Обучающий семинар "Формирование профессиональных и общепрофессиональных (ключевых) компетенций учащихся системы НПО"

Разделы: Общепедагогические технологии


Цели и задачи:
- выяснить сущность понятий «компетентность» и «компетенция»;
- познакомить с классификацией видов компетенций;
- обучить методике формирования ключевых компетенций на уроках теоретического и производственного обучения;
- научить анализу оценки уровня сформированности  ключевых компетенций.

Методы и приемы: словесный – рассказ, беседа; наглядный – мультимедийная
презентация, практический – упражнения.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

Ход семинара.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели занятия.
  3. Мотивация.

 
Стратегия модернизации содержания общего образования одним из оснований обновления образования называет «компетентностный подход». Предполагается, что в основу обновленного содержания общего образования, в качестве его основных целей, будет положено развитие или формирование у учащихся так называемых "ключевых компетентностей". В мировой образовательной практике понятие компетентности, как цели образования, выступает в последние годы в качестве одного из центральных понятий, а включение в образовательные цели формирование ключевых компетенций и связанных с этим изменение методов учебной работы – как основное направление реформирования (или модернизации) образования. Основная причина - необходимость усиления ориентации образовательного учреждения на изменившиеся условия жизни современного общества и, в особенности, сферы труда. Эти изменения в свою очередь связаны с небывалыми темпами научно-технического прогресса, стремительным совершенствованием технологий практически во всех областях науки и техники. По данным учёных, количество информации каждые 15 лет удваивается. Такой темп научно – технического прогресса предъявляет очень жесткие требования к уровню персонала, использующего различные технологии. Способность «общаться с людьми, самостоятельно решать возникающие проблемы и т.д. – универсальные качества, не зависящие от сферы профессиональной деятельности, сфера образования, являясь традиционно консервативной системой, не развивает.
В конце семидесятых годов несоответствие между требованиями рынка труда и результатами школьного образования стало проявляться особенно резко. Представители бизнеса довольно активно критиковали школы за отсутствие необходимых для развития экономики качеств выпускников школ и профессиональных учебных заведений. Например, Американская ассоциация промышленников так формулировала то, что они ждут от продуктивного (эффективного) работника:

  • правильный выбор оборудования и орудий;
  • организация и ведение документации и баз данных;
  • распределение времени и денег;
  • общение с людьми с разным культурным опытом;
  • умение осваивать новые профессиональные умения.

Таким образом, в основе новых  стандартов лежит модульно-компетентностный подход. И чтобы мы смогли работать по этим стандартам, мы должны иметь представление о компетентностном подходе в образовании, который предполагает освоение учащимися умений, которые позволят им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Но прежде чем говорить об этом,  хотелось бы  задать вопрос:
- В докладе Международной комиссии по образованию для ХХI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делар сформулировал «Четыре столпа», на которых основывается образование: «научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить». Как Вы понимаете их в контексте нашей темы?

4. Основная часть.

А) Сущность понятий «компетентность» и «компетенция»;
Давайте рассмотрим такой вопрос, как: В чем сущность понятий «компетентность» и «компетенция»? Смотри презентацию MS POWERPOINT .

Б) Классификация компетенций.
Мы уже видели, что нет единого определения как понятия «компетентность», так и  понятия «компетенция». Относительно классификации компетенций тоже продолжаются дискуссии, в раздаточном  материале (приложения №1,2) Вы можете познакомиться  с примерной классификацией. Давайте прочитаем и прокомментируем.

В) Методика формирования ключевых компетенций на уроках теоретического и производственного обучения.
Вопрос: Как Вы думаете, какие условия необходимы для формирования и развития ключевых  компетенций?
В образовательном процессе ключевые компетенции   могут быть приобретены учащимся, если создаются следующие условия:

  • Деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование, руководство.
  • Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности,
  • Создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели,
  • Четкость и понятность всем сторонам учебного процесса правил аттестации,
  • Организация продуктивной групповой работы,
  • Демонстрация педагогом своего собственного компетентного поведения

Вопрос: Какие формы обучения способствуют формированию и развитию ключевых  компетенций?
Центральным моментом в организации обучения в духе компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся. Это различные формы открытого, проектного и проблемноориентированого обучения, т.е., это смещение акцента с односторонней активности учителя на самостоятельное учение, ответственность и активность самих учеников. При традиционных формах обучения создаются лишь ограниченные возможности для формирования ключевых компетенций. Напротив, проектные формы обучения, уроки-дискуссии, уроки-исследования и т.п. способствуют их формированию. Преимущественными формами проявления самостоятельности ученика в учебной деятельности считаются следующие формы: Анализ текста и обобщение информации, Обсуждение, Создание текста, Выступление (презентация).
В качестве универсальной формы организации обучения может выступать блочно-модульная технология, где объективно существует возможность реализации компетентностного подхода.

Вопрос:Что меняется в деятельности учителя и ученика?
1. Многие изменения в деятельности учителя связаны с переориентацией его работы на развитие мотивации ученика.
1. По возможности исключить награждения и призы за правильно выполненные задания, ограничиваясь лишь оцениванием и похвалой.
2. Как можно реже использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. Ситуацию соревнования можно переключить на игровые виды деятельности.
3. Стараться не навязывать учебных целей "сверху". Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.
4. Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности.
5. Стараться избегать установления временных ограничений там, где это представляется возможным, так как это не только подавляет развитие творчества, но и препятствует развитию внутренней мотивации.
6. Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка.
7. Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.
8.Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.
9. Стараться работать с субъективным (собственным, присвоенным) учебным материалом ребенка даже в предметной области.
2. Изменения самого характера взаимоотношений между учителем и учеником. Сюда относятся варианты «тьюторства», «наставничества», выполнения учителем функции координатора и партнера.

  1. Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи умело поставленных вопросов.
  2. Проявлять терпимость к ошибкам учеников, допускаемым ими в попытках найти собственное решение. Предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации только в тех случаях, когда учащийся начинает чувствовать безнадежность своего поиска.
  3. Организовывать мероприятия для встреч с другими детьми и представителями общественности для сбора данных.
  4. Предоставлять возможность для регулярных отчетов рабочих групп и обмена мнениями в ходе классных обсуждений. Поощрять критическое отношение к исследовательским процедурам, предложения по улучшению работы и выдвижение новых направлений исследования.
  5. Заканчивать обсуждения в классе, исследования и работу по внедрению решений в практику до появления признаков потери интереса к проблеме.
  6. При сохранении мотивации разрешать отдельным учащимся продолжать работать над проблемой на добровольных началах, пока другие учащиеся изыскивают пути подхода к новой проблеме.

3. Важное значение в создании позитивного контекста для формирования компетентностей имеют также:

  • Требования, чтобы учащиеся брались за решение новых, незнакомых, разнообразных и сложных задач, бросающих вызов их устоявшимся предубеждениям и стереотипам.
  • Предоставления широких возможностей для участия в новой деятельности (лидерской, инновационной, исследовательской и проч.) и оказания поддержки на время, когда они стараются выполнить работу, важную с точки зрения достижения значимых для них целей.
  • Совместной с учащимися постановки новых, значимых для них задач, которые должны быть выполнены на уровне высоких стандартов, при условии оказания им поддержки и веры в успех их деятельности. Постоянного указания на необходимость достижения высоких стандартов при выполнении самостоятельной учебной работы; сюда входит подготовка докладов, проведение семинаров и участие в оригинальных исследованиях совместно с сотрудниками факультетов.
  • Избегание директивных правил, которые мешают школьникам приобретать определенные виды опыта или заставляют их скрывать удовлетворение, получаемое ими от профессиональной деятельности.

Время, которое учащиеся должны потратить на исследования, фантазии, размышления и структурирование полученного опыта, является важнейшей частью любой эффективной образовательной программы. К сожалению, этим часто пренебрегают ради получения быстрых результатов.

Упражнения.
1. Из приведенного списка компонентов ключевых компетенций выделите компоненты информационной компетенции:

  1. способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем;
  2. умение владеть навыками работы с различными источниками информации;
  3. умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
  4. умение ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;
  5. умение использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации;
  6. умение слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению;
  7. владение способами совместной деятельности в группе;
  8. умение ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
  9. владение знаниями о системах социальных норм и ценностей.

2. Определите компоненты выбранной Вами компетенции, для формирования каждого компонента подберите методы, приемы. Работа в малых группах. Смотри приложение №3.

3. Какие методы и приемы развивают компоненты информационной компетенции? Работа в малых группах: 1 группа – методы, 2 – приемы, 3 – виды занятий или формы деятельности. Смотри приложение №4.

4. Какие компетенции развиваются у учащихся при проектной деятельности, если проектная деятельность способствует развитию:

  • Рефлексивных умений
  • Поисковых умений
  • Навыков оценочной самостоятельности
  • Умений и навыков работы в команде, сотрудничестве
  • Менеджерских умений и навыков
  • Коммуникативных умений
  • Презентационных умений и навыков

 5.    Какие компетенции развиваются у учащихся при использовании нетрадиционных уроков, например, деловой игры, если для нее характерны следующие признаки:
1. Имитационная модель профессиональной деятельности и производственных отношений;
2. Проблемная ситуация;
3. Наличие ролей;
4. Наличие ролевых целей и общей цели всего коллектива;
5. Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;
6. Коллективная деятельность;
7. Цепочка решений;
8. Система оценивания.

Г) Оценка уровня сформированности  ключевых компетенций
Четкой системы оценивания уровня сформированности той или иной компетенции еще не существует. Система оценивания должна:

  • Приводиться к традиционной и быть преемственной к существующей;
  • Быть многоуровневой. Предлагаются различные варианты испытаний на разные оценки. Они могут быть как различные по сложности, так и проверяющие различные виды деятельности. При этом, ученик сам выбирает и сложность и вид деятельности. Одно и тоже (суммарное) количество баллов может быть набрано различными способами.
  • Быть устроена по такой схеме, которая позволяет считать тройку (двойку, четверку) заработанной оценкой. Для того чтобы получить тройку надо, например, выполнить определенную, законченную (самостоятельную) часть теста;
  • Быть такой, чтобы максимально возможно исключался субъективизм.
  • Как составную часть (элемент) содержать тестирование, ориентированное на демонстрацию учеником универсальных учебных умений;
  • Содержать открытые для всех субъектов образовательного процесса критерии, по которым оценивается уровень достижений учеников;
  • Фиксировать и доводить до сведения ученика (возможно, родителя) начальный уровень развития того или иного умения.
  • Учитывать не только объективный уровень достижения ученика, но и его продвижение относительно предыдущего испытания (ученик получают право на ошибку, оценивание ориентировано на фиксацию позитивных продвижений, а не недочетов).

Возможные варианты способов оценивания уровня сформированности компетентности.

1. Тесты «на применение». Используются при определении межпредметных компетентностей.
Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание». По этому принципу построены тесты PISA, а также многие олимпиадные задания.
2. Рейтинговая модель. Основное отличие рейтинговой оценки от традиционной заключается в отсутствии негативной составляющей, т.е. все баллы считаются положительными, любой балл суммируется с предыдущими, а общая сумма определяет степень продвижения ученика по лестнице успеха.
3. Мониторинговая модель. Создание «портфолио». Наблюдение за работой, описание особенностей поведения ребенка. В ней фиксируется не только эффективность выполнения учебных заданий, но и то, какие качества личности и какие умения при этом развивались, и насколько они сформировались. Преимущество мониторинга в том, что вместо цифровой оценки (или вместе с цифровой оценкой) учитель в любой момент может обрисовать психологический портрет ученика, предложить ему различные конструктивные модели его личностного роста.
Анализ уровня сформированности компетенции.

Оцениваемый параметр (компонент) Уровень сформированности

Коммуникативная компетенция

1 Способность слушать, выделять главное в речи и тексте  
2 Способность выстроить план выступления  
3 …………  и т.д.  

2 - компонент ярко выражен
1 – компонент имеет место быть
0 – компонент не сформирован

5. Заключительная часть.
Подведение итогов. Благодарность за плодотворную работу.

Рефлексия:
- Понравилось ли Вам занятие? Если да, то чем именно, если нет тоже.
- Как Вам работалось в группе?
- Узнали ли Вы что-то новое, важное, интересное?
- Какие пожелания, рекомендации у Вас есть?