I. Цели:
1. Образовательная:
- повторение и систематизация изученного материала по темам “Основные свойства числовых неравенств” и “Решение неравенств”.
2. Развивающая:
- формирование приемов логического мышления, умения анализировать;
- развитие интереса к предмету и к сохранению здоровья.
3. Воспитательная:
- воспитание ответственного отношения к учебному труду;
- умение преодолевать учебные трудности;
- умение работать в коллективе;
- потребность заботы о своем здоровье.
II. Ядро содержания обучения.
1. Учащиеся должны знать:
- свойства числовых неравенств;
- правила решения числовых неравенств.
2. Учащиеся должны уметь:
- применять основные свойства числовых неравенств и правила решения неравенств на практике.
III. Предварительная подготовка учащихся: повторение материалов § 3 - § 7 учебника.
IV. Дидактические основания урока:
- Тип урока: обобщающий урок.
- Формы учебной работы учащихся:
- фронтальная работа,
- работа в группах,
- индивидуальная работа учащихся.
V. Средства обучения:
- информационные: учебник “Алгебра 8” под ред. С.А. Теляковского;
- дидактические: раздаточный материал, тест, “Лист ответа”;
- наглядные: компьютерная поддержка. (Презентация: Приложение 3 и Приложение 4. Музыкальное сопровождение: Звуковой файл)
VI. План урока:
- Организационный момент.
- Минутка релаксации.
- Устная работа. (“Капитан”)
- Упражнения, направляющие энергию на использование потенциала мозга без напряжения.
- Самостоятельная работа.
- Физкультурная минутка.
- Работа в группах.
- Зрительная гимнастика.
- Подведение итогов работы в группах.
- Выставление оценок.
- Домашнее задание.
- Итог урока.
Содержательно - деятельностный компонент.
Ход урока
I. Организационный момент урока.
Учитель. Ребята, у нас сегодня не обычный урок, а открытый, поэтому у нас много гостей. Обернитесь, посмотрите на них, поздоровайтесь и больше не оглядывайтесь. Садитесь.
II. Минутка релаксации.
(Включаем спокойную мелодию)
Учитель. Закрыли глаза, расслабились и мысленно повторяем за мной: “Я спокоен! Я справлюсь! У меня все получится! Мне все по силам!” Открыли глаза. Начинаем. Читаем. (см. Приложение 3. Слайд 1)
На предыдущих уроках мы с вами познакомились с числовыми неравенствами и их основными свойствами, с неравенствами с одним неизвестным, строгими и нестрогими неравенствами, рассмотрели правила решения неравенств. Для изучения следующей темы “Системы неравенств с одним неизвестным” нам нужно обобщить и систематизировать полученные ранее знания. (см. Приложение 3. Слайд 2)
III. Устная работа на уроке.
Ученики выполняют задание “Найди ошибку и объясни”.
Учитель. Кто будет капитаном? По взмаху руки капитана на правильный ответ мы хлопаем, а на неправильный топаем.
Учитель.
- Верно ли решены числовые неравенства? (см. Приложение 3. Слайд 3)
- Верно ли изображены числовые промежутки? (см. Приложение 3. Слайд 4-5)
Учащиеся исправляют ошибки, при этом формулируют правила решения неравенства и свойства числовых неравенств, которыми пользуются.
Учитель. Если правильно решили неравенства, то у нас появится девиз сегодняшнего урока:
“Здоровье – не всё, но все без здоровья – ничто” Сократ (см. Приложение 3. Слайд 6)
IV. Упражнения, направляющие энергию на использование потенциала мозга без напряжения.
Учитель. А сейчас предстоит ответственная работа, поэтому настроимся на нее.
Выходит ученик, который показывает и делает с ребятами упражнение:
“Ленивая восьмерка”. Вытянуть вперед руку, сжатую в кулак и с поднятым вверх большим пальцем. Затем начать медленно описывать в воздухе большой знак бесконечности (в виде лежащей восьмерки). Далее следует повторить это упражнение по 4 раза каждой рукой, потом - сцепив обе руки. На последнем этапе необходимо включить все тело, описывая эту восьмерку уже всем корпусом. Упражнение не только “заряжает мозги” - это отличное коррекционное упражнение после работы на компьютере.
V. Самостоятельная работа (тест).
Раздаются Листы с заданиями (Приложение 1). Вместе с тестом учащиеся получают “Лист ответа”. Звучит спокойная музыка, под нее учащиеся выполняют работу.
Лист ответов.
Ф. И. ученика ________________
Класс 8Б вариант _____
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
А |
||||||
Б |
||||||
В |
||||||
Г |
Выключается спокойная мелодия.
Учитель. Пока проверяется тест, мы снимем усталость и успокоим нервишки.
Проверка теста по ключу. (см. Приложение 3. Слайд 7) Проверяют двое учащихся во время физкультурной минутки.
VI. Физкультурная минутка.
Выходит ученик, который показывает и делает с ребятами упражнения.
Для спины, плечевого пояса, шеи (“Квазимодо”):
- Поднять плечи максимально вверх, подержать, опустить.
Тонизирующие упражнения:
- Свободное вращение головой в одну и другую сторону.
Для лица:
- Максимально широко улыбнулись, задержали “улыбку”, расслабились;
- Сильно нахмурились (свести брови), задержались, расслабились;
- Сильно удивились (поднять брови), задержать, расслабились.
Учащиеся говорят оценки ребятам после проверки.
VII. Решение задач по группам.
Класс делится на равносильные три группы по рядам. Каждой группе раздается набор карточек-домино. (Приложение 2) После правильного решения неравенств и составления цепочки домино получится последовательность чисел, написанных отдельно на карточках.
На игру и подведение итогов отводится 10 мин.
Учитель. Пока мы подводим итоги с капитанами, ваши глаза отдохнут.
VIII. Зрительная гимнастика на компьютере.
(Включается любая компьютерная программа для глаз)
IX. Подведение итогов работы в группах.
Капитаны восстанавливают цепочку чисел, которую они подставят в текст. Таких чисел пять, для каждого ряда свои, в тексте выделены подчеркиванием.
Учитель. Прочитаем текст, который у нас получился после подстановки правильных решений неравенств. (см. Приложение 3. Слайд 8-10)
1 группа
В Россию табак завезен английскими купцами в 1585 году через Архангельск. Царь Михаил Федорович вел жестокую борьбу с курильщиками: уличая 1 раз в курении – 60 ударов палок по стопам; 2 раз – резали носы, уши, ссылали в дальние города.
А вот Петр I стал внедрять табакокурение: по его мнению - это способствовало принципам западной цивилизации. Считалось, что табак целебен, его дым отпугивает болезни, злых духов. Табак считали стимулирующим и успокаивающим средством. Табачные листья использовались как лечебное вещество.
Что касается Петра I. Славный царь простудился, заболел и вследствие слабости прокуренных легких умер до срока.
Подсчитано, что каждый курильщик выкуривает за год 1,55 кг табака.
Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут.
2 группа
Каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением. За год – это 2,5 млн. человек.
Подсчитано, что население земного шара за год выкуривает 12 биллионов (миллион миллионов) папирос и сигарет! Поистине астрономические цифры. Общая масса окурков – 2 520 000 тонн.
Медики назвали курение - чумой XX века. Ухудшается память, внимание, почерк, глазомер. Курение повышает риск инфаркта, инсульта, заболеваний мозга, язвы, гангрена конечностей.
Курение или здоровье - выбирайте сами. Появился термин: “болезни, связанные с курением”. В течение года у курильщика в легких накапливается около 1 кг табачного дегтя.
3 группа
Борьба с курением.
Англия – вычитают деньги из зарплаты за время, проведенное в курительной комнате.
Дания – запрещено курить в общественных местах.
Сингапур – курение – 500 долларов штраф. Нет рекламы на табачные изделия.
Финляндия – врачи установили 1 день - 17 ноября, когда курильщики приходят на работу без сигарет.
Япония г. Ваки – решение: 3 дня в месяц без курения.
Франция – После антитабачной кампании число курильщиков сократилось более чем на 2 млн. человек.
X. Выставление оценок.
Учитель отмечает учащихся, которые активно работали на уроке, выставляет оценки.
Учитель. Запишем домашнее задание, а затем подведем итоги.
XI. Домашнее задание.
Три ступеньки задания: обязательное; тренировочное, творческое. (см. Приложение 3. Слайд 11)
- № 879 (а, б), 880 (а)
- № 881 (а)
- составить тест из 6 заданий по теме: “Решение неравенств”.
XII. Подведение итогов урока.
Учитель. Чему учились? Что понравилось? Что не понравилось? Как сохраняли здоровье?
На этой оптимистичной ноте о сохранении здоровья и о вреде курения мы закончим. Внимание на экран. Спасибо за урок.
Включается музыка из М/Ф “Остров Сокровищ” - Куренье вред. (Звуковой файл.mp3) Презентация 2. (Приложение 4)