Цель:
- Совершенствовать умение различать разделительный твёрдый и разделительный мягкий знаки.
- Отрабатывать написание непроизносимой согласной в корне слова.
- Развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, навыки правописания, внимание, память, мышление.
- Воспитывать любовь к русскому языку, культуру общения, самостоятельность.
Оборудование:
- учебник для 3 класса: «Русский язык» (автор С.В. Иванов, М: Вентана – Граф),
- тетрадь «Пишем грамотно» № 1 М.И. Кузнецова,
- орфографический словарик,
- карточки с заданием.
Ход урока
1. Организационный момент.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку 5!
На ваших партах лежат рисунки солнца и тучи. Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока.
2. Проверка домашнего задания.
- Что было задано на дом?
- Прочитайте предложения, которые у вас получились.
- Каким членом предложения является дописанное слово?
- Что такое грамматическая основа?
3. Минутка чистописания.
Наш урок мы начнём, как обычно, с чистописания, по сначала подготовим свои пальчики к письму.
Упражнения для кистей рук.
1. Аплодисменты.
Сложить кисти рук ладонь на ладонь. Поочерёдно отводить пальцы друг от друга, похлопывая пальцем о палец: мизинец правой руки о мизинец левой и т. д.
2. Бабочка.
Бабочка спит в твоём кулачке. Вот она начинает медленно просыпаться. Сначала затрепетало маленькое крылышко (мизинец), потом - другое (безымянный палец). Наконец, запорхало большое крыло (средний палец). Крылышки быстро двигаются, но бабочка ещё сидит на ладошке другой руки. Подуй на неё! Полетела!
ь ь ь // ъ ъ ъ // ь ь ь
письмо коньки пальто картофель календарь
- Чем похожи эти слова?
- Какую роль выполняет мягкий знак?
4. Словарная работа (на доске):
Р . кета, м . лина, остр . в, п . рог, п . сок, инт . ресный, м . рковь, г . гант, б . рёза, т . традь, п . нал, мес . ц.
а) Вставить пропущенные буквы, обозначить ударение (на доске).
б) Запомнить и записать слова в тетрадь.
в) Проверить по орфографическим словарикам. Самооценка.
5. Орфографическая зарядка.
а) Назовите орфограммы:
по дорожке (3), в печке (2), побежал (2), сердце (1), заболел (2), поход (2), на столе (2), жёлтый (1), замочек (1), медвежонок (2), чашка (2)
б) Игра « Пропущенная буква » - (и или е).
Если пропущена буква е, поднимаем руку. Если пропущена буква и, сидим сложа руки.
Г(е)рой, р(е)ка, л(и)сток, б(е)рёза, м(е)довый, кр(и)чать, р(и)сунок, сп(е)шить, ж(и)вотное, ш(и)рокий, з(е)мля, т(и)шина, с(и)лач, сн(е)гири.
в) Найди ошибку. Объясни.
Польто, бирёза, клара, лесница, жолтый, шол, белгород, мышёнок, сонце, чудестный, бутерброт, чясы, площядь, рика, маряк, почька, ночьной.
г) Найди « лишнее слово ». Объясни.
чёрный, шёпот, жёлуди, шорты зайчонок, лягушонок, крыжовник, медвежонок сверчок, шёрстка, шофёр, шоссе, пчёлы
6. Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, сегодня у нас урок правописания. Откройте учебники на странице 49, прочитайте тему урока.
- Сегодня на уроке мы будем отрабатывать правописание слов с разделительным твёрдым и разделительным мягкими знаками. Угадайте, о какой букве говорится в рифмованном упражнении?
Перед е, ё, и, ю, я
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья, жильё
Перед я, ю, и, е, ё.
- Какую роль выполняет мягкий знак «ь» в словах перед гласными е, ё, и, ю, я?
- Закончите рифмованное упражнение дружным ответом.
Было сели, стало съели.
Догадаться вы сумели
Почему случилось так?
Кто виновник? (Твёрдый знак)
- Что вы помните о правописании слов с разделительным твёрдым знаком «ъ»?
- После каких приставок и перед какими гласными пишется разделительный твёрдый знак? Приведите примеры слов с разделительным твёрдым знаком.
7. Упражнение в правописании разделительных ь и ъ знаков.
а) Выполнение упражнения 1 (учебник, стр. 49) - устное решение проблемной ситуации.
б) Работа в рубрике «Вспомни материал».
- Когда пишется ъ, а когда ь?
в) Выполнение упражнения 1 (тетрадь, стр.17) -фронтально.
Задание: вставьте ь или ъ знак. Объясните свой выбор графически.
8. Физкультминутка.
Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - за парту тихо сесть.
г) Выполнение упражнения 2 (учебник, стр. 50) - работа в парах.
Задание: прочитайте строчки слов. Найдите лишнее слово. Остальные слова запишите.
д) Выполнение упражнения 2 (тетрадь, стр. 17) - самостоятельно.
Задание: вставь, если необходимо, ъ или ь.
Проверка самостоятельной работы.
9. Работа над пройденным материалом.
Повторение изученных орфограмм.
а) Упражнение 4 (тетрадь, стр.18) – самостоятельно внимательно прочитать и исправить ошибки.
Проверка самостоятельной работы.
- Поднимите руку кто нашёл шесть ошибок?
б) Повторение написания непроизносимой согласной в корне слова.
Игра «Кто быстрее».
Ученики двух команд по сигналу учителя по очереди вставляют пропущенные буквы в слова, записанные на доске.
вкус..ный грус..ный ужас..ный гиган..ский интерес..ный капус..ный |
извес..ный чудес..ный счас..ливый опас..ный ненас..ный ус..ный |
Запишите любые шесть слов по памяти.
10. Домашнее задание: Упражнение 3 страница 50 (учебник).
11. Итог урока.
- Чему мы учились на уроке?
- Когда пишется разделительный мягкий знак?
- Когда пишется разделительный твёрдый знак?
- Что вам понравилось на уроке?
- Какое у вас сейчас настроение? Покажите.
Дети поднимают рисунок с изображением либо солнышка, либо тучки.
- Всем спасибо. Вы очень хорошо работали.