«...Законна гордость любого народа своими памятниками, своими изобретениями, своим фольклором, своей музыкой или литературой. Гордиться народу следует и своим большим вкладом в культуру человечества. Ибо во всяком культурном вкладе любого народа есть нечто свое, неповторимое, а потому и особенно ценное». (Д.С.Лихачев)
Цель работы: Выявить условия, при которых содержание исторического образования содействует формированию толерантного сознания школьников на уроках истории.
Задачи:
- выявить сущностное содержание понятие толерантности;
- систематизировать методы способствующие, формированию толерантного сознания школьников;
Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
В «Концепции Модернизации образования» подчеркивается, что «потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнокультурной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства».
Исходя из положений «Концепции» можно выделить главные проблемы:
1)формирование позитивных этнических знаний о другой культуре;
2) расширение межкультурного взаимодействия и роли школы в системе межнациональных взаимодействий;
3)формирование толерантной личности.
Проблема воспитания толерантной личности нельзя считать изученной до конца:
Как педагогу работать с такими явлениями как социальные стереотипы, культоцентризм, ксенофобия?
Какие условия нужно создавать для преодоления ребенком этих внутренних барьеров?
В каком возрасте складываются наиболее благоприятные условия для формирования чувства толерантности?
Как в рамках обычных школьных программ разработать новые программы, избегая перегрузок учащихся (на уроках, во внеклассное время)?
В последние годы проблема толерантности исследуется в рамках теории поликультурного образования и сводится к следующим шагам:
а) введение в содержание образования специального этнокультурного материала, дающего школьникам информацию о различных культурах, позволяющих организовать обсуждение полученной информации и ее эмоциональное переживание;
б) ознакомление школьников с традициями дружбы, взаимопомощи и добрососедства представителей различных рас и народов, конфессий;
в) формирование представлений учащихся о правах и свободах человека, культурном плюрализме как нормах современного поликультурного общества.
Но расширение этнокультурного кругозора детей не решает до конца проблемы толерантности у детей. Интеллектуальность вовсе не гарантирует толерантность. Воспитание толерантности - общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится именно на образовательную среду, на педагогов: учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов, вожатых и др. Таким образом, важнейшая цель воспитания толерантности состоит в утверждении ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности. Это – центральная ценность во всех теориях прав человека и во всех международных стандартах; это – главный мотив для осуществления усилий по достижению мира и главный стимул для установления демократических форм правления; это – полная противоположность нетерпимости.
Решение данных проблем связано с обновлением учебно-воспитательного процесса, разработкой программ по толерантному воспитанию, подготовкой и внедрением программ для детей, живущих в условиях полиэтничной среды.
Формирование толерантного сознания, возможно на принципах личностно-ориентированного подхода, который требуют «отхода» от безличной и абстрактно-формальной педагогики к педагогике сотрудничества и гуманизма. Следовательно личностно-ориентированный подход связан с установкой воспринимать каждого человека как самостоятельную ценность.
Примером технологий, обеспечивающих формирование толерантного сознания учащихся, могут стать технологии развития критического мышления учащихся, технология проблемного обучения, интерактивные методы (диалоговые). В поисках путей перевода обучения на новый качественный уровень главным следует признать необходимость создания условий для включения учащихся в активный и добровольный процесс формирования знаний и обобщенных способов деятельности. Смысл деятельности педагога - создание условий не только для формирования и проявления толерантности одного, но и преодоления вызывающе негативизм в поведении или общении другого. Это явления разные, но единые по воспитывающей направленности: любой негативизм и субъекта, и объекта толерантности имеет свои причины, и важно (хотя и очень непросто!) преодолевать как внешне проявляющиеся следствия, так и их причины. Средства решения этих задач могут быть различны. Прежде всего, целесообразно организовать жизнедеятельность ребят так, чтобы одни могли проявить, а другие - увидеть хорошее в ком-то или чем-то. Идти таким путем - значит стимулировать, «провоцировать» общие дела, позволяющие лучше узнать друг друга, взаимодействуя, помогая, радуясь удаче, преодолевая трудности.
Такими путями, на наш взгляд, являются инновационные технологии, основанные на ценностном подходе к обучению.
В этом случае ценностный подход приведет к личностно-ориентированному обучению.
Необходимо чередовать когнитивные (познавательные моменты) с игровыми. Использование в работе с подростками игровых занятий, моделирующих взрослый мир (в том числе мир межкультурных отношений) позволит подростку пережить их сложность и противоречивость, будет стимулировать подростков в обсуждении различных социальных проблем.
Пример, беседа по теме « Великая Отечественная война 1941-1945», ребята размышляют над фразой вместе мы Россия- рассказ о людях, в которых совмещается национальное и межнациональное, дети рассказывают, о защитниках Родины, которые были разной национальности, но все они защищали свою Родину. Тема «Культура России», предполагает знакомство с писателями и поэтами разных национальностей их культурой. Учащиеся знакомятся с высказываниями о родине, мысли народа о счастье, о смысле жизни, о бедности и богатстве, о добре и зле, о назначении человека, о дружбе, о любви, о взаимопомощи, о жизни, о цели, о бессмертии. Приходят к выводу, что говорят люди разных национальностей по разному, но по содержанию схожи, у всех равные общечеловеческие ценности. Изучая тему «Образование СССР», класс делится на группы исходя из количества государств, вошедших в состав СССР. В группах, учащиеся знакомят с материальной культурой народов (еда, напитки, костюмы, музыка и др.).
Таким образом, важнейшая цель воспитания толерантности состоит в утверждении ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности. Это – центральная ценность во всех теориях прав человека и во всех международных стандартах; это – главный мотив для осуществления усилий по достижению мира и главный стимул для установления демократических форм правления; это – полная противоположность нетерпимости.
Библиографический список:
- Болотина Т.В. Культура мира, права человека, толерантность, ненасилие и миролюбие. М. 2003.
- Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей. М., 2002
- История и граждановедение. Сценарий творческих уроков. \ Под. Ред. В.С. Кукушина М., 2005
- Решение Коллегии Минобразования РФ от 27.05.1997 N 6/1 «О стратегии воспитания и психологической поддержки личности в системе общего и профессионального образования». // Вестник образования №10, 1997
- Программа развития воспитания в системе образования России 2010 г.// Вестник образования, №12, 2008