Урок-игра "Самое интересное о звуке, инфразвуке и ультразвуке"

Разделы: Физика


Цели урока:

  • обеспечить усвоение знаний о звуковых волнах, ультразвуке и инфразвуке;
  • развивать у учащихся умение самостоятельно применять знания, осуществлять их перенос в новые условия;
  • продолжать формировать умение наблюдать, сравнивать и анализировать, рассуждать и делать выводы;
  • развивать познавательный интерес к предмету.

Оборудование урока: АРМ учителя, презентация к уроку (приложение 1).

Подготовка к уроку: При подготовке к уроку детям заранее предлагается найти интересные вопросы по теме, дать к ним ответы. Работа ведётся по учебнику, сборнику задач, использованием дополнительной литературы. Сообщается детям, что самые интересные вопросы будут включены в игру. Дети при подготовке могут выбрать одну или несколько категорий. Категории определены условно, по названиям параграфов.

Структура урока:

Этапы урока Дидактическая задача
1. Организационный этап (1 мин.) Подготовка учащихся к работе на занятии, настрой учащихся на деловой ритм.
2. Подготовка к основному этапу занятия (1 мин.) Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
3. Основной этап - работа над качественными вопросами (40 мин):
  • Усвоение новых знаний и способов действий.
  • Первичная проверка
  • Закрепление знаний.
  • Обобщение и систематизация знаний.
  • Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний.
  • Установление правильности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.
  • Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
  • Активная деятельность учащихся по формированию системы знаний по теме.
4. Подведение итогов занятия. (2 мин.) Анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Адекватность самооценки учащегося оценке учителя.

5. Рефлексия. Информация о домашнем задании. (1 мин.) Усвоение принципов сотрудничества. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

ХОД УРОКА

Организационный этап.

Приветствие, выявление отсутствующих.

Тема нашего урока: Самое интересное о звуке, инфразвуке и ультразвуке.

Задачи урока: Сегодня на уроке мы обобщим знания о звуковых волнах, ультразвуке и инфразвуке; рассмотрим примеры различных звуковых явлений; будем учиться формулировать чёткие ответы на качественные вопросы.

Слайд 1. Проводить занятие мы будем в форме игры (Щелчок)

Игра называется “Самое интересное о звуке, инфразвуке и ультразвуке”. Познакомимся с правилами игры (слайд 2).

- Порядок участия в первом туре определим по жребию. Участник имеет право выбрать категорию и номер вопроса по желанию. На ответ не более 15 секунд. Если ответа дать не можете или допущена ошибка, открываем правильный ответ и проводим самопроверку.

По окончании финального тура выявляется 3 призёра.

За каждый правильный ответ вы будете получать жетон, его “стоимость” 100 баллов. По окончании каждого тура подводим итог.

- Внимание на экран!

- Начинаем 1 тур!

Информация для учителя.

1 тур - слайды с 3 по 17.

Слайд 4 содержит название категории и номера вопросов.

На слайдах с 5 по 17 вопросы и ответы. Переход на слайды с 5 по 17 по гиперссылке на слайде с вопросом.

Звуковые волны.

  1. Что такое звук? (Упругие волны, вызывающие у человека слуховые ощущения)
  2. Каков диапазон волн, воспринимаемых слухом человека? (От 16 ГЦ до 20 кГц)
  3. Что можно назвать источником звука? (Любое тело, колеблющееся со звуковой частотой)
  4. Почему во время грозы мы сначала видим молнию, а потом слышим гром? (Скорость звука много меньше скорости света)

Звук в различных средах.

  1. От чего зависит скорость звука в газах? (Скорость звука в газах зависит от температуры газа, от его рода, от плотности)
  2. Почему человек, стоящий на берегу реки, не слышит звуков, возникающих под водой? (При переходе из воды в воздух звук отражается на 99% в воду)
  3. Что спасает человека под водой от звуковой перегрузки? (При погружении в воду в его ушах остаются воздушные пробки)

Громкость и высота звука. Эхо.

  1. Почему после удара молоточком по камертону его звук постепенно становится всё тише и тише? (Когда колебания звучащего камертона затихают, вместе с амплитудой уменьшается и громкость звука)
  2. Чем определяется высота звука? (Высота звука определяется его частотой)
  3. Что такое эхо? (Эхо – это звуковые волны, отражённые от какого-либо препятствия и возвратившиеся к его источнику)

Инфразвук и ультразвук.

  1. Что такое инфразвук? (Инфразвук – это упругие волны с частотой меньше 16 Гц)
  2. Что такое ультразвук? (Ультразвук – упругие волны с частотой выше 20 кГц)
  3. Как с помощью гидролокатора можно определить глубину моря? (Источник ультразвука с корабля посылает импульс и получает отражённый сигнал)

Итог 1-го тура:

- Подводим итог 1 тура: лучшие знания в этом туре показали: (называются фамилии).

Информация для учителя.

2 тур - слайды с 18 по 32.

Слайд 19 содержит название категории и номера вопросов.

На слайдах с 20 по 32 вопросы и ответы. Переход на слайды с 20 по 32 по гиперссылке слайде с вопросом.

Звуковые волны.

  1. Откуда пошло название “дисковая сирена”? (По имени полуптиц- полуженщин, которые согласно древнегреческому мифу завлекали своим пронзительным пением мореходов на кораблях, и те разбивались о прибрежные скалы)
  2. Благодаря чему звук музыкальных инструментов (гитара, скрипка, балалайка) становится громче? (Благодаря наличию резонатора)
  3. Могут ли быть источниками звука не только колеблющиеся тела, но и физические явления? (Могут. Например: взрывы, полёты снарядов, завывание ветра, гроза)

Звук в различных средах.

  1. Почему человек, услышавший звук выстрела или свист пули может не волноваться, эта пуля его уже миновала? (Пуля обгоняет звук выстрела: начальная скорость 800м/с, через 800м скорость пули примерно равна скорости звук, т.е. около 340м/с)
  2. Как Леонардо да Винчи предлагал слушать подводные звуки? (Учёный предложил слушать подводные звуки, приложив ухо к веслу)
  3. Как объяснить выражение: “Нем, как рыба”? (Звуки из воды передаются очень слабо)

Громкость и высота звука. Эхо.

  1. Благодаря чему звук музыкальных инструментов (гитара, скрипка, балалайка) становится громче? (Благодаря корпусу (резонаторному ящику), через корпус с отверстием выходят звуковые волны)
  2. Что соответствует громкости в 1 сон? (Приглушённый разговор)
  3. Почему полёт шмеля сопровождается более низким звуком, чем полёт комара? (Шмель машет крылышками с меньшей частотой, чем комар)
  4. Из чего состоит музыкальный звук? (Основной тон – звук определённой частоты с примесью нескольких колебаний)

Инфразвук и ультразвук.

  1. Чем объясняется возбуждающее действие современной рок-музыки, насыщенной низкими частотами? (Резонансным влиянием низких частот на организм человека)
  2. Как медузы узнают о приближении шторма? (Медузы улавливают инфразвуковые волны, возникающие при шторме в результате взаимодействия потоков воздуха с гребнями морских волн заранее за 15 часов).
  3. Как используют ультразвуковые волны для отпугивания птиц? (У некоторых птиц ультразвук вызывает болевые ощущения)
  4. Как применяют ультразвук для дефектоскопии? (Трещины обнаруживают по отражению от них ультразвука)

Итог 2-го тура:

- Подводим итог 2 тура: лучшие знания в этом туре показали: (называются фамилии). Сильнейшие игроки вышли в финал. Они допускаются к третьему, финальному туру. В третьем туре категории уже не выделены, подсказок никаких нет.

- Итак, внимание! Начинаем 3 тур!

Информация для учителя.

3 тур - слайды с 33 по 47.

Слайд 34 содержит номера вопросов, но не содержит категории вопроса.

На слайдах с 35 по 47 вопросы и ответы. Переход на слайды с 35 по 47 по гиперссылке слайде с вопросом.

Вопросы 3 тура:

  1. Что является естественным резонатором певца? (Полость рта)
  2. Что является причиной звука появляющегося в начале считывания информации с СD – ROM? (Работа механизма, раскручивающего диск. Раскручивание сопровождается звуком низкой частоты)
  3. Что мы слышим, приложив раковину к уху? (Раковина усиливает обычные шумы в окружающей обстановке, не улавливаемые ухом человека. Этот звук напоминает шум моря)
  4. С помощью какого прибора врач получает информацию о состоянии больного по характеру звуков? (Фонендоскоп)
  5. Как осуществляется ультразвуковое видение предметов?(Ультразвуковые колебания превращаются в электрические, а затем в световые)
  6. Какое действие ультразвука используют при стерилизации молока, медицинских инструментов? (Ультразвук приводит к гибели микробов)
  7. Как с помощью листа бумаги усилить звук голоса? (Лист свернуть в виде воронки и использовать как рупор. Звук будет распространяться в одном направлении)
  8. Почему в лесу довольно трудно определить, откуда идёт звук? (Многократно отражаясь от деревьев, звуки мешают определить верное направление на предмет)
  9. Почему в глухом лесу, чтобы не потеряться, лучше свистеть, а не кричать? (В отличие от крика свист - это звук определённой частоты, он хорошо огибает препятствия, следовательно его можно услышать на большем расстоянии)
  10. Почему шум, создаваемый движущимся поездом, усиливается при входе поезда в туннель? (Звук усиливается в результате отражения от стен туннеля)
  11. Для чего открывают звучащий рояль? (Усиление звука происходит за счёт акустического резонанса)
  12. При полёте многие насекомые издают звук. Почему при полёте птиц звука не слышно? (Число колебаний крыльев меньше 16 раз в сек.)

Итог игры: в общем зачёте по числу баллов.

- На 3 месте ....

- На 2 месте ....

- И победителем игры становится ... (слайд 48).

- Ребята, игра закончилась, но выиграли её не только три человека. Выиграли все мы, т.к. узнали очень много нового и интересного. Надеюсь, вам захочется почитать дополнительную литературу, обратиться ещё раз к материалу учебника.

- К следующему уроку вы ещё раз прочитаете §§ 24–27 и проверите себя по вопросам после §§.

Многие, я думаю, поняли, что и на страницах учебника, и “за его страницами” любознательным ученикам открывается много тайн.

Литература:

  1. Громов С.В. Физика: Учебник для 8-го класса общеобразовательных. учреждений / С.В.Громов, Н.А. Родина. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2003. – 158 с.
  2. Марон А.Е. Сборник качественных задач по физике: для 7–9-х классов. общеобразовательных. учреждений / А.Е. Марон, Марон А.Е. - М.: Просвещение, 2006.
  3. В презентации использована графическая информация Интернет-ресурсов.