Тема урока "Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина "Вот север тучи нагоняя…"

Разделы: Начальная школа


Тема: Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя…»

Цель: учить выразительному эмоциональному чтению; развивать чувственное восприятие произведения; воспитывать любовь к природе, интерес к стихам А.С. Пушкина.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

Работа над стихотворением строится так, чтобы дети почувствовали глубину пушкинского слова, его любовь к родной природе через непосредственное восприятие звучащего слова.

III. Работа над произведением.

1. Подготовка восприятия.

Вводная беседа.

- Давайте, ребята, совершим медленно путешествие в далекое, далекое прошлое, в то время, когда жил А.С. Пушкин…

- Приготовились слушать? Очень хорошо. Будьте внимательны. Старайтесь представить себе, о чём я буду рассказывать.

- Итак, начинаем…

Никогда ёще зима не приходила так рано… Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась широкая картина: голубая лента реки, а за нею, одетые в золото леса. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья. У речных берегов – багровые кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он предчувствовал её скорую гибель… Вечером он долго не мог уснуть… В трубе гудел ветер. Где-то хлопали ставни. Пушкин вышел на крыльцо. Звёзд не было видно. Дул холодный ветер. Это ветер с севера. Он всегда приносит снег, приводит с собой зиму. Заснул поэт поздно. Утром, поэт открыл глаза… в комнату вливался яркий свет. Пушкин подошёл к окну… представьте себе, ребята, какую картину он увидел… всё белым – бело, нарядно, празднично… Что сделал Александр Сергеевич? Он выбежал на улицу. На улице ещё ярче был свет. Ветки деревьев наклонились под снегом. Снег лежал на них шапками. Как чудесно явилась зима. И по-новому украсила, нарядила природу.

- Вам нравится эта картина?

- Нравится, очень.

2. Выразительное чтение отрывка учителем (приём показа)

Читаю медленно:

- «Настала осень золотая» - пауза, чтобы дети представили себе картину, почувствовали.

- «Природа трепетна, бледна как, жертва, пышно убрана…

Делаю акцент на словах «трепетна, бледна» и сильный – на слове «пышно». Произношу это слово чуть протяжно. Стараюсь, чтобы эти акценты не разрушали общей звуковой гармонии строк. В тоне чтения должны прозвучать и скорбь и восхищение. Главное, чтобы дети это почувствовали. Прочитав описание осени, делаю большую паузу: ведь следующие строки совсем иные. Меняются картины и настроение. Отзвучала величественно – грустная мелодия – и словно «загудело» по строкам:

- «Вот север тучи нагоняя

Дохнул, завыл…

Следующие строки читаю с чувством радости:

- И вот сама пришли волшебница - зима.

(Чувство радости усиливается при чтении следующих строк):

«Пришла, рассыпалась….»

Путем неторопливого чтения стремлюсь показать каждую деталь картины, дать картины крупным планом, чтобы дети могли представить себе как пришла зима, как она рассыпалась, как она повисла на суках дубов, как легла волнистыми коврами…

После чтения отрывка делаю большую паузу, чтобы дети остались со своими впечатлениями, чувствами. Не нужно торопиться с разбором и уточнением прочитанного. Надо как можно больше стараться пояснить своим чтением. Нарисованная художником картина, заключенное в ней настроение должны быть переданы голосом, воссоздающим и передающим интонации автора.

Если дети видят, слышат, они поймут. Но если они не увидят внутренним зрением, не услышат внутренним слухом, то и объяснения не помогут.

3. Проверка восприятия произведения.
(Наводящие вопросы)

- Какая картина вам больше всего понравилась?

- А в жизни какое время года больше нравится?

(Зима, лето, осень, весна)

- Что нравится в каждом времени года?

(Зимой снег, красиво, кататься можно на санках, коньках, снеговика лепить)

Мы читали про зиму. Вам понравилась эта картина?

(Да, очень понравилась)

4. Словесное рисование.

- Скажите, ребята, когда я читала, вы представили себе картины зимы?

(Да)

- Попробуете рассказать, что бы вы нарисовали, например, к строчкам: «Дохнул, завыл…»

(Я бы нарисовал, как ветер подул, колючий, деревья закачались, ветки заскрипели)
(Я себе представил, как тёмные по небу тучи поползли. Темно стало. Ветер холодный подул, потом пошёл снег).

5. Анализ языка произведения.

- А как вы себе представляете картину «блеснул мороз»?

(Мороз блеснул, ударил как молния и всё замерзло)

- Разве может мороз блеснуть?

(Это блестит снег, когда сильный мороз)

- А какой снег, первый?

(Нет, первый снег мягкий, пушистый, он не блестит)

- Как у Пушкина сказано о первом снеге?

(«Брега с недвижною рекою сравняло пухлой пеленою»)

(Пухлый снег – это снег как пух лежит. Он не блестит.)

- А теперь скажите, А.С. Пушкин показал один день зимы или нет?

(Нет, не один)

- Почему вы так решили?

(Он говорит «идёт», а потом «пришла». А зима не сразу, не в один день приходит.

6. Выявление идеи и открытого подтекста произведения.
(Наводящие вопросы)

- Что хотел передать автор, какие чувства?

(Он любуется зимним убранством)
(Сначала нам грустно, когда мы читаем строки, описывающие природу осенью. Нам жалко, что эта красота: золотые листья, багряные кусты скоро погибнут.)

- Найдите, как об этом в тексте пишет поэт.

(«Природа трепетна, бледна
Как жертва пышно убрана…»)

-Да, природа, как жертва готова принять свою участь. Но какую печальную, страшную? Как меняется настроение?

(Мы радуемся приходу зимы.)
(Любуемся новым нарядом природы, теперь уже зимним, который подарила ей волшебница – зима.)

7. Выразительное чтение отрывка.

а) Упражнение в вычленении компонентов интонации: паузы

- Прочитайте внимательно строки: «…Пришла, рассыпалась, клоками повисла на суках дубов…»

- Где необходимо сделать паузу? Почему?

Прочитайте.

(паузу надо сделать после слова «рассыпалась», потому что зима «клокам повисла на суках дубов»)

- Как вы это понимаете?

(Как будто на деревьях клочья снега лежат.)
(Он не всех ветках задержался)

б) Чтение отрывка хором (хоровое чтение).

Читаем медленно, хорошо проговаривая все звуки, представляя себе картины.

- Что вы хотите донести до слушателей своим чтением?

(Радость, что наступила зима)
(Восхищение её неожиданным приходом)
(Восхищение красотой природы.)

IV. Итог урока. Рефлексия.

Какова была наша задача на уроке? Получилось ли её выполнить? С каким чувством вы заканчиваете урок? Захотелось выучить это стихотворение наизусть?

V. Домашнее задание:

Выучить стихотворение наизусть.