Урок русского языка в 4-м классе по теме "Цветик-семицветик, или Путешествие в страну Глаголию"

Разделы: Начальная школа


Оборудование: Изображение Цветика-Семицветика, карточки с обозначением времени глагола, карточки с ключевыми словами, развешенные по классу (на шторах, шкафах, …) карточки с глаголами прошедшего, настоящего и будущего времени по числу учеников, бумажные цветочки двух цветов (оранжевые и синие) и плакат с изображением вазы.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок-путешествие. Мы сегодня отправимся в путешествие в страну Глаголию с помощью волшебного цветка Цветика-Семицветика!

Отрываем первый лепесток и говорим волшебные слова:

Ты лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Вокруг света облети,
Нас с собою захвати.
За край света улетай
Не в Египет, не в Китай,
Не в страну Монголию,
А в страну Глаголию!

– И мы с вами прибываем на границу страны Глаголии в город Чистюлькино!

II. Минутка чистописания

Готовим руки к письму:

Чтобы чистенькими быть,
Надо руки нам помыть!
Мы потрем, потрем ладошки
И похлопаем немножко.
Руки вымыли – посушим.
Что для этого нам нужно?
Кулачками постучали,
Потрясли и ручки взяли!

– Сядьте правильно, пишите аккуратно. В конце урока я возьму несколько тетрадей на проверку. Записываем сегодняшнее число. Определимся, какую букву мы будем писать. Эта буква обозначает парный, звонкий, всегда твердый звук. Эта буква. ..Ж.

Отрываем следующий лепесток:

Мы заедем заодно
В город Повторяйкино!
Прежде чем поедем дальше,
Вспомним все, что знали раньше!

III. Повторение пройденного

Работаем в парах. Расскажите друг другу все, что вы знаете о глаголах.

Далее кто-то один встает и рассказывает то, о чем только что все дружно вспомнили.

– Молодцы! Ну, а теперь я буду читать вам стихотворение (отрывок стихотворения Н. Матвеевой “Было тихо…”), а вы делаете хлопок в ладоши, если услышите глагол:

Было тихо, очень тихо –
Тихий час теней…
Лишь будильник робко тикал,
Мышь скреблась,
Сверчок пиликал,
Козлик мекал,
Кот мяукал,
Поросенок дерзко хрюкал,
Бык ревел
И две собаки
Дружно вторили во мраке
Ржанию коней.
Отрываем 3ий лепесток:
Лепесток лети как птица,
Мы теперь хотим в столицу!
Мы хотим узнать скорей,
Как живут глаголы в ней!

– Мы попадаем в город Объясняйкино.

IV. Работа по теме урока

Прочитайте слова (на доске записаны глаголы: читал, прочитал, читает, прочитает и будет читать):

п.в.
ЧИТАЛ Что делал?
ПРОЧИТАЛ Что сделал?
н.в.
ЧИТАЕТ Что делает?
б.в.
ПРОЧИТАЕТ Что сделает?
БУДЕТ ЧИТАТЬ Что будет делать?

 – Какой частью речи они являются? Что интересного заметили? (Глаголы похожи друг на друга, но стоят в разном времени.)

– Попробуем определить время глагола? Задайте вопрос. В какое время происходило действие? Если действие уже было, говорят, что это глагол прошедшего времени и обозначают так “п.в.”, если действие происходит сейчас, то говорят, что это глагол настоящего времени и обозначают так “н.в.”, если же действие будет происходить, то говорят, что это глагол будущего времени и обозначают так “б.в.”.

На доске появляются карточки с вопросами и обозначением времени глаголов.

– Определите тему урока. (Изменение глаголов по временам.)

– А как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? (Различать временные формы глагола и учиться правильно употреблять их в речи.)

– Назовите ключевые слова, которые мы будем сегодня использовать на уроке. (ГЛАГОЛ, ВОПРОС, ВРЕМЯ, НАСТОЯЩЕЕ, ПРОШЕДШЕЕ, БУДУЩЕЕ.) Молодцы! Так на какие вопросы отвечают глаголы п.в.? н.в.? б.в.?

Сравните свой вывод с правилом в учебнике на странице 176. Сравнили? Что нового узнали из правила? (Ничего.)

Значит, вы сделали правильный вывод, молодцы! Отрываем следующий лепесток:

Унеси-ка лепесток
Нас в волшебный городок.
Все ученые страны
В городок тот свезены!
Город этот уважают
Словознайкой называют!

V. Словарно-орфографическая работа

Образуйте глаголы от существительного. Измените их по временам.

Вызывается один ученик к доске. 4 слова записываем в тетради, остальные устно по рядам.

н.в. п.в. б.в.
беседа беседует беседовал побеседует
работа
ужин
дежурный
сеялка
завтрак
мороз

– Что нужно сделать, чтобы определить время? (Ответы детей.)

Следующий лепесток:

Лепесток лети, лети!
Подустали мы в пути.
Отнеси куда-нибудь,
Где мы сможем отдохнуть!

– Мы переносимся в город Отдыхайка!

VI. Физкультминутка

Я буду называть слова, а вы выполнять действия (ВСТАВАЙ, ПРЫГАЙ, ХЛОПАЙ, ТОПАЙ, ШАГАЙ, ПОВОРАЧИВАЙСЯ, ТОПАЙ, ХЛОПАЙ, СТОЙ, САДИСЬ).

– Что объединяет эти слова?

– Что обозначают глаголы?

Следующий лепесток:

Лепесток берем шестой –
В город едем непростой!
Нас уже давно там ждут,
Сказки в городе живут!

– А какие же сказки живут в Сказочном городе?

VII. Роль глагола в предложении

На доске записано стихотворение (отрывок из сказки А.С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”):

ДОМ Ц*РЕВНА ОБОШЛА,
ВСЕ ПОРЯ*КОМ УБРАЛА.

– Из какой оно сказки? Кто автор?

– Спишите, вставьте пропущенные буквы. Разберите по членам предложения, определите время глаголов.

– Какую роль выполняет глагол в предложении?

– Как определяли время глагола?

Следующий лепесток:

Много мы чего узнали,
Где мы только не бывали!
Вот последний лепесток –
Подкрепиться бы чуток!
А давайте-ка узнаем,
Чем на кухне повар занят!

VIII Закрепление пройденного материала

Игра “Четвертый лишний”.

  1. Режет, жарит, солит, варил
  2. Мешает, кипятил, наливал, добавлял
  3. Намажет, испечет, украсит, пробует

– Как определить время глагола?

Путешествовать приятно,
Но пора и в путь обратный!
А пока назад летим,
Что узнали, закрепим!

Работа с учебником (№ 405 учебника по русскому языку для 4 класса Т.Г. Рамзаевой).

– Спишите 2 предложения и определите время глаголов.

– Ну, вот мы с вами и вернулись в наш класс. Давайте же вспомним, что мы сегодня узнали!

IX. Подведение итогов

– Как изменяются глаголы? Какого времени они бывают? Распределите глаголы по временам.

По классу на карточках развешены глаголы разного времени, а на доске карточки с обозначением времени глаголов. Каждый ученик берет одну из карточек на выбор и, подойдя к доске, размещает в нужном столбике.

X. Рефлексия

У каждого ученика на парте лежат цветочки двух цветов – оранжевый и синий. В конце урока на доске появляется плакат с изображением вазы.

– Если вам урок понравился, и вы все поняли, берете оранжевый цветочек и приклеиваете его на стебелек, а если вам нужно еще поработать над чем-то, приклеиваете синий цветочек.

XI. Домашнее задание

№ 406 (учебник по русскому языку для 4 класса Т.Г. Рамзаевой).