Неделя истории "Путешествие с богиней Клио"

Разделы: История и обществознание


Цели проекта.

Образовательные

  • Создать условия для расширения знаний учащихся по изучаемым на уроках истории, истории СПб, обществознания темам, а также получения дополнительных знаний по истории СПБ, истории Рыбацкого, истории быта жителей северо-западного региона.

Воспитательные

  • Создать условия для воспитания гармоничной личности, заинтересованной в самостоятельном получении знаний, их активном использовании и применении.
  • Создать условия для воспитания толерантности, уважения другого мнения.
  • Создать условия для повышения самооценки.

Развивающие

  • Применяя межпредметные связи, создать условия для формирования и развития самостоятельности в получении, использовании и применении полученных знаний.
  • Показать пути и способы их самостоятельного получения и применения. Развивать коммуникативные навыки, формировать активную жизненную позицию. Создать условия для проявления и расширения творческого потенциала.

Описание проекта.

Тема и программа недели обсуждается на методобъединении заранее, распределяется ответственность за работу в параллелях, уточняется нагрузка на классы, группы и отдельных учеников. На следующем этапе составляется график работы на неделе, начинается реклама возможного участия в неделе. За два дня оформляются тематические стенды, план недели.

Каждый день проекта посвящается какой-либо форме деятельности. Последний день – подведение итогов.

Расписание мероприятий.

Таблица показывает, до какой степени важно распределить ответственность, прописать все мероприятия, точно указать время и место. Таблица вывешивается на стенд для учителей. Для учеников готовятся пригласительные с графиком мероприятий для их параллели, которые анонсируются и вручаются в каждом классе ученицами в костюме богини Клио.

День недели, число Мероприятие Участники Место Время Ответственный
  1. Лекция “Дом Мурузи”.

2. Презентация мероприятий недели истории.

       
  1. Районная игра “История России на карте СПб”.        
  1. Оформление стендов:

- Программа недели.

- Незабываемые встречи с Клио (фотовыставка путешествий)

- Вещи рассказывают (даты изобретения бытовых вещей)

       
  1. Конкурс презентаций “Встречи с Клио”.

2. Пешеходная экскурсия по Рыбацкому.

3. Оформление Музея “Вещи рассказывают”.

4. “Лоцман богини Клио”.

5. Газета “Бал в Елагином”.

       
  1. Работает Музей “ Вещи рассказывают”.

2. Игра по станциям “Путешествие по СПб”.

3. Конкурс юных экскурсоводов-исследователей.

4. Конференция “Глобальные проблемы современности”, м/м.

5. Сворачивание музея.

       
  1. “Великие географические открытия”, м/м игра.

2. “Охранная грамота семьи и детства” - мастерская юного исследователя-социолога.

3. “Люблю тебя, Петра творенье”, игра

       
  1. “Историческое путешествие по странам и континентам”, м/м

2. Семинар “Свой мир мы строим сами”

3. “Что? Где? Когда?”, игра

4. Конкурсы на большой перемене:

- Давным-давно. Почему так названы?

- Совет государственному человеку.

- А помнишь?

5. Подведение итогов III Всероссийского фестиваля детских музейных программ “Детские дни в Петербурге”.

6. Подведение итогов конкурса рисунков – социальная реклама, оформление выставки.

7. Газета “Охранная грамота семьи и детства”.

       
  Отчетная конференция.        
  Оформление выставки рисунков.        
  Подведение итогов, анализ удач и просчетов.        

Кадр-план отчетной презентации основных дней недели

В гиперссылках на отчетной конференции был представлен видеоматериал о мероприятиях недели.

Концепции мероприятий

  1. Конкурс презентаций “Встречи с Клио”.
  2. Конкурс направлен на привлечение учащихся к расширению своих познавательных возможностей с помощью современных средств получения информации. Главная цель – повышение заинтересованности к изучению истории, углубление знаний и представлений по изучаемым темам, по темам, которые интересуют детей, развитие элементов исследовательских навыков, умения применять на практике свои знания и умения. Презентации готовятся дома и представляются на конкурс в м/м варианте на диске, флеш или другом носителе, отсматриваются и оцениваются. Тема ограничивается предметами цикла, межпредметными связями. Оцениваются качество построения, отбор материала, заинтересованность, нестандартный подход.

  3. Пешеходная экскурсия по Рыбацкому.
  4. Экскурсия направлена на расширение знаний учащихся 5–7-х классов о том месте, где они живут и учатся, а также развитие речи учащихся, коммуникативных и компетентностных навыков. Проводят экскурсию заранее подготовленные учащиеся 7-х классов. Маршрут включает 6 наиболее важных с историко-краеведческой точки зрения объектов, охватывающих два века истории Рыбацкого.

  5. Музей “Вещи рассказывают”.
  6. Музей создается на один день в кабинете истории из вещей, собранных учителями и детьми. Вещи группируются по нескольким темам – “залам”: “За три моря”, “ В гостях у бабушки”, “ Кабинет делового человека”, “Никто не забыт”, “ Книжная лавка”, “Мир детства”, “Далекие восьмидесятые”. Подготовленная экскурсия проводится для учащихся младших классов по графику, составленному завучем начальной школы, в урочное время. На переменах в музей приглашаются все желающие. Главная цель – познакомить детей с миром их бабушек и дедушек, а также их родителей, показать ценность окружающих их вещей, объяснить, что все, созданное руками людей, имеет свою ценность и может очень многое рассказать о прошлом. Воспитательная задача – показать детям, что нельзя забывать людей, построивших мир, в котором они живут, своим нелегким трудом, что надо беречь и сохранять все, что они имеют.

  7. Мастер-класс юных экскурсоводов – исследователей.
  8. Мероприятие проводится в “музее” в послеурочное время. Желающие собираются к назначенному времени. Для них проводится показ презентации “Вспомогательные исторические дисциплины на службе истории”. После этого проводится инструктаж, выбор объекта для описания, выдается и объясняется инструкция. Ученики должны описать выбранный объект и рассказать о нем всем остальным. По окончанию руководители выбирают наиболее правильное, интересное, оригинальное описание, подводят итоги. Задача – развитие основ исследовательских навыков - научить детей смотреть на вещи с разных сторон, показать новый путь получения знаний; развитие компетентстного подхода, коммуникативных навыков.

  9. “Лоцман богини Клио”.
  10. Конкурс проводится в библиотеке на переменах в течение нескольких дней. Участники должны найти в энциклопедиях ответы на подготовленные для них вопросы и выписать их. Цель – научить основам работы с энциклопедиями, привлечь внимание ребят к книге, как источнику знаний, и библиотеке, месту хранения этих источников; расширить знания и познавательные способности учащихся.

  11. “Путешествие по Санкт-Петербургу”, игра по станциям для 4-х классов.
  12. Проводится учениками 9-х классов в учебное время. Классы делятся на две команды (всего 4 команды), двигаются по обозначенному в путевом листке пути по четырем станциям, выполняя предложенные там задания. Цель – заинтересовать детей историей СПБ, города, в котором они живут, расширить их знания и представления о городе, показать значимость памятников СПб для мировой истории, обратить внимание на необходимость бережного отношения к историческому наследию. Для старшеклассников – развитие коммуникативных навыков и компетентностного подхода.

  13. “Глобальные проблемы современности”, конференция для 11-х классов.
  14. Для подготовки конференции подбирается соответствующий выбранным темам материал, готовится м/м сопровождение, устное представление темы. После выступления докладчика проводится дискуссия по проблеме. Цель – формирование гражданской позиции, углубление представлений учащихся о проблемах современности, развитие аналитических способностей, умения представлять и защищать свою точку зрения, подготовка к устному экзамену по обществознанию.

  15. “Великие географические открытия”, игра с м/м сопровождением для 7-х классов.
  16. Игра проводится после уроков в кабинете истории, аппаратура устанавливается и проверяется заранее. Также используется карта “Великие географические открытия”, макет каравеллы. В жюри работают учащиеся старших классов, можно привлечь выпускников, студентов исторического ф-та.

    Для подготовки к игре команды заранее получают домашнее задание – подготовить представление команды, рассказ об одном из путешественников (по жребию). Остальные задания выполняются без предварительной подготовки. Цель – расширить знания и представления учащихся по изученной теме, привлечь к более глубокому знакомству с эпохой, учить применять свои знания на практике, создать условия для развития коммуникативных навыков.

  17. “Охранная грамота семьи и детства”, мастерская юного исследователя-социолога.
  18. Занятие с группой учащихся, направленное на формирование гражданской позиции, исследовательских навыков, создание проекта - газеты. Дальнейшая работа над проектом рассчитана на несколько месяцев. Результатом должна стать исследовательская работа для представления на конкурсы разного уровня.

  19. “Люблю тебя, Петра творенье”, командная игра для 8-го класса.
  20. Игра подготовлена и проводится в библиотеке ее работниками. Цель – воспитание любви к родному городу, расширение знаний о нем, формирование коммуникативных навыков, привлечение внимания к библиотеке как источнику знаний.

  21. “Историческое путешествие по странам и континентам”.
  22. Проект – рассказ с м/м сопровождением о различных странах, интересных страницах их истории, необычных традициях, подготовленный учащимися 8-го класса. Проводится после уроков в конференц-зале. Приглашаются учащиеся 6-7-х классов. Цель – развитие познавательных возможностей, коммуникативных и компетентостных навыков, расширение знаний и представлений по теме, воспитание толерантности.

  23. “Свой мир мы строим сами”, семинар для 10-х классов.
  24. Семинар проводится на занятиях профильной подготовки. На нем обсуждаются материалы по заранее выбранным темам, способы их расширения, осознания, анализа и синтеза с целью обучения основам исследовательской деятельности, умению грамотного оформления информации, корректного использования, развития творческих способностей, компетентности, воспитания гражданственности, толерантности.

  25. “Что? Где? Когда?”, игра для 9-10-х классов.
  26. Команды из 3-х человек представляют класс или группу учащихся. Им предлагаются вопросы из базы данных телевизионной передачи. На обсуждение дается 1 минута. После сдачи ответов дается правильный ответ. Во время игры ведется протокол ответов. Ведущий зачитывает вопрос, ассистент (лучше, если это будет ученик, знакомый с игрой на практике - Федорова Т.) следит за временем, собирает ответы, ведет протокол. Цель – активизация знаний учащихся, расширение познавательных интересов, развитие абстрактного мышления, коммуникативных навыков.

  27. Конкурсы на большой перемене, предназначены для всех желающих.
  28. Готовятся учащимися 10-х классов. Могут быть абсолютно разными, в зависимости от интересов ребят. Проводятся на одной или нескольких переменах в рекреации. За выставленные из класса парты с табличками-названиями садятся ребята, подготовившие викторину, и предлагают всем желающим ответить на вопросы. Цель – расширение знаний и умений всех участников, развитие компетентности, коммуникативных навыков.

  29. Отчетная конференция.

Приглашаются наиболее активные участники недели истории для подведения итогов, награждения победителей. Стиль конференции – празднично – деловой. Начинается мероприятие со стихов, посвященных богине Клио, и музыкального фрагмента с м/м презентацией (исторические картины). После этого выходит “богиня” Клио (костюм, свиток) и предлагает (в стихах) подвести итоги большого путешествия по истории. После торжественного вступления идет презентация мероприятий каждого дня с награждением победителей. В конце проводится рефлексия. Цель мероприятия – приветствовать детей, проявивших себя на неделе, показать им, что интеллектуальный труд имеет большое значение в жизни человека, позволят ему проявить себя в разных сферах, создает условия для успешности в жизни.