. |
– Запишите данные слова по алфавиту, впишите пропущенные буквы.
Непроверяемые гласные после написания проверим по орфографическому словарю. (Самопроверка.)
(Агроном, библиотека, везде, гореть, дорога, жилище, здравствуете коллектив, назад, одиннадцать, потом, самолет, хозяйство, шоссе.)
IV. Обобщение
1. Итог урока.
– Вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах ПО УЛИЦЕ, ПО ПЛОЩАДИ разные окончания? (Существительное УЛИЦА – 1 скл.., существительное ПЛОЩАДЬ – 3 скл.)
– с какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение существительных? (Чтобы правильно писать окончание существительного.)
Анализ работы детей.
Выставление оценок.
2. Домашнее задание.
- Устный журнал благодарит ребят за правильную речь, активную работу, чистое грамотное письмо, смекалку. Он дарит каждому из вас страничку с домашним заданием и обещает сюрприз тем, кто выполнит его на “отлично”.
- Составь как можно больше имен существительных 1-го склонения, используя следующие буквы (буквы в слове могут повторяться): а, о, е, к, л, я, н, с, в, и.
- Составь как можно больше имен существительных 2-го склонения, используя следующие буквы (буквы в слове могут повторяться): н, ь, к, о, е, и, п, р, с, м.
- Составь как можно больше имен существительных 3-го склонения, используя следующие буквы (буквы в слове могут повторяться): е, п, м, л, р, о, б, у, ъ, т.
- Отгадай слова. Запишите отгадки.
Корень мой найди ты в слове городской,
В слове закрывать найди приставку,
Суффикс отыщи ты в слове мягкий,
А маляр покрасил меня краской.С корнем подумать роднится,
Приставка в слове вылетать таится,
Суффикс – как в слове отметка,
А она годится не только в разведке.Корень мой найди ты в слове море,
Суффикс – в слове заводской,
Окончание подскажет слово озорной,
А таким бывает камень и прибой.Корнем со сказкой роднится,
Приставка в слове подбородок таится,
Суффикс как в слове сковородка,
А за нее учитель не похвалит на уроке.
- Разбери слова-отгадки по составу.