Дидактические игры на уроках математики. "Морской бой" на материале геометрии. 7-й класс. Тема: "Треугольник"

Разделы: Математика

Класс: 7


Традиционные общеобразовательные цели дополняются новыми – формированием высокого уровня компетентности выпускников школ. Одним из основных направлений реализации поставленных целей является расширение познавательно-мотивационной сферы деятельности учащихся, что требует повышения уровня развития познавательного интереса школьников.
Одним из путей решения этой проблемы может являться использование дидактической игры на уроке, в процессе проведения которой реализуется гуманитарная направленность школьного курса математики: у учащихся формируется представление о математике как о компоненте человеческой культуры.
Сочетание различных видов деятельности, нетрадиционная организация обучения в процессе проведения дидактической игры позволяют учащимся полноценно реализовать личностный потенциал, что неразрывно связано с развитием познавательного интереса.
Известно, что для дошкольного возраста ранней формой ведущей деятельности является игра. В младшем школьном возрасте – 7–11 лет (2–5 классы) – ведущей деятельностью становится учение. У подростков – в 11–15 лет (6–8 классы) – ведущая деятельность связана с общением в процессе учебно-трудовой деятельности. Содержанием ведущей деятельности старшеклассников в 15–18 лет (9–11 классы) – становятся учебно-профессиональная деятельность, формирование мировоззрения, чувство дружбы, любви. Игра в старших классах перестает быть одним из основных видов деятельности, но играет большую роль в формировании личности. Нам представляется возможным использовать дидактические игр на уроках математики не только в младших и средних классах, но и в старших классах
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением (С.А. Шмаков). Большинство игр отличает следующие черты;

  • Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию школьника, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
  • Творческий , в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»);
  • Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональная напряженность»);
  • Наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

По мнению С.А. Шмакова, игра как феномен педагогической культуры, выполняет следующие важные функции:

Функция социализации.

Игра есть сильнейшее средство включения школьника в систему общественных отношений, усвоение им богатств культуры.

Функция межнациональной коммуникации.

Игра позволяет школьнику усваивать общечеловеческие ценности, культуру представлений разных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональные, общечеловечны».

Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики».

Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений, в практике школьника, с другой – выявить недостаток опыта.

Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления школьника (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра – «поле самовыражения», в котором школьник проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.

Терапевтические функции игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у школьника в поведении, общении, и учений.

Игровые формы обучения как никакая другая технология способствует использованию различных способов мотивации:

  • Мотивы общения:
    • Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.
    • В игре, при решении коллективных задач, используются разные возможности учащихся. Дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.
    • Эмоциональные совместные переживания во время игры способствует укреплению межличностных отношений.
  • Моральные мотивы: в игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.
  • Познавательные мотивы:
    • Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).
    • В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.
    • Состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет.
    • В игре всегда есть некое таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает не поиск ответа.

В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решения познавательных задач.

Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло. Возьмем, к примеру, известную игру "Морской бой". Даже в этой элементарной игре развиваются внимание, наблюдательность, сообразительность. В процессе игры дети быстрее и лучше усваивают понятие декартовых координат, убеждаются, что положение точки на плоскости определяется с помощью двух его координат. Они приходят к выводу, что если бы "корабль поплыл", то его движение можно было бы описать изменениями значений координат. Учащиеся убеждаются в том, что "система отсчета" для всех игроков должна быть одинаковой, так как без этого они просто не смогут играть.

Игра учит быть выдержанным в самые трудные минуты "гибели эскадры", сражаться до конца, до последнего "снаряда" под обстрелом "неприятельских линкоров".
Учитель сам должен, в определенной степени, включаться в игру, иначе руководство и влияние его будут недостаточно естественными. Умение включатся в игру – тоже один из показателей педагогического мастерства. Интересная игра, доставившая детям удовлетворение, оказывает положительное влияние и на проведение последующих игр. При проведении дидактических игр забавность и обучение надо сочетать так, чтобы они не мешали, а, наоборот помогали друг дугу.

Игра «Морской бой»

Дидактическая цель:повторение темы «Треугольники».

Правила игры:

  1. Игра представляет собой морское сражение флотов двух адмиралов.
  2. Игра проводится на игровом поле размерами 8?8. Колонки поля обозначаются буквами русского алфавита, начиная с буквы А, строчки – арабскими цифрами, начиная с единицы.
  3. Помимо игрового поля участников сражения существует поле заданий. Это поле по своим размерам и обозначениям совпадает с размерами и обозначениями игровых полей, но содержит вместо флотилий задания.
  4. В игре принимают участие корабли:
    • четыре однопалубных;
    • три двухпалубных;
    • два трехпалубных;
    • один четырехпалубный.
  5. Корабли могут иметь прямую форму.
  6. По игровому полю флот размещается хаотично.
  7. Не допускается соприкосновение соседних кораблей углами.
  8. Во время игры участниками должна строго соблюдаться очередность огневых атак.
  9. Огневые залпы следует производить в следующем порядке:
    • игрок, осуществляющий удар по позициям противника, выбирает квадрат предполагаемой атаки, ориентируясь по карте;
    • озвучивает свой залп, называя сначала букву, а затем цифру выбранного квадрата.
  10. Ведущий, принимающий удар , отвечает агрессору "Мимо" – в случае "промаха", "Ранил" – в случае повреждения корабля и "Убил" – в случае уничтожения единицы флота. Одновременно с этим, игроками из поля заданий выполняется задание. Если команда бъет «Мимо», ход переходит к сопернику. Если «Ранил», то продолжает удары.
  11. Правильно решенные задания впоследствии оцениваются в баллах в соответствии с «ценностью» кораблей (одна палуба – 5 баллов можно отдельно оценивать и сами попадания).

Игровые действия: ученики играют в «Морской бой» записывая при этом на листочке решения задач. Учитель следит за дисциплиной на уроке и честности каждого игрока во время игры.

Оборудование: таблица заданий, черновик и ручка, карты боя (для детей – пустая, для ведущего – с кораблями).

Результат: по окончании урока учителю сдаются листочки с выполненными промежуточными заданиями. После проверки учитель выставляет оценки за урок по количеству правильно выполненных заданий.

Подбора материала.

Материал (задачи) для игры "Морской бой" подбирается по следующим темам:

  • Треугольник.
  • Медианы, биссектрисы, высоты треугольника.
  • Свойства равнобедренного треугольника.
  • Признаки равенства треугольников.
  • Сумма углов треугольника.
  • Прямоугольный треугольник. Свойства.
  • Неравенство треугольника.

Рекомендации по проведению игры:

  • Игру следует проводить на этапе закрепления и проверки знаний По прохождении перечисленных тем.
  • Проводить игру рекомендуется в течение всего урока.
  • Задачи разрешается выдать в качестве домашнего задания, которое должно содержать не только ответы, но и ход решения.
  • Учитель вправе оценивать решение, содержащее незначительные ошибки, учитывая индивидуальные знания о возможностях ученика, начисляя при этом неполное количество баллов, предлагаемое таблицей баллов.
  • Оценочные пределы набранных баллов устанавливаются учителем самостоятельно, исходя из количества баллов, набранных отдельными участниками игры.

Вопросы игрокам