Цели урока:
Образовательные:
- повторить элементы знаний: внутренняя энергия и способы её изменения, формулы для вычисления КПД тепловых двигателей; расчёт КПД опытной установки теплового двигателя; понимание физических основ протекания термодинамических процессов;
- отработать навыки создания графиков, повторить и систематизировать знания при работе с Мастером диаграмм;
- повторение и обобщение знаний по теме «Технология обработки числовой информации».
Развивающие:
- способствовать развитию коммуникативно-технических умений, умений оценивать результаты выполненных действий, применять полученные знания при решении задач различной направленности, развитие алгоритмического мышления, памяти;
- обучение приемам и способам переноса знаний из одной предметной области в другую.
Воспитательные:
- способствовать развитию познавательного интереса, логического мышления, внимательности, самостоятельности, ответственности, информационной культуры;
- содействовать экономическому и экологическому воспитанию учащихся путём рассказа о работе тепловых двигателей.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, комбинированный, интегрированный (информатика).
Вид урока: урок-практикум, анализ ситуаций, практических работ.
Метод обучения: метод исследовательских заданий.
Форма обучения: коллективная, индивидуальная.
Приёмы обучения: инструктивно-практический, объяснительно побуждающий, частично-поисковый.
Технология: проблемно-исследовательская, элементы игровой технологии.
Структура урока: актуализация опорных знаний, формирование умений и навыков, закрепление приобретённых навыков.
Оборудование: ПК – Pentium IV-3GHz, операционная система Windows XP, лицензионный пакет MS Office, приложение Excel, среда Pascal, конспект или методичка, карточки с заданием, кроссворды по теме, электронная таблица на ПК, презентация, интерактивная доска.
Ход урока
I. Организационный момент (5 мин). Приветствие.
Учитель информатики: Добрый день! У меня растут года, будет мне 17, кем работать мне тогда, чем мне заниматься? Многие из вас по окончании школы поступают в Казанские ВУЗы, где необходимы знания многих научных дисциплин, в том числе физики и информатики, поэтому мы сегодня попробуем объединить ваши знания в этих двух областях науки.
Объявление темы (решение физических задач методами информатики) и задач урока (сформировать умения и навыки создания программ с использованием циклов, вспомнить правила создания графиков в Excel. Ближайшая задача – подготовится к контрольной работе, повторить базовые знания по созданию программ в Pascal).
Учитель физики: Сегодня у нас необычный урок, сегодня на уроке мы будем применять ваши знания из области информатики, для решения физических задач. Урок пройдёт в несколько этапов:
- «Информационно-измерительная техника и технологии».
- «Теплофизика».
- «Электрические и электронные аппараты».
- «Информационно-технологическая лаборатория».
- «Инженерная защита окружающей среды».
II. Актуализация опорных знаний (15 мин).
Учитель информатики: Выбирая профессию ребёнок, в первую очередь смотрит на профессию своих родителей. Ваши родители в основном работают на предприятиях нашего города. Одним из таких предприятий является Заинская ГРЭС (Выступление 1-го ученика с презентацией 1 (приложение 5) о Заинской ГРЭС).
Учитель физики: Ребята, решившие пойти работать на ГРЭС, поступают в КГЭУ – Казанский Государственный Энергетический Университет. Слово предоставляем эксперту по этому вопросу (2-й эксперт с презентацией 2 (приложение 6) о КГЭУ).
Учитель информатики: Представьте, что вы находитесь на совещании руководства ТатЭнерго, по кадровому вопросу. Вам надо выяснить уровень подготовки будущих работников Заинской ГРЭС и сделать вывод. Перенесемся в стены Казанского Государственного Энергетического Университета, и представим, что вы являетесь студентами факультета приборостроения по специальности: «Информационно-измерительная техника и технологии». Как вы думаете, что изучают студенты этого факультета? Какие задачи им приходится решать?
«Информационно-измерительная техника и технологии».
К доске вызывается 1 ученик:
1-е задание. Собери программу. (Из готовых операторов на интерактивной доске собираем программу).
Programназвание программы;
Varпеременные и типы;
Begin
Readln (данные);
Тело программы;
Writeln(результат);
End.
Вопросы для учащихся:
1. Какие процессы мы называли циклическими? (Процессы, в которых ряд действий повторяются многократно по одним и тем же математическим зависимостям, называются циклическими).
2. Какие действия необходимы при организации циклов?
(При организации циклов необходимо:
- определить параметр цикла и его начальное значение;
- изменять значение параметра цикла на каждом шаге цикла;
- проверка на выход из цикла).
3. Какие виды циклов вы знаете? (Цикл с параметром и цикл по условию).
4. Записать цикл с параметром.
FOR |
i: = А |
TO |
В |
DO |
P |
(для) |
|
(до) |
|
(выполнять) |
|
где i– параметр цикла;
А, В – его начальное и конечное значение;
P– простой оператор, если составной, то используем операторные скобки BeginPend;
I, А, В – переменные или константы целого типа.
Шаг изменения i– равен 1.
Если K<N, т.е. имеем дело с циклом с отрицательным шагом: (-1).
FOR i: =В DOWNTO А DO P
5. Записать цикл по условию.
WHILE<условие> DOP;
где P – простой оператор, если составной, то используем операторные скобки BeginPend;
По этому оператору проверяется <условие> и, если оно выполняется, то выполняется – P, после чего опять проверяется <условие> и т. д.
Итак, P– выполняется до тех пор, пока выполняется <условие>.
Если условие ни разу не выполнилось, P– игнорируется, управление передается следующему оператору.
2-е задание. По готовой таблице построить график
х |
y |
z |
-10 |
-1000 |
100 |
-9 |
-729 |
81 |
-8 |
-512 |
64 |
-7 |
-343 |
49 |
-6 |
-216 |
36 |
-5 |
-125 |
25 |
-4 |
-64 |
16 |
-3 |
-27 |
9 |
-2 |
-8 |
4 |
-1 |
-1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
2 |
8 |
4 |
3 |
27 |
9 |
4 |
64 |
16 |
5 |
125 |
25 |
6 |
216 |
36 |
7 |
343 |
49 |
8 |
512 |
64 |
9 |
729 |
81 |
10 |
1000 |
100 |