Программа элективного курса "Работа с редактором формул"

Разделы: Информатика


Оглавление

1. Пояснительная записка.
Актуальность темы учебного курса .
Учебные цели и задачи курса.
Место данного курса в образовательном процессе.
Концепция курса.
2. Содержание.
Учебно-тематический план курса.
Содержание тем учебного курса.
3. Ожидаемые результаты обучения.
4. Методический инструментарий.
Формы организации учебных занятий.
5. Методический аппарат.
Рекомендации по организации занятий.
Рекомендуемая литература.
6. Заключение.

1. Пояснительная записка

Актуальность темы учебного курса
Трудно назвать другую сферу человеческой деятельности, которая развивалась бы столь стремительно и порождала бы такое разнообразие проблем как информатизация и компьютеризация общества.

История развития информационных технологий характеризуется быстрым изменением концептуальных представлений, технических средств, методов и сфер применения. Проникновение компьютеров во все сферы жизни общества убеждает в том, что культура общения с компьютером становится частью общей культуры человека.
Современный компьютер предоставляет пользователю большое количество возможностей, включающих в себя обработку числовой информации, создание и оформление электронных документов и многое другое. Одним из ключевых направлений применения компьютерной техники старшеклассниками является грамотное оформление результатов своей деятельности в виде рефератов, докладов, отчетов: в текстовых редакторах набираются тексты с символами различной конфигурации, таблицы, рисунки, диаграммы. Создание электронных документов сложно и интересно. Не случайно зачастую по качеству созданных документов судят о сформированности информационной культуры пользователя, и это весьма важно в будущей профессиональной деятельности учащихся.
Отличие математики от других наук состоит в использовании комплекса высоко
развитой системы символических записей. Математические идеи и записи, с помощью которых они излагаются, существуют независимо друг от друга. Действительно, многие положения элементарной математики можно записать, используя обычные слова. Однако умение представлять идеи в символьной форме является основным при анализе и оперировании данными в математике.
Арифметические выражения, например, записываются с использованием цифр, переменных и стандартного набора знаков для обозначения арифметических операций.
Тем не менее трудности возникают при попытках облечь в письменную форму даже наиболее простые из математических выражений.
Для учеников физико-математического и технологического профилей особенно важно умение работать с тематическими документами и материалами профилирующих предметов - математики, физики, так как большое количество учебного времени отводится на изучение именно этих предметов. Повысить свои технологические умения по работе с прикладными программными средствами компьютера, а также приобрести навыки работы с редактором формул, учащиеся могут на данном элективном курсе.
Учебные цели и задачи курса
Данный учебный курс призван помочь учащимся овладеть необходимым инструментарием компьютерных технологий для эффективной организации работы с математическими документами.
Задачи:

  • Формирование и отработка навыков создания на компьютере математических документов и материалов для школьных дисциплин естественно-математического цикла;
  • привитие культуры работы с документами и материалами;
  • расширение технологических навыков;
  • подготовка к научной деятельности и выбору будущей профессии;
  • демонстрация межпредметных связей информатики и дисциплин естественно-математического цикла;
  • выработка знаний о правилах оформления документов;

Место данного курса в образовательном процессе.

Данный курс является элективным. Входит в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Базируется на программе по информатике для средней общеобразовательной школы. Соответствующий раздел имеется в стандарте, которым предусмотрено знакомство с темой «Использование специализированных средств редактирования математических текстов и графического представления математических формул». В настоящее время используются разные технологии. При изучении данного курса рассматривается одна из нескольких технологий представления математических формул.
Основное отличие предлагаемого учебного курса заключается в том, что он позволяет получить всю информацию, необходимую для успешного написания математических формул, то есть обеспечить учащемуся:

  • умение подготовить на компьютере математические документы, отвечающие современным требованиям;
  • знание технологии работы в офисе с программными продуктами MS Word (Microsoft Equation).

Концепция курса

Курс носит прикладной характер и призван выработать у обучаемых знания о специфике тематических документов и материалов школьных дисциплин естественно-математического цикла, сформировать и закрепить соответствующие навыки оперирования прикладными программными средствами в процессе оформления тематических документов. Работая с материалами, учащиеся учатся грамотно располагать данные, объединять разнородные объекты в единое целое. Материал курса тесно связан с профилирующими предметами. Учитель, ведущий элективный курс, должен тесно сотрудничать с учителями-предметниками, корректируя как выдаваемый в курсе материал, так и деятельность обучаемых. Среди используемых программ учителю необходимо иметь в наличии текстовый процессор Word.

2. Содержание

Учебно-тематический план курса (10 часов)
Количество часов
Всего 10 часов.
Плановых самостоятельных и практических работ - 5 , зачётов - 1

Тема курса Кол-во
часов
Форма обучения
1. Специфика математических документов. Правила их оформления. Работа с формулами в текстовом процессоре Word. Редактор формул Microsoft Equation. 1 Лекция
2. Вызов редактора формул Microsoft Equation 1 Лекция, практическая работа
3. Главное меню редактора формул Microsoft Equation 1 Лекция
4. Создание формул 3 Лекция, практическая работа, самостоятельная работа
5. Изменения формул 1 Лекция,
6. Самостоятельная работа по созданию математических документов 2 Практика
7. Зачет 1  

Содержание тем учебного курса.

Занятие 1. Редактор формул Microsoft Equation ( 1 час).
Общие сведения. Специфика математических документов. Правила их оформления. Работа с формулами в текстовом процессоре Word..
Занятие 2. Вызов редактора формул Microsoft Equation. ( 1 час).
Основные варианты запуска редактора формул. Открытие как отдельного приложения. Автономный запуск.
Занятие 3. Главное меню редактора формул Microsoft Equation ( 1 час)
Команды: Файл, Правка, Вид, Формат, Стиль, Размер
Занятие 4 -6. Создание формул ( 3 часа).
Палитра символов. Палитра шаблонов. Написание формул. Практическая работа «Написание формулы по алгоритму».
Самостоятельная работа: « Составление формул».
Занятие 7. Изменения формул ( 1 час).
Изменение масштаба отображения формулы. Изменение размера формулы в документе. Выравнивание формулы.
Занятие 8-9. Самостоятельная работа по созданию математических документов. (2 часа)
Занятие 10. Зачет ( 1 час).
 «Создание и редактирование математического документа»

3. Ожидаемые результаты обучения

Программа курса должна помочь обучающимся повысить свою компетентность в использовании информационно коммуникативных технологий для работы с информацией.
После прохождения курса учащиеся владеют следующими знаниями, умениями и навыками:

  • знают специфику оформления документов и материалов школьных дисциплин естественно-математического цикла;
  • умеют оформлять документы и материалы школьных дисциплин естественно-математического цикла (формулы) с помощью редактора формул;
  • владеют навыками работы с математической информацией средствами текстового редактора;
  • владеют способами продуктивной деятельности.

Контроль знаний и умений.
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических и самостоятельных работ.
Итоговый контроль реализуется в форме зачёта.

4. Методический инструментарий

Программа курса имеет практическую направленность и предоставляет учащимся возможность овладения современными информационно коммуникативными технологиями.
Наряду с лекционной формой подачи материала используются практические работы, самостоятельные работы, зачёт.

Формы организации учебных занятий

Занятия включают лекционную и практическую часть. Практическая часть курса организована в форме уроков. Важной составляющей каждого урока является самостоятельная работа учащихся.
Теоретическую и практическую часть курса (на усмотрение преподавателя) можно изучать параллельно, чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на практике.
Все задания курса выполняется с помощью персонального компьютера в текстовом редакторе с помощью Microsoft Equation.
В ходе обучения учащимся периодически предлагаются практические работы на проверку освоения изученного материала. Выполнение практических работ способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысление материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.
При проведении курса применяются лекционные занятия и компьютерный практикум. На лекциях речь идет о возможностях прикладных программных средств компьютера по созданию документов и материалов из дисциплин естественно-математического цикла, объясняются способы работы с редактором формул. Практикум направлен на отработку или формирование навыков создания на компьютере тематических документов и материалов. Вступительное занятие курса начинается мотивацией важности изучаемого материала. Основной мотив: правильное оформление тематических документов и материалов говорит о грамотности и компетентности пользователя. На первом занятии предлагается материал о возможностях редактора формул применительно к созданию тематических документов и материалов, определяются основные направления работы. На практикуме отрабатываются навыки создания тематических документов и материалов. Заканчивается курс отчетным занятием, на котором учащиеся демонстрируют самостоятельно созданные материалы по дисциплине.
Итогом курса является зачетная работа “Тематические материалы по ...” (вместо многоточия указывается название темы), в которой ученики должны представить оформленный материал к нескольким разделам соответствующей школьной дисциплины. Данное предложение предварительно согласуется с учителем-предметником. Разработанные материалы могут также найти применение в практической деятельности учителей-предметников.

5. Методический аппарат

Рекомендации по организации занятий

Для знакомства с редактором формул Microsoft Equation на первом занятии можно использовать лекцию «О программе» (см. приложение 1)
В лекции «Вызов редактора формул» рассмотрено четыре варианта запуска редактора формул. (см. приложение 2). На этом занятии учащиеся практически должны освоить все варианты запуска.
В приложении 3 подробно описаны все команды главного меню программы.
В приложении 4 описаны палитры символов и шаблонов.
Пример написания простой формулы – приложение 5.
Приложение 6 – алгоритм создания формулы. Его можно использовать для практической работы по закреплению навыков написания формул.
В приложении 7 можно взять материал для лекции по изменению формул.
Один из вариантов для самостоятельной работы размещен в приложении 8.

Приложения

Рекомендуемая литература

  1. Русских С.И. Графические объекты Word // Информатика и образование. 2001. №6.
  2. Катанова Т.Н., Шестаков А.П. Набор и верстка математических текстов.//Информатика. 2008. №12
  3. Симонович С.В., Евсеев Г. А. Практическая информатика: Учебное пособие для средней школы. М.: АСТ-Пресс, Инфорком-Пресс, 1998.
  4. Симонович С. В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г. Общая информатика: Учебное пособие для средней школы. М.: АСТ-Пресс, Инфорком-Пресс, 1998.
  5. Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии: Учебное пособие. М.: Лаборатория Базовых Знаний, АО “Московские учебники”, 2001.
  6. Шафрин Ю. А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч. 2: Офисная технология и информационные системы. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
  7. Школьные учебники по математике, алгебре, геометрии, физике, химии, астрономии.

Рекомендуемые электронные издания

  1. Интерактивная энциклопедия науки и техники “От плуга до лазера 2.0” (“Новый диск”).
  2. Обучающий диск “Обучение: математика и анализ на компьютере” (“Медиа-Сервис 2000”).
  3. Электронный альбом для компьютерных экспериментов “Живая геометрия” (ИНТ).
  4. Электронный учебник-справочник “Алгебра. 7—11 класс” (“Кордис & Медиа”, “Кудиц”)

6. Заключение

Проникновение компьютеров во все сферы жизни общества убеждает в том, что культура общения с компьютером становится частью общей культуры человека. Набор математических текстов – серьезная проблема для многих учителей математики. Поэтому программу данного элективного курса можно использовать и при обучении учителей математики. Здесь рассмотрен наиболее популярный среди «обычных» пользователей, основанный на использовании редактора MathType – редактор формул Microsoft Equation 2.0