"Научное познание": урок обществознания в 10-м классе

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

Обучающие:

  • сформировать представление о роли науки в современном мире;
  • раскрыть особенности научного знания, отличие его от других видов знания;
  • сформировать представление об основных формах и методах научного познания.

Развивающие:

  • сформировать некоторые умения проводить научное исследование;
  • формировать познавательные умения (формулировать проблему, выдвигать гипотезу, делать выводы, задавать вопросы, применять знания, планировать деятельность.)
  • формировать коммуникативную, информационную, социокультурную компетенции.

Воспитывающие:

  • воспитывать интерес и положительное отношение к научной деятельности гордость за достижения отечественной и мировой науки;
  • возбуждать готовность и интерес к самостоятельному решению поставленных задач.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  • Человек и общество: Учебник для учащихся 10-го класса общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н.Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2006.
  • Касьянов В.А. Физика. 10 класс: Учеб. Для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2006.
  • Компьютер и медиапроектор.

ХОД УРОКА

Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационно-технологический Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Организация внимания учащихся.

Учащиеся успокаиваются, готовятся к работе на уроке.
Актуализация прежних знаний На последнем уроке мы начали изучение темы “Познавательная деятельность”. Давайте вспомним основные понятия этой темы.

Блиц-опрос:

- Какие формы познания существуют?

- Какие из перечисленных понятий относятся к рациональному, а какие к чувственному познанию: ощущение, суждение, понятие, умозаключение, восприятие

- Что из ниже перечисленного относится к процессу познания, а что к его результатам: чувственное познание, образы людей и предметов, понятие, знания о мире, абстрагирование, конкретизация

- Как связаны между собой познающий человек (субъект) и изучаемый предмет (объект) в процессе познания?

- Что влияет на результат познания?

Учащиеся отвечают на вопросы по цепочке, идет процесс актуализации знаний. Происходит психологическая подготовка учеников к уроку.
Изучение нового материала

 

 

Организация учебной игры

 

 

2 урок. Продолжение изучения нового материала.

Рефлексия (Слайд № 13)

Домашнее задание

Учитель сообщает тему урока, (Слайд № 1) цели и план работы: (Слайд № 2)

1.Что отличает научное знание от других видов знания? Простое и сложное в науке.

2 Методы научного познания.

3.Роль науки в современном мире.

1. Что отличает научное знание от других видов знания? Простое и сложное в науке.

Рассмотрение критериев научного знания начинается с задания на сравнение нескольких утверждений. Школьникам предлагается выбрать из них то, которое является научной истиной:

У каждого человека есть своя аура.

Каждый человек стремится к материальному достатку.

У каждого человека есть свой ангел-хранитель.

Каждый человек обладает определенным набором генов – носителей наследственности. [2]

Учитель обобщает полученные ответы , делает вывод, предлагает записать его в тетрадь: наука имеет дело только с теми предметами, явлениями или свойствами, которые являются реально существующими фактами (их можно проверить). [2] (Слайд № 3)

Научное знание в отличие от любого другого, подвергается постоянной проверке. Каждая научная теория должна быть открыта рациональной критике и коррекции новыми открытиями, попыткам ее опровержения. В противном случае теория, даже если она первоначально строилась на прочном фундаменте фактов, превращается в застывшую догму и тормозит развитие науки и общества в целом.

В завершение рассмотрения этого вопроса школьникам предлагается сопоставить на основе выявленных критериев две близкие области знания: астрономию и астрологию.

Отличительный признак научного познания состоит в том, что оно основано на проверенных доказательствах. (Под доказательством имеем в виду конкретные результаты наблюдений, которые другие наблюдатели имеют возможность видеть, взвесить, измерить и т.п.)

Для рассмотрения вопроса о простом и сложном в науке учитель организует обсуждение, предложив школьникам высказать свое мнение о самом простом и самом сложном учебном предмете, излагающем основы наук. (Слайд № 15)

2. Методы научного познания. (Слад № 4 )

Методом получения научного знания выступает научное исследование – процесс научного изучения какого-либо объекта с целью выявления его закономерностей . Исследование опирается на специально сконструированные инструменты и методы.

- Какие инструменты, специально сконструированные для научных исследований, вы знаете? (Слайд № 5 )

Исследование включает применение частных методов ( характерных для отдельных наук) и общих научных методов (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза и др.). (Слайд № 6 )

После знакомства с методами научного исследования школьникам предлагается конкретизировать полученные знания, обратившись к статье из учебника физики (Касьянов В.А.Физика. 10 кл.: Учеб.для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2003. § 3: Эксперимент. Закон. Теория., с.6)

Учитель организует беседу по следующим вопросам: (Слайд № 7 )

Какие способы и методы научного исследования упомянуты в этом параграфе?

Почему эксперимент является критерием правильности научной теории?

Два уровня научного исследования. Учитель сопровождает рассказ анализом схемы. (Слайд № 8)

Эмпирический – от греческого empeiria – опыт. Нахождение новых фактов, обобщение, поиск тенденций происхождения процессов.

Теоретический – формулирование закономерностей, создание теорий, формирование научной картины мира.

Учащиеся знакомятся с алгоритмом поведения исследователя: (Слайд № 9)

На эмпирическом уровне путем чувственного опыта осуществляется поиск новых фактов, явлений изучаемого процесса

Исследователь перед началом работы ставит цель и задачи предстоящей деятельности.

Осуществляется анализ литературы по теме.

Формулируются исходные гипотезы.

Организуется и проводится эксперимент.

Анализируются и обобщаются полученные данные.

Проверяются исходные гипотезы на основе полученных фактов.

Делаются выводы исследования, формулируются новые закономерности.

Внедрение. [4]

Каждому уровню исследования соответствуют определенные методы.

(Слайд № 10)

Учитель предлагает учащимся представить себя учеными и провести мини исследование. [4] Для этого класс делится на 4 группы, каждая из которых получает тему научной работы:

1 группа.

Исследовать роль шпаргалок в учебном процессе. Сделать выводы.

2 группа.

Исследовать проблему того, как люди выбирают профессию.

3 группа.

Исследовать тему “Взрослые и дети”. Почему возникают конфликты поколений?

4 группа.

Исследовать роль отметок в учебной деятельности школьников.

Учащиеся по возможности должны пройти все этапы научной работы: поставить цель и определить задачи, сформулировать гипотезу и организовать эксперимент или полевое исследование, проанализировать и обобщить полученные данные, сделать выводы и сформулировать выявленные закономерности. Полевое исследование или эксперимент проводятся во время перемены между уроками, если в расписании предусмотрена пара уроков, или выносится на домашнее задание.

Второй урок начинается с обсуждения полученных результатов, проверяются гипотезы, делаются выводы.

Организуется обсуждение по проделанной работе. Представители групп докладывают о результатах ,разъясняя основные этапы исследования. Представители других групп задают вопросы.

Игра завершается анализом выполненного задания.

3. Роль науки в современном мире. (Слайд № 11)

Последний вопрос плана не предполагает подробного освещения многообразных функций науки в современном мире. Учитель заостряет внимание учащихся на нынешнем противоречивом отношении к науке и научному знанию. С одной стороны, по-прежнему значительны и впечатляющи научные достижения. В то же время в обществе усиливается критика не столько науки, сколько последствий применения ее результатов.

Учащимся для анализа предлагается задание. Необходимо определить положительные и отрицательные последствия использования научного достижения.

В 1997 году мир обошла научная сенсация: английские ученые смогли получить овцу – точную копию генетической матери, обойдя половой процесс и связанную с ним роль случая в наследовании признаков. У родившейся овцы Долли – белая морда финско-дорсетской породы (от генетической матери), хотя она была выношена черномордой шотландской яркой. (Слайд № 12)

При обсуждении задания отмечается, что огромные позитивные возможности, в первую очередь для животноводства и биотехнологий , очевидны: размножение элитных животных, защита скота от генетических и инфекционных заболеваний.

Вместе с тем, ряд ученых считает, что попытки перехода к широкому использованию клонирования, т.е. создания генетического близнеца, и особенно перенос этой практики на людей, чреваты непредсказуемыми последствиями и могут таить многие опасности. Некоторые, к примеру, утверждают, что стремление отдельных людей создать свои точные копии может стать источником серьезных социальных проблем.

На этом же примере учитель показывает, сколь трудоемок процесс научного поиска. Нужно обладать не только современным оборудованием, прекрасной профессиональной подготовкой, но и немалым упорством и верой в успех, чтобы добиться поставленных целей.

В конце урока подводятся итоги. Познание играет важную роль в человеческой жизни, давая возможность узнавать новое о мире. Методом научного познания выступает научное исследование. Процесс научного исследования никогда не заканчивается и требует творчества и воображения.

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Что удалось, что – нет

- Сформулируйте свое мнение об уроке.

§ 10, выполнить задания к параграфу

По желанию: написать эссе на тему высказывания В.О.Ключевского, стр. 113. (Слайд № 14)

Учащиеся записывают тему и план в тетради.

Учащиеся выбирают утверждение и обосновывают свой выбор. В результате обсуждения приходят к выводу о том, что важнейшим признаком научного знания является соотнесение понятия с опытом.

Делают записи.

 

 

 

 

Учащиеся приводят доказательства ненаучности астрологии, доказывают, что астрономия является наукой, используя выявленные критерии.

 

Десятиклассники высказывают свое мнение.

 

 

Приходят к выводу о том, что представление о простом и сложном, в данном случае, всего лишь наше субъективное восприятие той или иной области знания.

 

Приводят примеры.

Записывают в тетради.

 

Ученики называют: эксперимент, наблюдение, применение известных теорий, выдвижение предположений, математические расчеты и т.д.

 

 

Заносят схему в тетрадь, усваивают изучаемый материал.

На данном этапе урока идет процесс формирования творческого мышления и других составляющих интеллектуаль-ной сферы, самостоятельное усвоение учащимися новых знаний и способов действий, стимулирование появления у них новых способов действий, которым их заранее не обучали; формирование мотивационной, эмоциональной, волевой сфер.

Во время перемены учащиеся проводят опрос различных групп респондентов по теме исследования.

Школьники учатся правилам научного доклада, ведения дискуссии, формируется коммуникатив-ная компетенция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принимают участие в обсуждении, учатся вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Идет процесс осмысления значения науки в современном мире, ответственности ученых за свою деятельность.

Учащиеся дают оценку своей работе, уроку в целом.

Список литературы

  1. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учебник для студентов высших учебных заведений.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
  2. Методические рекомендации по курсу “Человек и общество”. В 2 ч. Ч. 1. 10 кл./ Л.Н.Боголюбов. Л.Ф.Иванова и др.; Под ред. Л.Н.Боголюбова.- М.: Просвещение, 2000.
  3. Обществознание. 10-й класс: Поурочные планы (по учебнику А.И.Кравченко)/ Автор-составитель Н.С.Кочетов.- Волгоград: Учитель, 2003
  4. Певцова Е.А. Обществознание. 10–11-й классы: Книга для учителя.- М.: ТИД “Русское слово-РС”, 2001.
  5. Человек и общество: Учеб. Пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н.Боголюбова.- М.: Просвещение, 2001.

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7, Приложение 8,

Приложение 9, Приложение 10, Приложение 11, Приложение 12, Приложение 13, Приложение 14, Приложение 15