Цели:
- вооружать учащихся знаниями элементарных основ реалистического рисунка;
- формировать навык рисования зимних деревьев по представлению;
- закреплять умение передавать свои наблюдения в рисунке;
- развивать у детей способности, художественный вкус, творческое воображение;
- воспитывать бережное отношение к природе, экологическое мышление и поведение;
- знакомить с выдающимися художниками и их произведениями.
Оборудование урока:
Для учителя – чёрно-белые фотографии деревьев, детские рисунки.
Для учеников – листы тонированной бумаги, акварельные краски или гуашь, крупные и мелкие кисти, палитра.
Зрительный ряд: Репродукция картины К. Ф. Юона «Русская зима».
Ход урока
1. Проверка организации рабочих мест:
-Встаньте ровно. Тихо сядьте.
-Давайте проверим, все ли готовы к уроку.
-Что должно быть у вас на парте?
- Почему краски называются акварельными?
- Для чего нужна палитра?
2. Знакомство с картиной К. Ф. Юона «Русская зима»*:
Снег, снег, снег – царство снега. Вся деревенская улица в сказочно белых сугробах.
Зима-волшебница торжествует, властвует.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит
А. С. Пушкин
Берёзки в этом царстве, словно яблони в цвету, и рядом ель сквозь иней зеленеет. Рядом с маленькими ёлочками-сестричками, припорошенными снегом, растёт ёлочка постарше, одетая ещё наряднее, как для новогоднего праздника.
Тишиной, спокойствием и чистотой веет от спящей красавицы природы. Но жизнь людей идёт своим чередом. Группа ребятишек шагает с неизменной спутницей Жучкой. Дорогу замело. Утопая по колено в снегу, они оживлённо разговаривают, размахивая руками.
Мягких очертаний канава у дороги огибает пригорок с избушками, откуда высыпали гурьбой ребята. Работы у них непочатый край: лепить снежную бабу, покататься на санках, протоптать дорогу в глубоком снегу... Им не страшен мороз. Возле изб на пригорке остановились лошади, запряжённые в сани, едет мужчина верхом на лошади. Снег и мороз бессильны сковать жизнь.
Сероватые и голубоватые тона преобладают в картине, её светлый колорит превосходно передаёт русскую зиму во всей её прелести и красоте. Всё очень правдоподобно, нет ничего надуманного, фальшивого. В этом поэтическом изображении русской зимы чувствуется восторженная любовь художника к родной природе.
К. Ф. Юона называют поэтом русской зимы. Он любил изображать Москву и Подмосковье в зимнем убранстве, умел передавать в пейзажной живописи то восторженное настроение, которое не покидало его, пока он видел перед собой картины, созданные самой природой. Вспоминая то время, когда он изо дня в день работал с натуры, Юон признаётся: «Сияние утренних и вечерних зорь и белизна снежных покровов родной зимы дают мне самые дорогие для меня переживания и краски».
К этому можно добавить, что в пейзаже «Русская зима» чувствуются народные основы. Юона всегда отличали любовь и бережное отношение к народному творчеству в различных его проявлениях – будь то архитектура старинных русских городов и деревень или прикладное искусство.
Справка для учителя:
Константин Фёдорович Юон (1875 – 1958) провёл детство и отрочество на окраине Москвы – в Лефортове, где сохранились замечательные памятники старины. Именно здесь впервые возникло у него увлечение русской архитектурой, историей и русским национальным бытом.
Учился Юон в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, среди его преподавателей был замечательный русский художник В. А. Серов. Юон любил изображать древние русские города с их архитектурными памятниками. Много картин посвятил он Москве, её сказочному Кремлю. Художник очень любил природу. Чтобы изучить её, он много ездил по стране. Природа в произведениях Юона всегда яркая, радостная.
Беседа по картине:
- Какое время года изображено на картине?
- Видел ли кто-нибудь из вас похожий зимний пейзаж?
- Вспомните картины, где изображалась осень. Сравните их. ( Пейзажи Левитана и Остроухова, уже знакомые школьникам, вывешиваются на уроке.)
- Как изменилась природа зимой по сравнению с осенью?
- Кто из вас знает зимние загадки и пословицы? (Белая скатерть всё поле покрыла. В огне не горит, в воде не тонет. Береги нос в большой мороз.)
- Кто из вас любит зиму? Почему?
- В какие игры можно играть зимой?
- Посмотрите на картину и скажите, что делают ребята? Кто из вас умеет лепить снежную бабу? У кого есть санки или лыжи?
- Кто ещё кроме детей изображён на картине?
- Какие работы зимой выполняют взрослые? Кто из вас и как помогает им?
- Какое настроение передал художник этой картиной?
- Хорошо ли видны деревья, красота их очертаний на фоне заснеженной земли?
- Нравится ли вам эта картина? Почему?
3.Объявление темы и цели урока:
- Сегодня на уроке будем учиться рисовать зимние деревья.
-Давайте вспомним, из чего состоят деревья? (Ствол и ветви.)
- Какие они по форме? (Ствол внизу шире, а вверху уже; ветви, которые идут от ствола шире, а к концу уже.)
- А сейчас проверим, всё ли вы усвоили. (Показ рисунков с допущенными ошибками, которые нужно исправить.)
- Какие деревья нарисованы неправильно и почему?
- А теперь я хочу обратить внимание на порядок выполнения рисунка дерева:
- Вот и пришло время приступить к работе. Только вот не пришли наши Весёлые человечки с экскурсии. Подождём их. А чтобы не было так скучно, проведём физкультминутку.
4.Физкультминутка:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише-тише-тише,
А деревья выше, выше.
5. Объявление задания:
Входят Весёлые Человечки: Буратино, Мальвина, Знайка и Незнайка.
- Вижу у Вас Человечков, конверты. А в них, наверное, лежат задания для ребят. Сейчас посмотрим.
В них лежат рисунки деревьев и задания.
- Ребята, а ведь человечков у нас в гостях четверо и задания у них разные. Как же быть?
- Придумала! Мы разделимся на четыре творческие группы. И каждая группа выполнит по одному заданию. А в конце урока все рисунки объединим, сделаем выставку, и пусть тогда Весёлые Человечки посмотрят, всё ли у нас получилось.
- Внимание! Своё задание задаёт Буратино первой творческой группе. Вы должны представить себе то, о чём прочитано. Итак, слушаем.
КОНВЕРТ 1
Холодало. Последние листочки отрывались и улетали, и, казалось, что деревья раздетые. И тогда на землю пришёл мороз и сковал своей леденящей силой всё: и землю, и воду, и деревья. Это хозяйка зима послала своего слугу оповестить всё живое о её наступлении.
- О чём идёт речь?
- Представили ли вы себе картину?
- Какие деревья вы нарисуете?
Первая группа приступает к работе.
КОНВЕРТ 2. Задание от Мальвины. Слушаем и представляем.
И вот, однажды утром с неба упала снежинка, за ней ещё одна, и ещё, и ещё. И казалось, не будет им конца. Они кружились в воздухе, будто в танце, и затем ложились осторожно, легко, как бы боясь потревожить задремавшую природу.
- Что вы себе представили?
- Что нарисуете?
Вторая группа приступает к работе.
КОНВЕРТ 3
Но к вечеру вдруг затихло. Всё: и дома, и земля были в снегу Деревья стояли, будто живые люди, в лёгких белых нарядах. Снег лежал волнами, и блестел как сахар.
- Какими вы представили себе деревья?
- Какой основной цвет в вашей работе?
КОНВЕРТ 4
А на следующий день сквозь пелену туч на землю стал пробиваться луч солнца. Он прошёл по верхушкам, и они загорелись золотом. Тогда он перескочил на кустарник, и там всё заблестело, а когда луч солнца опустился на землю, то произошло чудо. Снег переливаясь то серебром, то золотом и солнечный лучик разбудили спящие деревья, и они, увидев такое сияние, заскрипели от удовольствия, как бы говоря: «Какая красота!»
- Какая вам видится картина?
- Как вы будете её изображать?
6. Выполнение задания:
Самостоятельная работа учащихся.
Задание: изобразить деревья с определённым характером и настроением по памяти и впечатлению.
7. Подведение итогов.
Коллективное обсуждение работ. Организация выставки работ, выполненных учащимися всего класса.
- Какая работа больше нравится? Почему?
Уборка рабочих мест.
____________________________________________________________
*материал для проведения знакомства с картиной художника К.Ф. Юона «Русская зима» взят из книги «Беседы по искусству в начальной школе» Н.В. Краснова изд. «Искусство», Москва, 1965 г. (стр. 22-24, стр. 26).