Цели проекта.
Образовательные
- Создать условия для расширения знаний учащихся по изучаемым на уроках истории, истории СПб, обществознания темам, а также получения дополнительных знаний по истории СПБ, истории Рыбацкого, истории быта жителей северо-западного региона.
Воспитательные
- Создать условия для воспитания гармоничной личности, заинтересованной в самостоятельном получении знаний, их активном использовании и применении.
- Создать условия для воспитания толерантности, уважения другого мнения.
- Создать условия для повышения самооценки.
Развивающие
- Применяя межпредметные связи, создать условия для формирования и развития самостоятельности в получении, использовании и применении полученных знаний.
- Показать пути и способы их самостоятельного получения и применения. Развивать коммуникативные навыки, формировать активную жизненную позицию. Создать условия для проявления и расширения творческого потенциала.
Описание проекта.
Тема и программа недели обсуждается на методобъединении заранее, распределяется ответственность за работу в параллелях, уточняется нагрузка на классы, группы и отдельных учеников. На следующем этапе составляется график работы на неделе, начинается реклама возможного участия в неделе. За два дня оформляются тематические стенды, план недели.
Каждый день проекта посвящается какой-либо форме деятельности. Последний день – подведение итогов.
Расписание мероприятий.
Таблица показывает, до какой степени важно распределить ответственность, прописать все мероприятия, точно указать время и место. Таблица вывешивается на стенд для учителей. Для учеников готовятся пригласительные с графиком мероприятий для их параллели, которые анонсируются и вручаются в каждом классе ученицами в костюме богини Клио.
День недели, число | Мероприятие | Участники | Место | Время | Ответственный |
1. Лекция “Дом Мурузи”. 2. Презентация мероприятий недели истории. |
|||||
1. Районная игра “История России на карте СПб”. | |||||
1. Оформление стендов: - Программа недели. - Незабываемые встречи с Клио (фотовыставка путешествий) - Вещи рассказывают (даты изобретения бытовых вещей) |
|||||
1. Конкурс презентаций “Встречи
с Клио”. 2. Пешеходная экскурсия по Рыбацкому. 3. Оформление Музея “Вещи рассказывают”. 4. “Лоцман богини Клио”. 5. Газета “Бал в Елагином”. |
|||||
1. Работает Музей “ Вещи
рассказывают”. 2. Игра по станциям “Путешествие по СПб”. 3. Конкурс юных экскурсоводов-исследователей. 4. Конференция “Глобальные проблемы современности”, м/м. 5. Сворачивание музея. |
|||||
1. “Великие географические
открытия”, м/м игра. 2. “Охранная грамота семьи и детства” - мастерская юного исследователя-социолога. 3. “Люблю тебя, Петра творенье”, игра |
|||||
1. “Историческое путешествие по
странам и континентам”, м/м 2. Семинар “Свой мир мы строим сами” 3. “Что? Где? Когда?”, игра 4. Конкурсы на большой перемене: - Давным-давно. Почему так названы? - Совет государственному человеку. - А помнишь? 5. Подведение итогов III Всероссийского фестиваля детских музейных программ “Детские дни в Петербурге”. 6. Подведение итогов конкурса рисунков – социальная реклама, оформление выставки. 7. Газета “Охранная грамота семьи и детства”. |
|||||
Отчетная конференция. | |||||
Оформление выставки рисунков. | |||||
Подведение итогов, анализ удач и просчетов. |
В гиперссылках на отчетной конференции был представлен видеоматериал о мероприятиях недели.
Концепции мероприятий- Конкурс презентаций “Встречи с Клио”.
- Пешеходная экскурсия по Рыбацкому.
- Музей “Вещи рассказывают”.
- Мастер-класс юных экскурсоводов – исследователей.
- “Лоцман богини Клио”.
- “Путешествие по Санкт-Петербургу”, игра по станциям для 4-х классов.
- “Глобальные проблемы современности”, конференция для 11-х классов.
- “Великие географические открытия”, игра с м/м сопровождением для 7-х классов.
- “Охранная грамота семьи и детства”, мастерская юного исследователя-социолога.
- “Люблю тебя, Петра творенье”, командная игра для 8-го класса.
- “Историческое путешествие по странам и континентам”.
- “Свой мир мы строим сами”, семинар для 10-х классов.
- “Что? Где? Когда?”, игра для 9-10-х классов.
- Конкурсы на большой перемене, предназначены для всех желающих.
- Отчетная конференция.
Конкурс направлен на привлечение учащихся к расширению своих познавательных возможностей с помощью современных средств получения информации. Главная цель – повышение заинтересованности к изучению истории, углубление знаний и представлений по изучаемым темам, по темам, которые интересуют детей, развитие элементов исследовательских навыков, умения применять на практике свои знания и умения. Презентации готовятся дома и представляются на конкурс в м/м варианте на диске, флеш или другом носителе, отсматриваются и оцениваются. Тема ограничивается предметами цикла, межпредметными связями. Оцениваются качество построения, отбор материала, заинтересованность, нестандартный подход.
Экскурсия направлена на расширение знаний учащихся 5–7-х классов о том месте, где они живут и учатся, а также развитие речи учащихся, коммуникативных и компетентностных навыков. Проводят экскурсию заранее подготовленные учащиеся 7-х классов. Маршрут включает 6 наиболее важных с историко-краеведческой точки зрения объектов, охватывающих два века истории Рыбацкого.
Музей создается на один день в кабинете истории из вещей, собранных учителями и детьми. Вещи группируются по нескольким темам – “залам”: “За три моря”, “ В гостях у бабушки”, “ Кабинет делового человека”, “Никто не забыт”, “ Книжная лавка”, “Мир детства”, “Далекие восьмидесятые”. Подготовленная экскурсия проводится для учащихся младших классов по графику, составленному завучем начальной школы, в урочное время. На переменах в музей приглашаются все желающие. Главная цель – познакомить детей с миром их бабушек и дедушек, а также их родителей, показать ценность окружающих их вещей, объяснить, что все, созданное руками людей, имеет свою ценность и может очень многое рассказать о прошлом. Воспитательная задача – показать детям, что нельзя забывать людей, построивших мир, в котором они живут, своим нелегким трудом, что надо беречь и сохранять все, что они имеют.
Мероприятие проводится в “музее” в послеурочное время. Желающие собираются к назначенному времени. Для них проводится показ презентации “Вспомогательные исторические дисциплины на службе истории”. После этого проводится инструктаж, выбор объекта для описания, выдается и объясняется инструкция. Ученики должны описать выбранный объект и рассказать о нем всем остальным. По окончанию руководители выбирают наиболее правильное, интересное, оригинальное описание, подводят итоги. Задача – развитие основ исследовательских навыков - научить детей смотреть на вещи с разных сторон, показать новый путь получения знаний; развитие компетентстного подхода, коммуникативных навыков.
Конкурс проводится в библиотеке на переменах в течение нескольких дней. Участники должны найти в энциклопедиях ответы на подготовленные для них вопросы и выписать их. Цель – научить основам работы с энциклопедиями, привлечь внимание ребят к книге, как источнику знаний, и библиотеке, месту хранения этих источников; расширить знания и познавательные способности учащихся.
Проводится учениками 9-х классов в учебное время. Классы делятся на две команды (всего 4 команды), двигаются по обозначенному в путевом листке пути по четырем станциям, выполняя предложенные там задания. Цель – заинтересовать детей историей СПБ, города, в котором они живут, расширить их знания и представления о городе, показать значимость памятников СПб для мировой истории, обратить внимание на необходимость бережного отношения к историческому наследию. Для старшеклассников – развитие коммуникативных навыков и компетентностного подхода.
Для подготовки конференции подбирается соответствующий выбранным темам материал, готовится м/м сопровождение, устное представление темы. После выступления докладчика проводится дискуссия по проблеме. Цель – формирование гражданской позиции, углубление представлений учащихся о проблемах современности, развитие аналитических способностей, умения представлять и защищать свою точку зрения, подготовка к устному экзамену по обществознанию.
Игра проводится после уроков в кабинете истории, аппаратура устанавливается и проверяется заранее. Также используется карта “Великие географические открытия”, макет каравеллы. В жюри работают учащиеся старших классов, можно привлечь выпускников, студентов исторического ф-та.
Для подготовки к игре команды заранее получают домашнее задание – подготовить представление команды, рассказ об одном из путешественников (по жребию). Остальные задания выполняются без предварительной подготовки. Цель – расширить знания и представления учащихся по изученной теме, привлечь к более глубокому знакомству с эпохой, учить применять свои знания на практике, создать условия для развития коммуникативных навыков.
Занятие с группой учащихся, направленное на формирование гражданской позиции, исследовательских навыков, создание проекта - газеты. Дальнейшая работа над проектом рассчитана на несколько месяцев. Результатом должна стать исследовательская работа для представления на конкурсы разного уровня.
Игра подготовлена и проводится в библиотеке ее работниками. Цель – воспитание любви к родному городу, расширение знаний о нем, формирование коммуникативных навыков, привлечение внимания к библиотеке как источнику знаний.
Проект – рассказ с м/м сопровождением о различных странах, интересных страницах их истории, необычных традициях, подготовленный учащимися 8-го класса. Проводится после уроков в конференц-зале. Приглашаются учащиеся 6-7-х классов. Цель – развитие познавательных возможностей, коммуникативных и компетентостных навыков, расширение знаний и представлений по теме, воспитание толерантности.
Семинар проводится на занятиях профильной подготовки. На нем обсуждаются материалы по заранее выбранным темам, способы их расширения, осознания, анализа и синтеза с целью обучения основам исследовательской деятельности, умению грамотного оформления информации, корректного использования, развития творческих способностей, компетентности, воспитания гражданственности, толерантности.
Команды из 3-х человек представляют класс или группу учащихся. Им предлагаются вопросы из базы данных телевизионной передачи. На обсуждение дается 1 минута. После сдачи ответов дается правильный ответ. Во время игры ведется протокол ответов. Ведущий зачитывает вопрос, ассистент (лучше, если это будет ученик, знакомый с игрой на практике - Федорова Т.) следит за временем, собирает ответы, ведет протокол. Цель – активизация знаний учащихся, расширение познавательных интересов, развитие абстрактного мышления, коммуникативных навыков.
Готовятся учащимися 10-х классов. Могут быть абсолютно разными, в зависимости от интересов ребят. Проводятся на одной или нескольких переменах в рекреации. За выставленные из класса парты с табличками-названиями садятся ребята, подготовившие викторину, и предлагают всем желающим ответить на вопросы. Цель – расширение знаний и умений всех участников, развитие компетентности, коммуникативных навыков.
Приглашаются наиболее активные участники недели истории для подведения итогов, награждения победителей. Стиль конференции – празднично – деловой. Начинается мероприятие со стихов, посвященных богине Клио, и музыкального фрагмента с м/м презентацией (исторические картины). После этого выходит “богиня” Клио (костюм, свиток) и предлагает (в стихах) подвести итоги большого путешествия по истории. После торжественного вступления идет презентация мероприятий каждого дня с награждением победителей. В конце проводится рефлексия. Цель мероприятия – приветствовать детей, проявивших себя на неделе, показать им, что интеллектуальный труд имеет большое значение в жизни человека, позволят ему проявить себя в разных сферах, создает условия для успешности в жизни.