Решение неравенств с использованием здоровьесберегающих технологий (8-й класс)

Разделы: Математика, Спорт в школе и здоровье детей

Класс: 8


I. Цели:

1. Образовательная:

  • повторение и систематизация изученного материала по темам “Основные свойства числовых неравенств” и “Решение неравенств”.

2. Развивающая:

  • формирование приемов логического мышления, умения анализировать;
  • развитие интереса к предмету и к сохранению здоровья.

3. Воспитательная:

  • воспитание ответственного отношения к учебному труду;
  • умение преодолевать учебные трудности;
  • умение работать в коллективе;
  • потребность заботы о своем здоровье.

II. Ядро содержания обучения.

1. Учащиеся должны знать:

  • свойства числовых неравенств;
  • правила решения числовых неравенств.

2. Учащиеся должны уметь:

  • применять основные свойства числовых неравенств и правила решения неравенств на практике.

III. Предварительная подготовка учащихся: повторение материалов § 3 - § 7 учебника.

IV. Дидактические основания урока:

  1. Тип урока: обобщающий урок.
  2. Формы учебной работы учащихся:
  • фронтальная работа,
  • работа в группах,
  • индивидуальная работа учащихся.

V. Средства обучения:

  • информационные: учебник “Алгебра 8” под ред. С.А. Теляковского;
  • дидактические: раздаточный материал, тест, “Лист ответа”;
  • наглядные: компьютерная поддержка. (Презентация: Приложение 3 и Приложение 4. Музыкальное сопровождение: Звуковой файл)

VI. План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Минутка релаксации.
  3. Устная работа. (“Капитан”)
  4. Упражнения, направляющие энергию на использование потенциала мозга без напряжения.
  5. Самостоятельная работа.
  6. Физкультурная минутка.
  7. Работа в группах.
  8. Зрительная гимнастика.
  9. Подведение итогов работы в группах.
  10. Выставление оценок.
  11. Домашнее задание.
  12. Итог урока.

Содержательно - деятельностный компонент.

Ход урока

I. Организационный момент урока.

Учитель. Ребята, у нас сегодня не обычный урок, а открытый, поэтому у нас много гостей. Обернитесь, посмотрите на них, поздоровайтесь и больше не оглядывайтесь. Садитесь.

II. Минутка релаксации.

(Включаем спокойную мелодию)

Учитель. Закрыли глаза, расслабились и мысленно повторяем за мной: “Я спокоен! Я справлюсь! У меня все получится! Мне все по силам!” Открыли глаза. Начинаем. Читаем. (см. Приложение 3. Слайд 1)

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с числовыми неравенствами и их основными свойствами, с неравенствами с одним неизвестным, строгими и нестрогими неравенствами, рассмотрели правила решения неравенств. Для изучения следующей темы “Системы неравенств с одним неизвестным” нам нужно обобщить и систематизировать полученные ранее знания. (см. Приложение 3. Слайд 2)

III. Устная работа на уроке.

Ученики выполняют задание “Найди ошибку и объясни”.

Учитель. Кто будет капитаном? По взмаху руки капитана на правильный ответ мы хлопаем, а на неправильный топаем.

Учитель.

  1. Верно ли решены числовые неравенства? (см. Приложение 3. Слайд 3)
  2. Верно ли изображены числовые промежутки? (см. Приложение 3. Слайд 4-5)

Учащиеся исправляют ошибки, при этом формулируют правила решения неравенства и свойства числовых неравенств, которыми пользуются.

Учитель. Если правильно решили неравенства, то у нас появится девиз сегодняшнего урока:

“Здоровье – не всё, но все без здоровья – ничто” Сократ (см. Приложение 3. Слайд 6)

IV. Упражнения, направляющие энергию на использование потенциала мозга без напряжения.

Учитель. А сейчас предстоит ответственная работа, поэтому настроимся на нее.

Выходит ученик, который показывает и делает с ребятами упражнение:

“Ленивая восьмерка”. Вытянуть вперед руку, сжатую в кулак и с поднятым вверх большим пальцем. Затем начать медленно описывать в воздухе большой знак бесконечности (в виде лежащей восьмерки). Далее следует повторить это упражнение по 4 раза каждой рукой, потом - сцепив обе руки. На последнем этапе необходимо включить все тело, описывая эту восьмерку уже всем корпусом. Упражнение не только “заряжает мозги” - это отличное коррекционное упражнение после работы на компьютере.

V. Самостоятельная работа (тест).

Раздаются Листы с заданиями (Приложение 1). Вместе с тестом учащиеся получают “Лист ответа”. Звучит спокойная музыка, под нее учащиеся выполняют работу.

Лист ответов.

Ф. И. ученика ________________

Класс 8Б вариант _____

 

1

2

3

4

5

6

А

           

Б

           

В

           

Г

           

Выключается спокойная мелодия.

Учитель. Пока проверяется тест, мы снимем усталость и успокоим нервишки.

Проверка теста по ключу. (см. Приложение 3. Слайд 7) Проверяют двое учащихся во время физкультурной минутки.

VI. Физкультурная минутка.

Выходит ученик, который показывает и делает с ребятами упражнения.

Для спины, плечевого пояса, шеи (“Квазимодо”):

- Поднять плечи максимально вверх, подержать, опустить.

Тонизирующие упражнения:

- Свободное вращение головой в одну и другую сторону.

Для лица:

- Максимально широко улыбнулись, задержали “улыбку”, расслабились;

- Сильно нахмурились (свести брови), задержались, расслабились;

- Сильно удивились (поднять брови), задержать, расслабились.

Учащиеся говорят оценки ребятам после проверки.

 VII. Решение задач по группам.

Класс делится на равносильные три группы по рядам. Каждой группе раздается набор карточек-домино. (Приложение 2) После правильного решения неравенств и составления цепочки домино получится последовательность чисел, написанных отдельно на карточках.

На игру и подведение итогов отводится 10 мин.

Учитель. Пока мы подводим итоги с капитанами, ваши глаза отдохнут.

VIII. Зрительная гимнастика на компьютере.

(Включается любая компьютерная программа для глаз) 

IX. Подведение итогов работы в группах.

Капитаны восстанавливают цепочку чисел, которую они подставят в текст. Таких чисел пять, для каждого ряда свои, в тексте выделены подчеркиванием.

Учитель. Прочитаем текст, который у нас получился после подстановки правильных решений неравенств. (см. Приложение 3. Слайд 8-10)

1 группа

В Россию табак завезен английскими купцами в 1585 году через Архангельск. Царь Михаил Федорович вел жестокую борьбу с курильщиками: уличая 1 раз в курении – 60 ударов палок по стопам; 2 раз – резали носы, уши, ссылали в дальние города.

А вот Петр I стал внедрять табакокурение: по его мнению - это способствовало принципам западной цивилизации. Считалось, что табак целебен, его дым отпугивает болезни, злых духов. Табак считали стимулирующим и успокаивающим средством. Табачные листья использовались как лечебное вещество.

Что касается Петра I. Славный царь простудился, заболел и вследствие слабости прокуренных легких умер до срока.

Подсчитано, что каждый курильщик выкуривает за год 1,55 кг табака.

Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут.

2 группа

Каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением. За год – это 2,5 млн. человек.

Подсчитано, что население земного шара за год выкуривает 12 биллионов (миллион миллионов) папирос и сигарет! Поистине астрономические цифры. Общая масса окурков – 2 520 000 тонн.

Медики назвали курение - чумой XX века. Ухудшается память, внимание, почерк, глазомер. Курение повышает риск инфаркта, инсульта, заболеваний мозга, язвы, гангрена конечностей.

Курение или здоровье - выбирайте сами. Появился термин: “болезни, связанные с курением”. В течение года у курильщика в легких накапливается около 1 кг табачного дегтя.

3 группа

Борьба с курением.

Англия – вычитают деньги из зарплаты за время, проведенное в курительной комнате.

Дания – запрещено курить в общественных местах.

Сингапур – курение – 500 долларов штраф. Нет рекламы на табачные изделия.

Финляндия – врачи установили 1 день - 17 ноября, когда курильщики приходят на работу без сигарет.

Япония г. Ваки – решение: 3 дня в месяц без курения.

Франция – После антитабачной кампании число курильщиков сократилось более чем на 2 млн. человек.

X. Выставление оценок.

Учитель отмечает учащихся, которые активно работали на уроке, выставляет оценки.

Учитель. Запишем домашнее задание, а затем подведем итоги.

XI. Домашнее задание.

Три ступеньки задания: обязательное; тренировочное, творческое. (см. Приложение 3. Слайд 11)

  • № 879 (а, б), 880 (а)
  • № 881 (а)
  • составить тест из 6 заданий по теме: “Решение неравенств”.

XII. Подведение итогов урока.

Учитель. Чему учились? Что понравилось? Что не понравилось? Как сохраняли здоровье?

На этой оптимистичной ноте о сохранении здоровья и о вреде курения мы закончим. Внимание на экран. Спасибо за урок.

Включается музыка из М/Ф “Остров Сокровищ” - Куренье вред. (Звуковой файл.mp3) Презентация 2. (Приложение 4)

Приложение 3.