Развитие цветоразличия
1. Покажи на картинке солнце. Какого оно цвета? Покажи небо. Какого оно цвета? Травка? Уголек?
2. Вытащи из коробки красный (желтый, синий, зеленый, черный) карандаши. Приговаривай так: «Этот карандаш красный, как кровь», «Этот карандаш желтый, как солнце», «Этот карандаш синий, как небо», «Этот карандаш черный, как уголек». Пользуйся изображениями предметов – подсказок: солнышко, небо и т.д. Задания можно продолжать с кубиками, кеглями и т.д., чтобы ребенок усвоил предложенные речевые образцы.
3. Отыщи на столе предметы, о которых можно сказать: «Красный (ая,ое), как кровь» или «Красный, как знамя». Ребенок отвечает: «На столе красные, как кровь и знамя, галстук, звездочка, роза, тюльпан».
4. Отыщи на столе предметы (или их изображения), которые можно сравнить с небом в разную погоду (с синим, голубым) и выложи их на подходящие по цвету коврики. (Ребенок рядом с изображением синего цвета выкладывает изображение моря, реки, озера, васильков. Голубого – неба, незабудки, бабочки-голубянки, ягод голубики и т.д.) Это задание повторить с кубиками, разноцветными кеглями и другими предметами, чтобы ребенок усвоил предложенные речевые образцы.
5. Игра «Что умеет карандаш». Число играющих 2-6. Каждому дается по одному карандашу. Ведущий начинает рассказ: «У меня синий карандаш. Он умеет рисовать небо, озеро, реку, ручеек, незабудки». Играющие по очереди рассказывают, что умеет рисовать их карандаш. Выигрывает тот, кто назовет правильно больше предметов.
6. Отыщи в «Чудесном мешочке» кубик такого цвета, как тот, что лежит на столе, такую же матрешку, мячик, башмачок, шапочку и т.д., прикладывая друг к другу одинаковые предметы, приговаривая: «Вот такой же желтый кубик», «вот такая же в красной косыночке с синими глазами матрешка» и т.д.
7. Подбери подходящие по цвету нитки к пуговицам. Накладывай нитку на пуговицы и приговаривай: «Красной пуговице красную нитку» и т.д. Упражнение повторить с пуговицами и нитками всех цветов радуги.
8. Подбери подходящие по цвету пуговицы и нитки к платьям кукол. Накладывай их на платье и приговаривай: «К синему платью синие пуговицы синими нитками пришьем» и т.д.
9. Отыщи в гербарии, на картине ромашку. Нарисуй ее. Какие краски нужно взять? Называй их по порядку, осматривая цветок сверху вниз.
10. Посмотри на радугу-дугу. Составь из частей такую же (части дуги точно совпадают с образцом). Назови подряд все ее цвета. Какие части остались лишними? Почему? (В радуге нет черного и белого цветов).
11. Закрась орнамент теплыми тонами. Нарисуй такой же и закрась части холодными тонами.
12. Покажи на картине насыщенные темные цвета и мягкие светлые.
13. Закрась два листка в темно-зеленый и светло-зеленый цвета. Какие краски ты смешаешь в первом случае? Во втором?
14. Нарисуй спелую и недозрелую вишню. Как получить темно-красный и светло-красный цвета.
15. Составь из набора полосок ряды, начиная со светлых тонов одного и того же цвета к самым темным. Приговаривай так: «Солнышко взошло и в ночь ушло». И наоборот – от темных к светлым разложи, приговаривая: «Солнышко погасло и опять взошло».
16. Игра «Какого оттенка не хватает?» Перед детьми лежат наборы разноцветных полосок бумаги каждого цвета по 3 (темная, светлее, совсем светлая), а одного цвета только по 2. По команде ведущего нужно все полоски разложить по 3 и выявить недостающую. Выигрывает тот, кто первый разложит все полоски верно и назовет цвет недостающей полоски.
Развитие аналитического восприятия цвета
1. Закончи раскрашивать радугу-дугу и предметы (цветовые образцы), изображенные с каждой полоской радуги. В конце задания расскажи о каждой радужной полоске, пользуясь нарисованным предметом (цветовым образцом). Приговаривай так: «Радуга вначале красная, как знамя, (показывает флажок).
Как морковь оранжевая в небе тетива, (показывает морковь и натянутую, словно тетива, полоску радуги).
Желтое, как солнышко, золотое пламя (показывает солнышко).
Радуга зеленая, как в лугах трава (показывает траву).
Голубая радуга, словно незабудки (показывает незабудки).
Синяя, как небо в предвечерний час в дальней вышине (показывает небо).
А в конце фиалкой светится лиловой (показывает).
Семь цветов радуги – семь глядящих глаз».
2. Посмотри на радугу-дугу и предметы, нарисованные возле полосок (флажок, морковь, солнышко, трава, незабудка, небо, фиалка). Отыщи на столе рисунки предметов, которые подходят по цвету к нарисованным. Приклей их аккуратно рядом.
3. Какие растения цветут белым цветом? Отбери
картинки с изображениями цветущих белым цветом
растений. (Ромашка, ландыш, подснежник,
черемуха, жасмин, вишня, слива, груша, белый
картофель). Выучи стихотворение. Отыщи на
столе открытки с изображениями цветов, о которых
говорится в нем.
Белы, как мел, как снег, как вата,
– Кто сшил вам белые рубашки? – спросили у цветов ребята.
– Мне рубашку шил белый снег, на солнце тая!
– Моим звоночкам по тельняшке березка сшила молодая.
Промолвил ландыш белоснежный.
Ромашка голову склонила и в землю поглядела нежно:
– Мне мать-земля наряд мой сшила.
– Почему подснежник, ландыш, ромашку
сравнивают с ватой? (Потому, что они такие же
белые).
– Почему ландышевым звоночкам тельняшки
сшила березка? (Потому, что у березки кора
белая, материал, подходящий по цвету ландышевым
звоночкам).
4. Игра «Чей оторван лепесток».
Нескольким детям раздаются лепестки от садовых
цветов. Дети по команде ведущего отправляются на
поиски растения, чей оторван лепесток.
Выигрывает тот, кто первым отыщет все растения и
вернет им все оторванные лепестки. В условиях
комнаты можно использовать ветки цветов,
букетов, в крайнем случае – изображения.
5. Угадай по описанию цветок.
- «На стройной зеленой ножке красный бокал зацвел». (Тюльпан)
- «Зовут ее красной и белой, розовой, чайной, царицей цветов зовут». (Роза)
- «Он зеленый, пока спит, проснется – солнышко горит». (Одуванчик)
6. Отыщи на картинке и назови сначала растения, которые цветут светло-розовым цветом (яблоня, абрикос), потом – темно-розовым (роза, шиповник, персики).
7. У каких растений семена темные? Отбери их и назови. (У мака, щавеля, яблони, груши, акации, винограда, смородины, крыжовника)
Развитие форморазличения.
Усвоение геометрических образцов для
определения формы предмета
1. Отыщи среди геометрических фигур треугольник, квадрат, овал, прямоугольник.
2. Разложи геометрические фигуры на салфетке подходящей формы. Клади и приговаривай:
«На косынку положу треугольники самые разные: синие, желтые, красные, большие и маленькие.
На квадратную салфетку положу все круги самые разные: синие, желтые, красные, большие и маленькие».
3. Найди на ощупь эти фигуры в «Чудесном
мешочке». Ощупывай каждую фигуру кончиком
пальцев по контуру. Сколько поворотов углов у
треугольника, квадрата, овала, круга?
Приговаривай так: «Вот фигура. Обвожу. Три угла в
ней нахожу. Это треугольник.
Вот фигура, обвожу. Ни одного угла в ней не нахожу.
Это круг или овал? Может круг под груз попал,
сплюснулся – овальным стал?»
4. Игра «Положи на место». Принимают участие несколько человек. Перед каждым – рамка Монтессори и набор геометрического материала для заполнения отверстий рамки. По команде ведущего дети заполняют рамки. Выигрывает тот, кто первым правильно отыщет домик для всех фигур.
5. Отгадай по описанию, какая это геометрическая фигура.
6. Отыщи на ощупь в мешочке такие же по форме фигуры, какую видишь на столе. Назови ее и опиши.
7. Отыщи на столе такую же фигурку, какую нашел на ощупь в «Чудесном мешочке». Назови ее и расскажи о ней.
Развитие аналитического восприятия формы предметов
1. Отыщи в комнате предметы или части предметов, о которых можно сказать:
«Круглый (ая, ое) мяч, голова куклы(...)».
«Овальный, как яичко (огурец, тюльпан( ...)».
«Со всех сторон ровный (ая, ое ...), одинаковый (ая, ое...), как квадрат (ящик, кубик, форточка ...).
2. Отыщи среди фигур объемные (шар, куб, цилиндр). Отбери игрушки, похожие на шар (мяч, неваляшка, шарик), на куб (домик, кубики), на цилиндр.
3. Отыщи на картинке предметы круглой, треугольной, квадратной, овальной формы.
4. Назови, какой формы эти предметы: Семя мака, проса, вишни, моркови, колесо, салфетка, платок, карточка лото.
5. Собери по образцу изображения целых предметов из частей конструктора.
6. Собери геометрические фигуры из их половинок, четвертушек и еще более мелких частей (материал заготовлен заранее из картона, пластмассы).
7. Выложи орнамент из геометрических фигур по данным образцам.
8. Из каких геометрических фигур состоят эти предметы: флаг, парус, неваляшка, лопата, домик и т.п.? Выложи их из геометрического материала.
9. Покажи на картинках предметы, о которых эти загадки, какие слова в загадках говорят о форме предмета?
- 2 кольца, 2 конца, посредине – гвоздик. (Ножницы)
- Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок, врос в землю крепко, что же это? (Репка)
- В новой стене, в круглом окне днем стекло разбито, на ночь вставлено. (Прорубь)
Развитие глазомера, сознания
сравнительной величины предметов.
Усвоение соотношений предметов по величине
1. Собери матрешку, построй матрешек по росту.
2. Найди такую же по величине деталь конструктора, меньшую, большую.
3. Сложи кольца пирамидки стопками по цвету (3 кольца в каждой стопке). Размещай кольца от меньшего к большему и наоборот. Приговаривай так: «Положи красные кольца, сначала большое, потом поменьше, потом самое маленькое. И так каждого цвета.
4. Сложи всю пирамидку (от большого кольца к меньшему и наоборот) и приговаривай так: «Сначала на стержень наденем самое большое кольцо, потом поменьше, потом еще меньше, наконец, самое маленькое».
5. Выложи орнамент из овалов, кругов, треугольников, квадратов по образцу, рисунку.
6. Выложи такой же орнамент, используя геометрические фигуры меньшего размера.
7. Построй точно такой же по величине домик.
8. Игра «В целом мире нет шире».
Материал: широкие и узкие полоски,
предметы и изображения противоположной ширины –
книга широкая, закладка в ней узкая, дорога и
тротуар, машина и мотоцикл, мотоцикл и велосипед,
озеро и лужа, река и ручей, рука и палец, погреб и
нора, ковер и ковровая дорожка, простыня и
полотенце. Ведущий предлагает показать играющим
широкую полоску и узкую. После этого дети ищут
вокруг себя широкие и узкие предметы.
Например: стена широкая, а плинтус – узкий и т.д.
После такой разминки игра. Ведущий называет
широкий предмет и приговаривает, разводя руками:
«В целом мире нет шире дороги шоссейной, но
дорога есть похуже, но дорога есть поуже» Сводит
руки и играющие называют «Тропинки».
Далее: «В целом мире нет шире реки, но бывают реки
хуже, но бывают реки уже и зовут их ... (ручейки).
В целом мире нет шире моря. Но моря бывают хуже, но
моря бывают уже, их ... (озерами) зовут».
Выигрывает тот, кто правильно называет большее
число предметов противоположной ширины.
9. Игра «Мы посадим сад большой».
Материал: шаблоны деревянные высотой 20 см (ели) и 50 см (сосны). Разминка в виде упражнений в различении высоких и низких предметов (дом и гараж, дядя и мальчик, тетя и девочка, дерево и куст...) Ведущий разделяет доску на две поляны и предлагает каждому ребенку «посадить» (нарисовать по шаблону) деревья: слева – низкие, справа – высокие. Дальше игра проходит в виде соревнования пар детей. Выигрывает тот, кто быстрее посадит свои деревья и приговорит: «Сосна выше – елка ниже».
Развитие аналитического восприятия величины
1. Опиши предмет. Не забудь из каких частей он состоит. Какая часть самая большая? самая маленькая? С каким предметом по величине можно сравнить данный предмет? Упражнение повторить несколько раз на разных предметах (кукла, машина, домик и т.д.).
2. Из каких геометрических фигур Самоделкин составил человечка? Какая из них самая большая? Самая маленькая? Почему?
3. Подбери для кукол подходящую по размеру одежду, обувь, постель, кроватки, домики.
4. Собери целую картинку из маленьких частей (упражнение повторить несколько раз, используя сначала предметы-изображения с небольшим количеством деталей, а позднее – изображения с более сложными сюжетами. Картинки разрезаются заранее).
5. Составь новые фигуры из набора геометрического материала (из двух треугольников, квадратов, прямоугольников и т.д.
6. Отгадай предмет по описанию:
- «Он одинакового роста в высоту, ширину, длину». (Куб)
- «Большая коробка едет по рельсам, одной рукой держится за провода». (Трамвай)
- «Большая коробка едет по асфальту, двумя руками держится за провода». (Троллейбус)
7. Найди на ощупь в «Чудесном мешочке» яйцо, шар, куб и т.д.
8. Выложи из мозаики изображение предмета по образцу, по памяти.
9. Разложи семена растений по возрастающей
величине и наоборот. Чье семя самое маленькое?
Самое большое?
Приговаривай так: «Самое маленькое зернышко у
мака, немного больше – у проса, еще больше – у
ореха, каштана».
10. Подбери пуговицы к петлям для зимней и летней одежды. Почему ты для зимней одежды пуговицы отобрал тяжелые, большие, а для летней – легкие, маленькие?
11. Коле 3 года, Васе 5 лет, Олегу 1 год. Назови братьев по возрастающему порядку, от старшего к младшему.
12. Отгадай. Какие признаки характеризуют предметы-отгадки по величине?
– Стою на крыше всех труб выше? (Антенна)
– Расту в земле на грядке я , красная, длинная,
сладкая (Морковь)
– В этот гладкий коробок бронзового цвета
спрятан маленький дубок будущего лета (Желудь)
– Такой большой, как мяч футбольный, если спелый
– все довольны. Так приятен он на вкус, что это за
шар? (Арбуз)
– Что это за зверь лесной, встал, как столбик под
сосной и стоит среди травы – уши больше головы? (Заяц)
Развитие различения предметов по материалу и поверхности
1. Возьми в руку камень. Сожми его пальцами. Чувствуешь, какой он твердый? Отыщи на столе предметы, о которых можно сказать: твердый, как камень (карандаш, твердый как камень, ручка и т.д.).
2. Возьми в руку пушинку. Чувствуешь, какая она мягкая? Отыщи на столе предметы мягкие, как пушинка. Как можно сказать о шерсти кошки? Щенка? (У кошки шерсть мягкая, как пух. У щенка тоже мягкая, как пух).
3. Разложи по кучкам твердые и мягкие предметы.
4. Игра «Твердый – мягкий».
Играют 2 человека. По команде ведущего дети
поочередно называют твердые и мягкие предметы. В
помощь каждому играющему дается мешочек с
набором образцов первичных материалов (кусочки
камня, железа, льна, шерсти, хлопка и изделий из
них), а также семена различных растений и т.д.
Выигрывает тот, кто последним назвал твердый или
мягкий предмет.
5. Потрогай семена разных растений. Определи, какие из них твердые (не поддаются лущению с помощью ногтей), а какие мягкие? Отложи семена, которые можно расколоть только с помощью молотка (очень твердые) – орех, косточка вишни, сливы, абрикоса и т.д.
6. Подумай и скажи, у чьего ребенка мягкая одежонка? (У дубового ребенка, – желуденка мягкая одежонка. У каштанового...).
7. Потрогай колючку. Отыщи на столе предметы колючие, как ежик. (Металлическая щетка, ветка шиповника, розы, акации)
8. Потрогай кусочек шелка, погладь его. Потрогай так же другие предметы на столе. О каких из них можно сказать: «Гладкий, как шелк» (Елочный шарик, полированный шкаф, шерсть у щенка и т.д.).
9. Игра «Колючий – гладкий». В игре принимают участие 2 детей. По команде ведущего называют поочередно колючие и гладкие предметы (сначала один, потом другие или вперемешку: колючие – гладкие). Как в игре «твердый – мягкий», детям даются в помощь наборы подходящих предметов или их изображения, если прежде они знакомились с ними в натуре. Выигрывает тот ребенок, который последним называет колючий или гладкий предмет. Игру можно провести в другом варианте, заменив колючие предметы шершавыми.
10. Осторожно потрогай нож, бритву, копье. Почему их называют острыми? Отыщи на столе острые, как нож, предметы. Назови их, сравнивая с подходящим предметом, имеющим такой же наконечник или край поверхности. (Битое стекло острое, как нож. Лыжная палка острая в конце как копье)
11. Отыщи на столе тупые предметы, не имеющие острых краев. (Мяч, щарик, мишка, кукла). Почему для маленьких детей игрушки делают круглые, закругленные, овальные, но не острые?
12. Игра «Острый – тупой» проводится так же, как описанные выше игры «Твердый – мягкий», «Гладкий – колючий».
13. Вспомни, сидел ли ты у печки, костра, подносил ли руку близко к горячим углям? О каком предмете можно сказать, что он горячий, как огонь, как жар? (Солнце, батарея).
14. Потрогай снег и лед. Они холодные. Подумай и вспомни, о чем говорят: «Холодный, как лед» (Руки на морозе, мороженое холодное как лед).
Развитие анализирующего наблюдения
1. Игра «Подсказка».
Материал: предметы для рассматривания и
описания, 6 карточек с изображением цветов
спектра, рамки Монтессори (изображения основных
геометрических фигур), линейки из двух полосок
(короткой и длинной), пушинки, колючки,
изображение ежа, образцов материала (сырья) –
железа, дерева, хлопка, льна, пластмассы и т.д.
У ведущего 6 карточек из картона на подставке. Это
предметы – подсказки, напоминающие о тех
признаках, которые необходимо не забывать,
называя при описании предложенного предмета.
Играющие – за столом. По вызову ребенок
вытаскивает из «Чудесного мешочка» предмет и
рассказывает о нем все, что сможет, пользуясь
предметами-подсказками. Ведущий подсчитывает
количество правильно названных признаков
описываемого предмета и предлагает остальным
дополнить описание, оценивая каждую подсказку
дополнительным баллом. Поочередно выходят все.
Выигрывает тот, кто набрал большее число баллов.
2. Подумай и скажи, чем отличаются эти предметы, чем они похожи? (Колос ржи и пшеницы, ветка ели и сосны, дуба с желудем и ореха лещины, трамвай и троллейбус, легковая и грузовая машины, пароход и самолет, дорога и тротуар)
3. Отыщи главное отличие этих предметов и главное сходство. (Дупло и нора – дырка в дереве и земле. Куст и дерево: у кого больше стволов от земли растет и т.д.)
4. Продолжи ряды предметов и назови их одним общим словом:
Пальто, куртка, шапка, рукавицы, платье...
Ботинки, сапоги, валенки, туфли...
Шкаф, диван, стол, книжная полка...
Кукла, мячик, кубик, шарик...
Лопата, нож, авторучка...
Шофер, учитель, повар, врач...
Дуб, каштан, береза, липа...
Шиповник, смородина, малина, сирень...
Роза, тюльпан, ромашка, незабудка...
Корова, лошадь, овца, коза...
Волк, лиса, белка, медведь...
Весна, лето, осень...
Понедельник, вторник, среда...
1 Мая, День Победы, День Советской армии...
5. Соверши экскурсию или прогулку в зимний лес. Внимательно всматривайся, вслушивайся в происходящее кругом. «Какого цвета лес зимой?», «Чей слышен стук в лесу и вой?».