Цель проведения:
- активизировать познавательную деятельность учащихся,
- закрепить полученные знания на уроках,
- способствовать воспитанию у детей чувства коллективизма и взаимопомощи.
Подготовка к мероприятию:
- Подготовка к игре начинается за 3 недели до проведения. Учащиеся разбиваются по желанию на команды, выбирают название, девиз, готовят костюмы.
- В программе турнира предусмотрены 2 конкурса творческого характера, которые предлагаются участникам в качестве домашнего задания: инсценировка любого мифа и выпуск исторического тематического журнала (тему определяют сами участники).
- На турнир приглашаются гости: родители, учителя.
- Для оценки результатов турнира создаётся жюри из учащихся старших классов, родителей и учителей (5 человек).
Оформление:
- приложение
- в зале развешиваются плакаты (“История – учительница жизни”, “Изучая предков, узнаём себя”), исторические газеты, рисунки учащихся, кроссворды.
- мультимедийный проектор,
- магнитофон.
Программа турнира:
- Приветствие команд.
- Конкурс-разминка “Дальше-дальше”.
- Конкурс “Историческая география”.
- Конкурс “Жили ли они?”.
- Конкурс “Понятийный”.
- Конкурс для зрителей “Загадки древних”.
- Конкурс “Героический” – Кто?...
- Конкурс “Крылатые выражения”.
- Конкурс “Исторический портрет”.
- Конкурс “Архитектурный”.
- Представление исторических журналов.
- Конкурс театральный.
- Подведение итогов.
Ход игры
Звучит мелодия песни “Арго”, под которую на сцену выходят участники турнира
1. Приветствие команд.
Команды выступают с приветствием. Жюри выставляет оценки командам за их выступление.
2. Конкурс-разминка “Дальше-дальше”.
Команды соревнуются в том, кто быстрее и правильнее ответит на 10 вопросов за 2 минуты.
Вопросы 1-й команде:
- Исследование, рассказ о событиях (История).
- Вера в духов и богов (Религия).
- Мастер, изготовлявший изделие из глины, дерева, металла (Ремесленник).
- Наука, изучающая звёзды, планеты (Астрономия).
- Статуя, изображающая льва с головой человека (Сфинкс).
- Тяжёлое бревно, один конец которого обит металлом (Таран).
- Знатные люди, царские чиновники (Вельможи).
- Небольшие самостоятельные государства Греции (Полис).
- Девять знатных правителей, осуществлявших суд в Атике (Архонты).
- Переселенцы, жившие в Риме (Плебеи).
Вопросы 2-й команде:
- Несколько родовых общин, живущих в одной местности (Племя).
- Сбор в пользу государства (Налог).
- Принадлежность людей от рождения к определённой группе (Каста).
- Взять во временное пользование за плату землю, имущество (Аренда).
- Совет знати в Древней Греции (Ареопак).
- Главная торговая площадь Афин (Агора).
- Место для зрелищ (Театр).
- Торжественный въезд полководца-победителя в Рим (Триумф).
- Сопровождающий ребёнка раб (Педагог).
- Специалист по строительству зданий (Архитектор).
3. Конкурс “Историческая география”.
Учащиеся должны показать знания по исторической географии.
Вопросы 1-й команде:
- “Дар Нила”, “Кемет”, “Чёрная земля”. О каком государстве идёт речь? (Египет)
- Далеко ли Месопотамия находилась от Междуречья? (Название одного государства)
- Древняя страна, расположенная между морем и цепью Ливанских гор (Финикия)
- Назовите страну, где протекает река Ганг? (Индия)
- Столица Ассирийской державы, которую называли “логовищем львов и городом крови”? (Ниневия)
- В каких странах были самые длинные крепостные стены? (Китай – Великая китайская стена; Афины – порт Пирей)
Вопросы 2-й команде:
- Река “тысячи бедствий”, “блуждающая река”, “горе Китая” - назовите её (Хуанхэ)
- “Страна телят” - как она называется? (Италия)
- Знаменитые висячие сады Семирамиды были созданы в… (Вавилон)
- Жители какого государства с детства учились говорить кратко, лаконично? (В Спарте)
- Христианство возникает в I веке нашей эры на краю Римской империи. Назовите где. (В Палестине)
- Иранцы называли его Ашаена (Суровое море), турки – Карадениз (Мрачное море), греки – Понт Эвксинский (Негостеприимное море). Как называем его мы? (Чёрное море)
4. Конкурс “Жили ли они?”.
Из предложенного списка имён выбирается, кто был историческим лицом с указанием где жил и действовал, а кто был героем мифа.
1-я команда 2-я команда Ганнибал Посейдон Хеопс Геракл
Аполлон Спартак
Сет Одиссей
Солон Тутмос
Перикл Кир Хаммурапи Аларих
Прометей Фидий
Гомер Эсфил
Ахиллес Гефест
5. Конкурс “Понятийный”.
В пакеты вложены буквы, из которых нужно сложить слова и объяснить их значение.
1-я команда 2-я команда Демократия Республика 6. Конкурс для зрителей “Загадки древних”.
Зажиточные греки не любили есть в одиночку. На званых обедах главным считалась не еда, а беседа. За столом разговаривали, рассказывали занимательные истории, слушали музыку, пели, устраивали игры в вопросы и ответы. Вот их загадки:
- Я – чёрное дитя сверкающего отца; птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков; едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе. (Дым)
- Когда ты на меня смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз. Когда ты говоришь, глядя на меня, я открываю рот и двигаю губами, но молча, ибо у меня нет голоса. (Зеркало)
- Не говори ничего, и ты выразишь моё имя. Но, если ты назовёшь меня, говоря моё имя, о, чудо! Ты не выразишь меня. (Молчание)
- Кто ходит утром на четырёх ногах, днём – на двух, а вечером – на трёх. Никто из всех существ, живущих на земле не изменяется так, как он. Когда он ходит на четырёх ногах, тогда меньше у него сил, медленнее движется он, чем в другое время. (Человек)
7. Конкурс “Героический” – Кто?...
Участники должны назвать имя исторического деятеля, связанного с названной датой.
- Вопросы 1-й команде:
- ... в 490 г. до н.э. разгромил превосходившие силы противника на Марафонской равнине? (Мильтиад)
- … в 334 – 325 гг. до н.э. осуществил великий поход в Азию, Египет, Междуречье? (Ал. Македонский)
- … в 480 г. до н.э. выиграл Саламинское сражение? (Фемистокл)
- … в 202 г. до н.э. одержал победу близ города Зама? (Сципион)
Вопросы 2-й команде:
- …в 480 г. до н.э. погиб в Фермопильском проходе, защищая Среднюю Грецию? (Леонид)
- … в 216 г. до н.э. разгромил римское войско при Каннах? (Ганнибал)
- … в 31 г. до н.э. проиграл сражение у мыса Акций? (Марк Антоний)
- … в 49 г.до н.э. перейдя Рубикон, двинулся на Рим? (Гай Юлий Цезарь)
8. Конкурс “Крылатые выражения”.
Конкурс капитанов. Объяснить крылатые выражения.
Вопросы 1-й команде:
- Слава Герострата (Позорная слава. Герострат в 356 г. до н.э. сжёг храм Артемиды в Эфесе)
- Драконовские законы (Суровые законы, автором которых был архонт Драконт)
- Пиррова победа (Сомнительная победа, победа, равная поражению. В 280 г. до н.э. Пирр одержал победу, потеряв большую часть армии)
Вопросы 2-й команде:
- Нить Ариадны (Способ выйти из затруднительного положения. Миф о Тесее и Минотавре)
- Яблоко раздора (Предмет спора, причина вражды. Повод для Троянской войны)
- Разрубить гордиев узел (Решить сложное, запутанное дело. Ал. Македонский разрубил узел в городе Гордий)
9. Конкурс “Исторический портрет”.
Проецируются на экран портреты исторических деятелей, а участники должны определить, кому принадлежат следующие высказывания:
Вопросы 1-й команде:
- Я … царь справедливый, которому бог Солнца даровал законы, мои слова превосходны, мои дела бесподобны. (Хаммурапи)
- Какой великий артист погибает! (Нерон)
Вопросы 2-й команде:
- Я, точно волк, вертелся среди стаи псов. (Солон)
- Даже дикие звери имеют норы и логово, а у тех, кто сражался и умирал за Рим, нет ничего кроме воздуха и света. (Тиберий Грак)
10. Конкурс “Архитектурный”.
Играют обе команды одновременно. Каждая из команд приводит свой вариант названий памятников архитектуры и места их нахождения. Учитывается, какая команда назовет их большее количество.
11. Представление исторических журналов.
Каждая из команд представляют свой выпуск исторического тематического журнала (пример приведен в Приложении 1). Команды стараются убедить зрителя, что их выпуск самый интересный и объяснить, почему они выбрали именно эту тему.
12. Театральный конкурс (домашнее задание).
Команды показывают свою инсценировку выбранного ими мифа. При оценке конкурса особо учитываются выразительность представленных образов и содержание исторического материала.
13. Подведение итогов. Награждение команд.
Председатель жюри подводит итоги игры. Член жюри со стороны родителей вручает награды командам. Затем даётся слово капитанам команд. С заключительным словом выступает учитель, который отмечает наиболее удачные моменты выступлений, как команд, так и учащихся.
Список литературы для учителей.
- Анашина Н.Ю. День истории в школе. Интеллектуальные игры и развлечения. - Ярославль: Академия развития, 2008.
- Ботвинник М.Н. и др. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. – М. Просвещение, 1987.
- Годер Г.И. Задания и задачи по истории Древнего мира: Пособие для учителя. - М. Просвещение, 1996.
- Заморовский В. Путешествие к семи чудесам света. – М. Детская литература, 1980.
- Кулагина Г.А. Сто игр по истории. – М. Просвещение, 1983.
- Макарова С.М. Организация и проведение исторических игр. – Саратов. Изд. Научная книга, 2002.
- Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5 – 9 классы. – М. Айрис-Пресс, 2006.