Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний и умений.
Цели урока:
Обучающая – систематизировать и обобщить теоретические знания, закрепить практические умения, проверить итоговые знания по разделу «Технология обработки ткани»;
Развивающая - способствовать развитию речи учащихся, развитию умения анализировать, сравнивать свою работу, способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету, развитию самостоятельности;
Воспитательная – способствовать формированию у учащихся навыков культуры труда: точности, аккуратности, экономного расхода материалов, умения планировать свою деятельность, воспитанию коммуникативности.
Оснащение урока:
- швейные машины,
- ножницы,
- иглы,
- портновский мелок,
- лоскуты ткани,
- планка,
- инструкционная карта по изготовлению панно,
- кроссворды,
- тест,
- карточки-задания,
- проектор,
- компьютер.
Методы обучения. Инструктаж, практическая работа, дидактические игры.
Ход урока
I. Организационный момент. Постановка цели и задач.
Сегодняшний урок – это путешествие по городу мастериц. Гуляя по нему, вы вспомните все, чему научились на уроках по технологии обработки ткани. В предстоящем путешествии нам поможет карта.(Слайд 1.Карта)
II. Основной материал
1.Первая остановка у нас в доме Храброго Портняжки. (Слайд 2. Карта)
У него на столе много инструментов. А какие вы узнаете, отгадав загадки:
А) Загадки.
Бежит свинка
Золотая спинка,
Носочек стальной,
Хвостик льняной.
(Иголка с нитками)Инструмент бывалый
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет, и стрижет.
(Ножницы)То назад, то вперед
Ходит, бродит пароход
Остановишь – горе,
Продырявит море.
(Утюг)
Проверка вариантов ответов. (Слайд 3. Инструменты)
Б)Работая, Храбрый Портняжка использует различные ткани, а вот что вы знаете о тканях, поможет узнать кроссворд. Пройдите к компьютерам и откройте тест. Кроссворд «Производство ткани» . (Приложение 1). Взаимопроверка кроссворда.
В) А теперь вам задание посложней: вот образцы ткани разложите их по группам – хлопчатобумажные, льняные, шерстяные и шелковые. А теперь положите шерстяные и шелковые ткани лицевой стороной вверх. (Проверка выполнения работы)
2. -Вы справились с заданием. Наше путешествие продолжается, мы подходим к дому Мастера Самоделкина. (Слайд 4. Карта) В его доме много машин, и, конечно, швейных. Сейчас мы узнаем, хорошо ли вы научились работать на швейной машине. Ответьте на вопросы:
- При помощи какого устройства швейная машина приводится в движение?
- Какие приводы вы знаете? (Проверка. Слайд 5. Приводы)
- Объясните последовательность заправки верхней нити в машину.
- А теперь, насколько вы знаете историю создания швейных машин, поможет мне тест: «Верите ли вы, что…». Пройдите к компьютерам и откройте необходимый тест. (Приложение 2 ,открывается с помощью приложения 5)
3. -Мы много сделали. А теперь отдохнем около клумбы.
Давайте сделаем разминку. (Физминутка по выбору).
-Продолжим. Вот Клумба (Слайд 6.Карта) с цветами и бабочками , но цветы не простые, а с заданием. Я предлагаю свойство ткани, а вы по этим свойствам дайте сравнительную характеристику шелковым и шерстяным тканям. (Слайд 7.Клумба)
4. Продолжим наш путь - нас ожидают в доме Белошвейки. (Слайд 8. Карта)
Белошвейками в старину называли мастериц, которые шили красивое белье. Посмотрим, сможете ли вы справиться с ее заданием.
Расставьте швы в соответствии с их названиями. Раздаточный материал. (Проверка на экране. Слайд 9. Виды швов)
5.Молодцы. Вы и здесь меня не подвели. У нас остался последний дом. Это Ателье Дюймовочки. (Слайд 10.Карта)
Дюймовочка показывает нам разные модели юбок. Назовите покрой каждой юбки. (Слайд. Юбки).
Ответьте на вопросы:
- Какие правила необходимо соблюдать при снятии мерок для построения чертежа юбки?
- Какие мерки необходимы для построения?
- Почему мерки Ст и Сб записываются в половинном размере?
Какие мерки записываются в полном размере?
-Наше путешествие подошло к концу. Теперь вы поняли, как много нового вы уже знаете. Эти знания помогут вам выполнить практическую работу – панно «Цветы».
III. Практическая работа.
1. Вводный инструктаж. (Приложение 3). Для быстрой и качественной работы в бригадах, задания рекомендуется распределить между всеми членами бригады.
2. Самостоятельная работа детей по карте.
3. Заключительный инструктаж.
IV. Уборка рабочих мест.
V. Подведение итогов.
Открыть слайдовую презентацию. (Приложение 4)