Семья - это основной социальный институт общества, а центральной ее функцией является функция репродуктивная. Несмотря на все кризисы и противоречия, изменения социального устройства государств и трансформации традиционных мужских и женских ролей, человечество так и не придумало ничего более совершенного, более подходящего для рождения и воспитания новых поколений, чем хорошая, крепкая, дружная семья. Хотя именно такие семьи становятся в наше время все большей редкостью, поскольку социальные, экономические и политические кризисы, сотрясающие нашу страну, в первую очередь, отражаются на семье, делая ее существование все более проблемным [1,с. 171].
Многие молодые люди часто задают вопрос: "Сколько детей должно быть в семье?". Церковь напоминает, что в данном случае речь идет о решении, вся ответственность за принятие которого ложится на супругов: ответственное деторождение означает не возможность ограничения числа детей, а открытость к возможности принять еще одного ребенка. В этой ситуации следует принимать в расчет различные обстоятельства, но так, чтобы плоское, материалистическое и эгоистическое отношение к жизни не взяло верх. Часто говорят: "Сейчас мы не можем" позволить себе иметь ребенка (или еще одного ребенка)". Хотя, "можем позволить себе" представляется выражением не совсем удачным: можно позволить себе шубу, путешествие в Америку или новую машину, но ребенка... Ребенок - это не то, что "можно себе позволить", но его следует принять как долг и дар любви. Тот, кто уклоняется от этого долга - дара, предпочитая собственные удобства и безопасность, исходит из того, что для того, чтобы иметь ребенка (или еще одного ребенка), необходимы "идеальные условия", которых, практически, не будет никогда.
Антуан де Сэнт Экзюпери очень мудро написал: "Любовь между супругами означает, что они должны смотреть не друг на друга, но вместе смотреть в одну и ту же сторону". Естественно, что вместе они должны смотреть в сторону рождения детей и их будущего. Таким образом, отцовство или материнство это, прежде всего, дар и ответственность рожать и воспитывать детей, а не стремление избежать их появления на свет.
Ответственное деторождение, с точки зрения церкви, предполагает, что супруги должны вести себя как верующие исполнители замысла Божия о деторождении. Это означает, что их семья должна быть открыта к принятию новой жизни.
Как отмечает Артуро Каттанео в настоящее время в рамках прогресса и развития народов много говорят и широко обсуждают контрацептивные средства, но больше уже не говорят о детях. Говорят о нехватке материальных ресурсов, о кризисе общества, о забытых ценностях, о бедности, обрушившейся на развивающиеся страны... Рассуждения сегодняшних политиков напоминают "заседания" старичков-пенсионеров, которые проводят послеобеденное время, сокрушаясь обо всех тех бедах, в которые их вовлекли, и, глядя в будущее с опасением и страхом. Человечество вновь должно обрести веру в будущее, не накапливая добра и создавая границы для сохранения его лишь для себя, не глядя в собственное будущее с подозрительным страхом, но смело погружаясь в жизнь. Абсурдно, что человек не хочет понять этой элементарной истины. Поэтому, его мудрость, которая не более, чем глупость перед лицом Божиим, сумела убедить людей в том, что ребенок - это груз, обуза, что жизнь - это угроза для жизни, и что тот, кто созидает жизнь, неразумен и наносит вред человечеству [2, с.117].
Печально, что именно такая идеология, начиная с 90-х годов, стала преобладать у большей части фертильного населения России, поэтому сегодня народы нашей страны переживают демографический кризис, выражающийся в катастрофическом сокращении их численности, и как сказал патриарх Московский и Всея Руси Алексий II "... народ, решивший, что многодетность ведет к нищете, а отказ от рождения детей - к материальной обеспеченности, рано или поздно не сможет эффективно хозяйствовать на своей территории и защищать ее..."[3], и если в ближайшее время ситуация не изменится, то данный прогноз станет ужасной реальностью.
Необходимо отметить, что демографическая проблема, а, следовательно, и проблема малодетности в России имеет в первую очередь духовное измерение. Как сказала Н.М. Стукова: "Нынешнее гедонистическое общество призывает своих членов непрерывно наслаждаться, превращаясь из человека, несущего в себе Образ Божий и призванного духовно возрастать в Боге, в машину потребления благ. Люди, живущие в этой "системе координат" жаждут потреблять не только еду, вещи и развлечения, но и друг друга. Именно потребительский подход зачастую лежит и в основе создания семьи. Такое отношение является проявлением легкомыслия, безответственности и полного инфантилизма. Но еще страшнее оказываются попытки быть ответственными за свою жизнь: пробные чувства, пробные браки, "ответственное" деторождение, предполагающее планирование семьи. Планировать рождаемость считается в настоящее время "хорошим тоном" и признаком социальной зрелости. При этом, планирование предполагает ограничение не только по времени рождения детей, но и по их количеству. "Нормальной" считается семья, имеющая одного, максимум двух, детей. Все остальные семьи - "сумасшедшие" или безответственные ("плодят нищету")"[1, с. 174].
Таким образом, многодетная (да даже и среднедетная, где 3 - 4 детей) российская семья в настоящее время является редкостью и в большинстве случае сталкивается с непониманием и неодобрением, а то и откровенным осуждением. Во все времена многочадие считалось благодатью, благословением Божиим, а бесчадие воспринималось как поношение, наказание за грехи. Причем такое отношение к деторождению бытовало во всех религиях, а не только в христианстве. Во всяком случае, можно с уверенностью утверждать, что ни в одной религии мира за всю историю человечества не одобрялось убийство детей во чреве матери и искусственное ограничение количества детей в семье.
Что же произошло? Почему многодетность стала восприниматься как явление отрицательное, и наоборот, планирование рождаемости в катастрофически неблагополучной с демографической точки зрения России всячески приветствуется обществом?
Отвечая на этот вопрос можно руководствоваться многими научными теориями и обоснованиями, к которым можно отнести: "Опыт закона о населении" священника Т. Мальтуса, науку евгенику, теорию "Золотого миллиарда" и т.д., но самое главное это то, что сегодня в самой России не созданы условия для улучшения демографической ситуации.
Сводить все проблемы многодетных семей только к экономическим проблемам бессмысленно. Да, сегодня очень дорого - рожать, кормить, одевать, учить: Практика других, высокоразвитых в экономическом отношении стран, показывает, однако, что уровень благосостояния мало влияет на рождаемость. Другими словами -мысль о том, что много денег означает много детей, неверна. Вероятно, более благоприятные экономические условия, реальная, а не только на бумаге, государственная поддержка семей с детьми, могли бы несколько изменить демографическую ситуацию в лучшую сторону.
Результаты ряда социологических исследований российских ученых показали, что благополучные многодетные семьи больше нуждаются в психологической поддержке и одобрении со стороны общества. Нужно говорить людям правду - о том, что именно в сознательно многодетной семье формируется личность, подготовленная к адекватному функционированию в обществе, выполнению супружеских и родительских ролей. В психологическом плане оптимальной считается малая группа из 5-7 человек, что можно отнести и к семье [1, с. 175].
Малодетная семья не является удовлетворительной ни с социально-демографических, ни с экономических, ни с психологических позиций. В настоящее время приоритетной для России считается семья с 3-4 детьми, в которой родители женаты первым браком (жаль только, что такие семьи до сих пор не ощущают особой заботы о себе со стороны государства). С экономической точки зрения, старение нации ведет к тому, что увеличивается иждивенческая нагрузка на каждого работающего. А если каждый работающий должен будет содержать двух пенсионеров, можно ли говорить об обеспеченной старости?
Кроме того, обстановка многодетной семьи наиболее благоприятна для воспитания в детях таких качеств, как ответственность, самостоятельность, доброта, чуткость, внимательность, умение ладить с другими людьми, умение уступать и делиться, делегировать полномочия, распределять обязанности, командовать и подчиняться и т. д. "Только семья из 6 человек, где есть 2 сына и 2 дочери, является комплектной, т. е. имеется полный набор ролей: муж, жена, отец, мать, сыновья, дочери, сын, дочь, братья, сестры, брат, сестра". В этом случае дети учатся понимать своих сверстников, наблюдая друг друга в обычной домашней обстановке, они учатся разбираться в тонкостях поведения и нюансах психологии противоположного пола. Это, несомненно, бесценный опыт, который пригодится им в будущем, в их собственной семейной жизни. Может быть, именно из-за отсутствия подобного опыта так много семей распадается сейчас по причине "несходства характеров"? Что же касается проблемы физических сил при воспитании большого числа детей, то многодетные родители утверждают, что с младшими детьми становится легче, поскольку появляется опыт, да и старшие дети подрастают и становятся помощниками.
Есть еще одна существенная деталь, особенно важная в наше непростое время - большая инерция многодетной семьи. В такой семье возникает значительно большее, чем в малодетной, количество связей между родными, расширяется круг обязанностей каждого ее члена, что не позволяет ребенку так просто уйти в свои проблемы, сбежать на улицу, попав под ее влияние.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать ввод о том, что именно многодетная семья и есть идеал первой школы христианской любви и жертвенности для любого человека и существование России как сильного государства немыслимо без многочисленного народа, крепкой семьи и счастливого детства.
В заключение хочется привести слова одной многодетной мамы: "Представьте, что Вы просыпаетесь рано утром, а ваш ребенок, еще теплый и мягкий после сна, обнимает Вас своими пухленькими ручонками, целует, прижимается к Вам, и всячески радуется тому, что Вы у него есть. Представили? А теперь умножьте эту радость на количество Ваших детей!" [1, с. 176].
Литература
- Стукова Н.М. Многодетная семья в аспекте православия: Вызовы времени и православные традиции. Материалы XV духовно-исторических чтений. Томск, 2005.
- Артуро Каттанео Брак: дар и служение Рига, 2001.
- interfax-religon.