Цели урока:
- Обобщить знания по пройденным темам причастия.
- Повторить орфограммы: “Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий”, “Действительные и страдательные причастия”.
- Совершенствовать орфографические навыки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Учитель: Сегодня мы с вами на уроке займемся повторением по теме “Причастие”. Постарайтесь работать быстро, быть внимательными и активными на уроке. За продуктивную работу на уроке все получат оценки в журнал и дневник.
II. Проверка домашнего задания.
III. Фронтальный опрос.
Учитель: Что называется причастием?
Ученики: Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Например: лопнувший, чернеющая, нарисованное, изученные.
Учитель: Посмотрите на экран. Компьютер сегодня активный участник урока. Он будет помогать вам и давать задания.
(На экране появляется схема)
Род
Число
Падеж
Вопрос
Синтаксическая роль
Прилагательное Причастие Глагол
Признак по действию
Время
Вид
Возвратность
Учитель: Какие бывают причастия?
Ученики: Причастия бывают действительные и страдательные, настоящего и прошедшего времени, совершенного и несовершенного вида. Еще по форме могут быть краткими и полными.
Учитель: Как изменяются причастия?
Ученики: Причастия изменяются как имена прилагательные по числам, родам и падежам.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Ученики: Причастия образуются от глаголов, взяв при этом признаки имени прилагательного.
Учитель: Вы сказали, причастия образуются от глаголов, а при помощи какой части слова?
Ученики: При помощи суффиксов?
Учитель: Давайте вспомним, какие суффиксы помогают образовывать действительные причастия, а какие страдательные? Кому сложно, посмотрите на экран.
(На экране появляется таблица)
Действительные |
Страдательные |
Настоящее время |
|
-УЩ- (-ЮЩ-) I -АЩ- (-ЯЩ-) II |
-ЕМ- (-ОМ-) I -ИМ- II |
Прошедшее время |
|
-ВШ-, -Ш- | -ЕНН- (-ЁНН-), -НН-, -Т- |
(После таблицы на экране появляются глаголы)
плачут | увидел | посылаем | прочитал |
шепчут | сеял | гоним | просеял |
колются | надеялся | видим | расколол |
дышат | нес | оберегаем | устроил |
Учитель: А теперь посмотрите на экран, образуйте от данных глаголов действительные и страдательные причастия. Запишем их в тетрадь и графически обозначим.
(После записи предлагается прокомментировать записанное)
Учитель: Проверьте, все ли вы записали. На экране появляется правильная запись с графическим обозначением.
Дейст. пр. наст. вр. | Дейст. пр. прош. вр. | Страд. пр. наст. вр. | Страд. пр. прош. вр |
плачущий | увидевший | посылаемый | прочитанный |
шепчущий | сеявший | гонимый | просеянный |
колющийся | надеявшийся | видимый | расколотый |
дышащий | несший | оберегаемый | устроенный |
(После проверки учитель предлагает учащимся оценить свою работу)
Учитель: Ребята, что такое склонение?
Ученики: Изменение по падежам, числам, родам.
Учитель: Причастие склоняется, как имя прилагательное. Какая морфема изменяется при этом?
Ученики: Окончание.
Учитель: С чем причастие согласуется?
Ученики: С именем существительным.
Учитель: Как определить, какие гласные надо писать в окончаниях причастий?
Ученики: Гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных.
Учитель: Давайте запишем с вами в тетрадях под диктовку словосочетания.
Белеющий снег, по занесенной дороге, вышедшие на крыльцо дети, на оголившейся березе, закутанная в платок, гонимые ветром снежинки, запорошенные ступеньки, каркающей вороной, хмурящееся небо.
Учитель: Посмотрите на экран, найдите в своей работе словосочетания с причастиями по его признакам. Кто нашел, поднимает руку.
(На экране появляется задание)
- Страдательное причастие прош.вр.,соверш.в., Дат.пад.,ед.ч.,ж.р.
- Действительное причастие прош.вр.,соверш.в., Им.пад.,мн.ч.
- Действительное причастие наст.вр.,несов.в., Тв.пад.,ед.ч.,ж.р.
- Страдательное причастие наст.вр.,несов.в., Им.пад.,мн.ч.
Учитель: А теперь проверим, правильно ли вы справились с заданием.
Ученики: 1. По занесенной дороге; 2. Вышедшие на крыльцо дети; 3. Каркающей вороной; 4. Гонимые ветром снежинки.
(После проверки учитель предлагает учащимся оценить свою работу)
IV. Работа с репродукцией картины А.А.Пластова “Первый снег”.
(На экране появляется слайд с репродукцией)
(Можно использовать другие репродукции картин)
Учитель: Давайте познакомимся с художником, послушаем краткое сообщение, которое нам подготовил(а) ученик(ца).
Ученик(ца): Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) – великий художник крестьянской России. Вся его творческая жизнь связана с деревней Прислониха Ульяновской области. И все его лучшие картины, которые можно назвать зримой летописью крестьянской жизни, рождены в родной деревне художника. Нередко живописец обращался к изображению детей. “Ребятишек я люблю, - признавался художник. – Как описать их прелесть? В детском лице на открытом воздухе – ясность, свежесть, - цвета, приближающиеся по красоте к звукам. Писать ребятишек – наслаждение. Ты счастлив, и они счастливы. Это видно: у ребенка все как на тарелке. Когда взрослого пишешь, немножко мучает совесть – отнял время. Ребятишки свободны, тут этого ощущения нет. Я во все картины правдами и неправдами вписываю ребятишек”. Тема детства находит проникновенное художественное истолкование и в картине “Первый снег”.
Учитель: Спасибо. Рассмотрим репродукцию картины А.А.Пластова “Первый снег”. Какой смысл вкладывает художник в название полотна? Что сумел рассказать живописец о детях, запечатленных на крыльце деревенского дома? Каким увидели дети первый снег? Найдите причастия, которые указали бы на различные его признаки, имена прилагательные, глаголы, которые передали бы оттенки движения, характерные для падающего снега.
(Ученики отвечают)
Учитель: Составьте и напишите небольшой рассказ из 5–7 предложений, обратите внимание на словосочетания из предыдущей работы. Они помогут вам в вашей работе. Не забудьте озаглавить.
(После выполнения задания некоторые учащиеся зачитывают вслух свои работы)
(Другие ученики могут оценить работу своих товарищей)
V. Подведение итогов.
Учитель: Ребята, послушайте, что писал А.С.Пушкин о причастии в письме к издателю. “Причастия… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы никогда не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату. Мы говорим: которая скачет, который метет и пр. – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом ”.
Зато причастия используются в письменной речи, особенно в художественной литературе. Картины природы, портретные характеристики, внутренние переживания героев очень часто передаются писателями через причастия.
Какую роль играют причастия в нашей речи? О чем говорили сегодня на уроке? Что повторили? Чем занимались на уроке? Что осталось повторить?
(Ученики дают ответы)
VI. Домашнее задание: § учебника на странице 52, упражнение 109 (авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская).