Цель: знакомство с работой почты и с её историей; разнообразием почтовых отправлений. Показать разновидность почтовых марок, конвертов, правила оформления конверта. Раскрыть значение почтовой связи.
Демонстрационный материал, оборудование: письма, открытки, мультимедийное приложение, посылка для детей, кассета мультфильма «Трое из Простоквашина»
На столах у детей: учебники, рабочие тетради, пеналы.
1. Организационный момент.
– Проверьте, все ли готово у вас к уроку – на столе должны лежать учебник, тетрадь, пенал.
2. Введение в тему.
– Что значит путешествовать? Любите ли вы путешествовать? А кроме людей могут быть другие путешественники, которые попадают из одного города в другой, из одной страны в другую?
– Я хочу вам показать письма-путешественники, которые мне присылают мои ученики.
3. Новый материал.
Открываю доску, на которой прикреплены письма детей. Снимаю конверты и читаю, от кого и откуда пришло письмо.
- Как же эти письма попали ко мне? (обобщаю ответы детей).
- Правильно, ребята написали письма, вложили в конверт, написали на конверте адрес, опустили в почтовый ящик, и письмо отправилось в путь. Как вы думаете, какой вид транспорта используют письма для путешествий? (Приложение, слайд 1с видами транспорта).
- А как же было раньше? Была организована специальная служба – ямской Приказ. В него вошла почтовая связь. Ямщики на лошадях развозили почту по городам. Ямщиков одели в форменные суконные кафтаны зеленого цвета с нашитыми на них орлами из красного сукна. Ямщиков стали называть почтарями, через левое плечо ямщик-почтарь надевал почтовый рожок, которым подавал сигнал при приближении к станции. (Приложение, слайд 2 с тройкой, ямщиком).
- Сегодня из почтовых ящиков письма вынимаются, складываются в специальные мешки и на почтовых машинах отвозятся на сортировочный почтамт. Как вы понимаете слово сортировочный почтамт? Правильно, их там сортируют, т.е. разбирают по индексам – указателям; на каждый конверт ставят штамп с датой отправления письма. Вот давайте посмотрим, когда мне отправили это письмо (снимаю 2-3 конверта, читаю). После того, как письма проштамповали, они отправляются в дорогу – одни поездом, другие самолётом, а в труднодоступные места и вертолётом.
4. Физкультурная минутка.
- Встаньте, пожалуйста, выйдите из-за парт. Проведем физ. минутку. Следите, пожалуйста, за моими руками. (Читаю стихотворение и поэтапно поднимаю руки вверх, машу руками, затем опускаю вниз).
Несётся по суше,
Несётся по морю,
Летит самолётом
В воздушном просторе.
И вот, наконец
Прибывает оно
Из дальнего края
Вестями полно.
5. Продолжение объяснения.
- Прибыв в нужный город, письмо попадает на почту и почтальоны – работники почты разносят их адресатам. Человек, посылающий письмо, - адресант, а человек, получающий письмо – адресат. (Приложение, слайд 3 с нужными словами, конвертом). Чтобы письмо дошло до адресата, адресант должен правильно подписать конверт. Кроме адреса на конверте должен быть указан индекс – указатель и приклеена марка. Я вам принесла показать различные почтовые марки из разных стран мира. (Показываю альбом с марками). На перемене вы сможете их рассмотреть поближе. Кроме писем на почте можно отправить открытку, бандероль, посылку. (Приложение, слайд 4 с иллюстрациями почтовых отправлений).
- Но получить посылку не так-то просто. (Включаю отрывок из мультфильма «Трое из Простоквашина» с момента прихода Печкина с посылкой).
- А теперь я попрошу Полину (другого хорошо читающего ребёнка) прочитать текст в учебнике со слов «Знаешь ли ты, что…». Спасибо, Полина. Закройте учебник и откройте рабочую тетрадь на странице 24. Здесь вы найдёте чистую рамку, в которой надо нарисовать красивую открытку для своего друга или подруги. Это вам домашнее задание. (Урок прерывается стуком в дверь, приносят почту – посылку и письма.)
- Спасибо. А корзина эта не простая, смотрите, она оклеена лентой со словами «Почта России», это посылка, на ней адрес – 115404, Москва, улица Педагогическая, школа № 902, 1 «Б» классу. Давайте вскроем её. Что здесь? Фрукты, пакетики с семенами. Вот здорово, мы как раз скоро должны будем на уроке труда сеять семена! А ещё здесь цветок – это гиацинт, смотрите, он скоро распустится. И пришла эта посылка из Чувашии.
Два письма – одно Полине, другое – Максиму. Получите, пожалуйста. Можете вскрыть и прочитать. Мы бы тоже послушали. (Дети читают письма.)
- Как вы думаете, ребята, нужна ли нам почтовая связь? (Обобщаю ответы детей).
- Сейчас почтовики России принимают, обрабатывают и доставляют в год более 1 млрд. писем, 3 млрд. печатных изданий, 12 млн. посылок, 54 млн. почтовых переводов.
Профессиональный праздник почтовых работников «День российской почты», отмечают во второе воскресенье июля.
Спасибо, урок окончен. Дежурные вымоют фрукты, и каждый из вас получит угощение из посылки!