Цели урока:
- обеспечить усвоение знаний о звуковых волнах, ультразвуке и инфразвуке;
- развивать у учащихся умение самостоятельно применять знания, осуществлять их перенос в новые условия;
- продолжать формировать умение наблюдать, сравнивать и анализировать, рассуждать и делать выводы;
- развивать познавательный интерес к предмету.
Оборудование урока: АРМ учителя, презентация к уроку (приложение 1).
Подготовка к уроку: При подготовке к уроку детям заранее предлагается найти интересные вопросы по теме, дать к ним ответы. Работа ведётся по учебнику, сборнику задач, использованием дополнительной литературы. Сообщается детям, что самые интересные вопросы будут включены в игру. Дети при подготовке могут выбрать одну или несколько категорий. Категории определены условно, по названиям параграфов.
Структура урока:
Этапы урока | Дидактическая задача |
1. Организационный этап (1 мин.) | Подготовка учащихся к работе на занятии, настрой учащихся на деловой ритм. |
2. Подготовка к основному этапу занятия (1 мин.) | Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. |
3. Основной этап - работа над
качественными вопросами (40 мин):
|
|
4. Подведение итогов занятия. (2 мин.) | Анализ и оценку успешности
достижения цели и наметить перспективу
последующей работы. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. |
5. Рефлексия. Информация о домашнем задании. (1 мин.) | Усвоение принципов
сотрудничества. Открытость учащихся в
осмыслении своих действий и самооценке. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. |
ХОД УРОКА
Организационный этап.
Приветствие, выявление отсутствующих.
Тема нашего урока: Самое интересное о звуке, инфразвуке и ультразвуке.
Задачи урока: Сегодня на уроке мы обобщим знания о звуковых волнах, ультразвуке и инфразвуке; рассмотрим примеры различных звуковых явлений; будем учиться формулировать чёткие ответы на качественные вопросы.
Слайд 1. Проводить занятие мы будем в форме игры (Щелчок)
Игра называется “Самое интересное о звуке, инфразвуке и ультразвуке”. Познакомимся с правилами игры (слайд 2).
- Порядок участия в первом туре определим по жребию. Участник имеет право выбрать категорию и номер вопроса по желанию. На ответ не более 15 секунд. Если ответа дать не можете или допущена ошибка, открываем правильный ответ и проводим самопроверку.
По окончании финального тура выявляется 3 призёра.
За каждый правильный ответ вы будете получать жетон, его “стоимость” 100 баллов. По окончании каждого тура подводим итог.
- Внимание на экран!
- Начинаем 1 тур!
Информация для учителя.
1 тур - слайды с 3 по 17.
Слайд 4 содержит название категории и номера вопросов.
На слайдах с 5 по 17 вопросы и ответы. Переход на слайды с 5 по 17 по гиперссылке на слайде с вопросом.
Звуковые волны.
Звук в различных средах.
- От чего зависит скорость звука в газах? (Скорость звука в газах зависит от температуры газа, от его рода, от плотности)
- Почему человек, стоящий на берегу реки, не слышит звуков, возникающих под водой? (При переходе из воды в воздух звук отражается на 99% в воду)
- Что спасает человека под водой от звуковой перегрузки? (При погружении в воду в его ушах остаются воздушные пробки)
Громкость и высота звука. Эхо.
- Почему после удара молоточком по камертону его звук постепенно становится всё тише и тише? (Когда колебания звучащего камертона затихают, вместе с амплитудой уменьшается и громкость звука)
- Чем определяется высота звука? (Высота звука определяется его частотой)
- Что такое эхо? (Эхо – это звуковые волны, отражённые от какого-либо препятствия и возвратившиеся к его источнику)
Инфразвук и ультразвук.
- Что такое инфразвук? (Инфразвук – это упругие волны с частотой меньше 16 Гц)
- Что такое ультразвук? (Ультразвук – упругие волны с частотой выше 20 кГц)
- Как с помощью гидролокатора можно определить глубину моря? (Источник ультразвука с корабля посылает импульс и получает отражённый сигнал)
Итог 1-го тура:
- Подводим итог 1 тура: лучшие знания в этом туре показали: (называются фамилии).
Информация для учителя.
2 тур - слайды с 18 по 32.
Слайд 19 содержит название категории и номера вопросов.
На слайдах с 20 по 32 вопросы и ответы. Переход на слайды с 20 по 32 по гиперссылке слайде с вопросом.
Звуковые волны.
Звук в различных средах.
- Почему человек, услышавший звук выстрела или свист пули может не волноваться, эта пуля его уже миновала? (Пуля обгоняет звук выстрела: начальная скорость 800м/с, через 800м скорость пули примерно равна скорости звук, т.е. около 340м/с)
- Как Леонардо да Винчи предлагал слушать подводные звуки? (Учёный предложил слушать подводные звуки, приложив ухо к веслу)
- Как объяснить выражение: “Нем, как рыба”? (Звуки из воды передаются очень слабо)
Громкость и высота звука. Эхо.
- Благодаря чему звук музыкальных инструментов (гитара, скрипка, балалайка) становится громче? (Благодаря корпусу (резонаторному ящику), через корпус с отверстием выходят звуковые волны)
- Что соответствует громкости в 1 сон? (Приглушённый разговор)
- Почему полёт шмеля сопровождается более низким звуком, чем полёт комара? (Шмель машет крылышками с меньшей частотой, чем комар)
- Из чего состоит музыкальный звук? (Основной тон – звук определённой частоты с примесью нескольких колебаний)
Инфразвук и ультразвук.
- Чем объясняется возбуждающее действие современной рок-музыки, насыщенной низкими частотами? (Резонансным влиянием низких частот на организм человека)
- Как медузы узнают о приближении шторма? (Медузы улавливают инфразвуковые волны, возникающие при шторме в результате взаимодействия потоков воздуха с гребнями морских волн заранее за 15 часов).
- Как используют ультразвуковые волны для отпугивания птиц? (У некоторых птиц ультразвук вызывает болевые ощущения)
- Как применяют ультразвук для дефектоскопии? (Трещины обнаруживают по отражению от них ультразвука)
Итог 2-го тура:
- Подводим итог 2 тура: лучшие знания в этом туре показали: (называются фамилии). Сильнейшие игроки вышли в финал. Они допускаются к третьему, финальному туру. В третьем туре категории уже не выделены, подсказок никаких нет.
- Итак, внимание! Начинаем 3 тур!
Информация для учителя.
3 тур - слайды с 33 по 47.
Слайд 34 содержит номера вопросов, но не содержит категории вопроса.
На слайдах с 35 по 47 вопросы и ответы. Переход на слайды с 35 по 47 по гиперссылке слайде с вопросом.
Вопросы 3 тура:
- Что является естественным резонатором певца? (Полость рта)
- Что является причиной звука появляющегося в начале считывания информации с СD – ROM? (Работа механизма, раскручивающего диск. Раскручивание сопровождается звуком низкой частоты)
- Что мы слышим, приложив раковину к уху? (Раковина усиливает обычные шумы в окружающей обстановке, не улавливаемые ухом человека. Этот звук напоминает шум моря)
- С помощью какого прибора врач получает информацию о состоянии больного по характеру звуков? (Фонендоскоп)
- Как осуществляется ультразвуковое видение предметов?(Ультразвуковые колебания превращаются в электрические, а затем в световые)
- Какое действие ультразвука используют при стерилизации молока, медицинских инструментов? (Ультразвук приводит к гибели микробов)
- Как с помощью листа бумаги усилить звук голоса? (Лист свернуть в виде воронки и использовать как рупор. Звук будет распространяться в одном направлении)
- Почему в лесу довольно трудно определить, откуда идёт звук? (Многократно отражаясь от деревьев, звуки мешают определить верное направление на предмет)
- Почему в глухом лесу, чтобы не потеряться, лучше свистеть, а не кричать? (В отличие от крика свист - это звук определённой частоты, он хорошо огибает препятствия, следовательно его можно услышать на большем расстоянии)
- Почему шум, создаваемый движущимся поездом, усиливается при входе поезда в туннель? (Звук усиливается в результате отражения от стен туннеля)
- Для чего открывают звучащий рояль? (Усиление звука происходит за счёт акустического резонанса)
- При полёте многие насекомые издают звук. Почему при полёте птиц звука не слышно? (Число колебаний крыльев меньше 16 раз в сек.)
Итог игры: в общем зачёте по числу баллов.
- На 3 месте ....
- На 2 месте ....
- И победителем игры становится ... (слайд 48).
- Ребята, игра закончилась, но выиграли её не только три человека. Выиграли все мы, т.к. узнали очень много нового и интересного. Надеюсь, вам захочется почитать дополнительную литературу, обратиться ещё раз к материалу учебника.
- К следующему уроку вы ещё раз прочитаете §§ 24–27 и проверите себя по вопросам после §§.
Многие, я думаю, поняли, что и на страницах учебника, и “за его страницами” любознательным ученикам открывается много тайн.
Литература:
- Громов С.В. Физика: Учебник для 8-го класса общеобразовательных. учреждений / С.В.Громов, Н.А. Родина. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2003. – 158 с.
- Марон А.Е. Сборник качественных задач по физике: для 7–9-х классов. общеобразовательных. учреждений / А.Е. Марон, Марон А.Е. - М.: Просвещение, 2006.
- В презентации использована графическая информация Интернет-ресурсов.