Подготовка к написанию сочинения – миниатюры о зиме. Приложение 2. (Слайд 1.) Приложение 1
Здравствуй, гостья – зима! Просим милости к нам… |
|
И.С. Никитин |
Обучающая цель: создание условий для появления познавательной активности учащихся при подготовке к написанию сочинения – миниатюры о зиме.
Развивающие цели: развитие речи учащихся, развитие индивидуальных способностей каждого ребенка.
Воспитывающая цель: мотивация интереса к изучению предмета, к созданию текстов собственного сочинения.
Оборудование: рабочие листы у каждого учащегося.
Ход урока1. Организационный момент. Объявление целей урока
Слайд 2.
– Зимушка-зима… Думаю, это самое волшебное время года. Природа превращается в серебристое царство. Земля окутана белым пушистым покрывалом, снежное кружево опоясывает лес, поля и лужайки. На деревьях, кустах и высоких травинках причудливый наряд. Вот сегодня мы с вами и поговорим об этой замечательной поре и будем готовиться к созданию творческого журнала, в который включим ваши работы.
2. – Ребята, приготовьтесь и послушайте музыкальную зарисовку А.Вивальди “Зима”. Постарайтесь представить себе картину, созданную композитором при помощи музыкальных звуков.
Звучит пьеса А.Вивальди “Зима” из цикла “Времена года”.
Обсуждение прослушанной музыки.
– Поделитесь впечатлениями, определите настроение мелодии. (Зима идет хозяйкой по земле. Показана неистовая пляска снежинок, которые то замедлят свой танец, то опять начнут виться и кружить в воздухе. Ветер гонит, кружит снежинки.) – Посмотрите в предложенную вам таблицу и выберите те рабочие материалы, которые, на ваш взгляд, могут подойти к описанию образа зимы, созданного А.Вивальди.
Работа с таблицей.
План наблюдений | Рабочие материалы |
небо | лазурное; серое; низкие, темные, косматые тучи, из которых сыплется снег; бездонное. |
снежинки | мягкие, пушистые снежные хлопья; колючие; злые; обильные; вьются; кружат, бьют в лицо. |
ветер | ласковый; нежный; сильный; порывистый; кружит снежинки; машет голыми ветвями деревьев. |
деревья | заколдованный зимой чудесный сад; на тонких ветвях деревьев распустились серебристо – белые снежные цветы; временами гнутся до самой земли под силой ветра. |
– Итак, впечатления от музыки, представленные вами картины – это музыкальные образы. Композитор создает свой образ зимы, этого замечательного времени года.
3. – А теперь давайте обратимся к образам живописи. Слайд 3. Посмотрите на картину Аркадия Александровича Пластова “Первый снег”.
Беседа по картине.
– Каково настроение картины? (Cветлое, радостное произведение художника.)
– Какие цвета выбрал А.А.Пластов? (Неяркие, много белого цвета, снежинки сыплются с сероватого неба на фоне светло – коричневой стены.)
– Подберите эпитеты, сравнения, метафоры к следующим существительным: снежинки, ветерок, береза. (Вспомним, что такое эпитет, метафора, сравнение, олицетворение). Слайд 4.
Работа в рабочих листах.
Обсуждение полученных рабочих материалов: Слайды 5, 6, 7. Снежинки: белые, мягкие, воздушные, легкие, пушистые, хрупкие белые звездочки, кружатся, летят, танцуют, радуют мальчика и девочку. Ветерок: нежный, легкий, отклонил снежинки в сторону, срывает последние листочки с березки. Береза: гибкая, с колышущимися на ветру ветками, теряющая последние листочки на ветру, в ожидании зимы.
– Вы сейчас перечислили образы живописи. Художник А.А. Пластов с помощью красок создал прекрасный образ наступающей зимы.
4. – Мы рассмотрели музыкальные, живописные образы. Кроме этих образов на наших уроках мы встречаем “картины”, созданные поэтами и писателями. Это поэтические, художественные образы. Распознать, почувствовать их нам помогают художественно – изобразительные средства: эпитеты, метафоры, олицетворения.
– А теперь прослушайте стихотворение Сергея Есенина “Белая береза” (читает подготовленный ученик). Слайд 8.
Приступаем к работе с текстом.
– “Белая береза” – одно из известнейших произведений поэта. Почему запомнилось это стихотворение? Что очень важное несет оно читателю? (Оно передает удивительную красоту березы.)
– Как вы считаете, какое слово является в стихотворении ключевым? (Определение “белая”, белый цвет в старину отождествлялся с божественным: белый ангел, белые одежды святых.)
– Какие ощущения вызывает образ белой березы? (Можно обратиться к репродукции на слайде.) (Ощущение радости, света, чистоты.)
– Как вы понимаете глагол “принакрылась”? (Береза похожа на женщину, которой хочется быть красивой, очаровательной. Это олицетворение.)
– Несколько значений получает в первой строфе сравнение “точно серебром”. А как вы понимаете это сравнение? (Необычной красоты, в драгоценностях, тонкого рисунка…)
– Прочитайте вторую строфу. Белого цвета здесь еще больше. Как вы думаете, в каких прилагательных – эпитетах он прослеживается? (Пушистые ветки, снежная кайма, белая бахрома.)
– В третьей строфе появляются новые черты в облике березы. Какое определение к слову “береза” можем мы дать в строке “И стоит береза…”? (Гордая, светлая, царственная, единственная в мире.)
– В последнем четверостишии главная роль отведена заре. Как представлена заря в этой строфе? (Заря похожа на мать (олицетворение), опекающую свою дочь, наряжающую ее, беспокоящуюся о ней.)
5. – Итак, чтобы целостно представить то, о чем мы с вами сейчас говорили, нарисуйте устно иллюстрацию к стихотворению.
Рассказы учащихся.
– Какова роль художественно – изобразительных средств в стихотворении? (Они нужны поэту для создания художественного образа и выражения своего отношения к тому, что он описывает.) Слайд 9.
6. – Обратимся теперь к прозе. Послушайте зарисовку “Деревья в снегу” хорошо известного вам М.И. Пришвина.
(Читает подготовленный ученикю)
Обсуждение прочитанного отрывка.
– Как относится автор к тому, что описывает? (Восхищается увиденным, относится к деревьям как к живым, сравнивает их с людьми, подчеркивает выразительность снежных фигур.)
– М.И. Пришвин всегда призывал читателя видеть “необыкновенное в обыкновенном”. Как вы думаете, что необыкновенное описывает автор в этом тексте?
– Напоследок хотелось бы напомнить слова того же М.И. Пришвина: “ Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать”. Слайд 10. Ребята, я предлагаю вам подумать и написать сочинение – миниатюру на одну из предложенных тем, постараться открыть и показать свои сокровища природы.
7. Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру на одну из предложенных тем: “В зимнем лесу”, “Снег идет”, “В красивом заснеженном царстве”, “Первый снег”, используя различные художественно – изобразительные средств. Слайд 11.
Примечание:
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., “Русский язык”, 1990.
- Пришвин М. Зеркало человека. – М., “Правда”, 1985.
- Кашпай Н.П. Учимся понимать поэзию и мир. Стихотворение С. Есенина “Береза”. Литература в школе № 7, 1998.