Методическая разработка урока по теме "Одежда и мода. Почему мы так одеты"

Разделы: Технология


Тип урока: урок – игра.

Цели и задачи:

  1. Дать учащимся представление о современной моде и научить их ориентироваться в мире моды.
  2. Развивать у учащихся чувства вкуса, красоты и умеренности в одежде.
  3. В ходе игры воспитывать у учащихся навыки коллективной работы и умение принимать самостоятельные решения.

Межпредметные связи:

  1. История 5-6 класс.
  2. Изобразительное искусство.
  3. Технология 5-7 класс.

Организация учебной работы.

Методы обучения:

  • беседа с использованием проблемных вопросов;
  • объяснение нового материала с демонстрацией образцов моделей и эскизов;
  • формирование соответствующих знаний по средствам игровых приемов.

Средства обучения:

  1. Схема игры (на планшете) с указаниями баллов.
  2. Карточки – лото для I этапа игры.
  3. Иллюстрации, журналы мод, эскизы.
  4. Картонные куклы с предметами одежды для II этапа игры.
  5. Тестовые задания “Словарь моды” для III этапа.
  6. Плакат к заданию “Словарь моды”.

План урока:

  1. Организационная часть, постановка целей и задач урока.
  2. Повторение по теме “Основы композиции”. Игра в лото I этап игры.
  3. Объяснение нового материала:
  1. Значение моды в современной жизни.
  2. История развития моды в ХХ столетии.
  3. II этап игры - “ Одень куклу”.
  4. III этап игры - “ Словарь моды”.
  1. Подведение итогов урока.

Задание на дом: подготовить информацию о современных российских модельерах.

Ход урока

I. Постановка целей и задач урока.

  • Вы никогда не задумывались вопросом: чем привлек вас новый знакомый или знакомая? (Сначала человек должен понравиться внешне.)

Совершенно верно. Ум, доброта, чуткость – все это вы узнаете потом. А пока… Стиль и выразительность одежды, со вкусом выбранные материалы, силуэт, а главное, все подчинено времени, месту и фигуре. У Вас возникло желание поближе познакомиться с этим человеком.

Для примера давайте представим себе следующую ситуацию: лохматая девушка в драных джинсах, в пляжных туфлях со жвачкой во рту пришла устраиваться на работу. Начальник рассуждает приблизительно так: “ Неряшливая легкомысленная “девица”. Вряд ли она сможет серьезно работать. Нет, таких нам не надо…”. А девушка и не подозревает, почему ей отказали.

  • Какой вывод мы можем сделать, анализируя эти два примера? (Дети говорят о внешнем виде, о первом впечатлении, об аккуратности и т.д.)

Правильно. Для установления контакта при общении первое впечатление, зрительное восприятие являются очень важными. Ведь это “провожают по уму, а встречают по одежке”. По одежде, манерам, позе, жестам составляется положительное впечатление о человеке, зачастую бессознательно, формируются симпатии или антипатии. Плохо одетые, неопрятные люди всегда вызывают чувства досады, неловкости, с ними не хочется общаться.

Таким образом, культура одежды составляет немаловажную часть культуры человека. Чтобы одежда украшала вас, следует овладеть искусством одеваться со вкусом. Об этом мы и поговорим на сегодняшнем уроке, тема которого “Почему мы так одеты ”.

II. Повторение пройденного материала.

Мы с Вами уже говорили об истории возникновения одежды и основных понятиях в художественном оформлении одежды. Для начала повторим пройденный материал. А чтобы было интереснее, повторение проведем в виде игры. С самого раннего детства ребенок познает мир через игру. Играют обычно по определенным правилам. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение игроков и их взаимоотношения между собой. Поэтому мы с вами будем играть по правилам: разделимся на 2 группы и каждая группа или команда будет набирать очки или баллы в соответствии со схемой игры. (указать схему на плакате см. Приложение №1)

I этап нашей игры – “лото”. Каждой команде будет представлено по две карточки. На первой необходимо разложить рисунки в соответствии с названиями исторических стилей в одежде (мах 9 баллов). На второй – разложить карточки в соответствии с определениями (мах 6 баллов), всего 15 баллов, еще один бал можно заработать за скорость, кто первый закончит, поднимает сигнальную карточку. (Карточки лото см. в Приложении №2 и Приложение №3. Результаты записать в схеме игры.)

III. Объяснение нового материала.

Едва ли можно представить себе современную женщину, которая взамен старого платья захотела бы сшить точно такое из такого же материала и того же покроя. Это было бы слишком скучно, не только для нее, но и для окружающих её людей. Ведь от одежды мы получаем больше, чем просто защиту от не погоды. Выбирая новый костюм, каждый из нас стремится раскрыть свою личность, преподнести в наилучшем виде. И, оказывается, хочет он того или нет, вовлеченным в моду. Ведь именно мода подсказывает: во что одеться, на какую модель обратить внимание.

  • Так что же такое мода? (Мода – непродолжительное господство в определенной общественной среде, тех или иных вкусов.)

Мода – понятие широкое и трудно определимое. Люди ищут ответа: “Что же такое мода?”, жаждут точности и определенности, а ее не было и нет. Слишком это сложное, неоднозначное явление. В нем своеобразно – и каждый раз по-новому – отображается наша жизнь: духовная и материальная. Мода рождается, живет и умирает. Весь этот процесс длится сравнительно не долго. Когда-то считали средней продолжительность жизни моды 7 -10 лет, но в последнее время, кажется, и этот срок сократился.

Как, где, под влиянием каких обстоятельств рождается новая мода? На этот счёт существуют разные мнения. Считают, например, что мода - дитя улицы, подкидыш, оставленный на мостовой художником-модельером, который не редко остается безымянным. Сердобольные прохожие по началу не замечают подкидыша. Потом начинают разглядывать его с интересом и любопытством и долго размышляют, стоит ли чествовать его и лелеять. Наиболее непосредственные и эмоциональные решительно встают на его сторону и, не обращая внимания (зачем Вам это уродец) заявляют, что он прекрасен, он лучше всех на свете. Проходит не много времени, подкидыш отмыт, ухожен, и все готовы аплодировать ему…

Возможно, как сравнение, и это немного хромает, но дело обстоит приблизительно так. В распространении моды, а главное, в создании общественного мнении по поводу той или иной новинки, ведущую роль играют кумиры публики, знаменитости, которые на приемах, парадах, модных курортах появляются в платьях известного модельера и утверждают новую моду. Затем роль её распространителя естественно переходит к телевидению и кино. Живой пример намного убедительнее картинки в журнале. Первые журналы мод появились во второй половине 18 века. Сначала в Англии в 1770 г. “the Lady’s magazine”, а затем во Франции (Галантный Меркурий), потом в Германии, Голландии и Италии. Самым популярным стал “Gallery of fashion”. Берлинский “Die Modenwelt” переводился на 14 языков. Американские журналы “Harper’s Bazaar” и “Vogue”. Через журналы мод художники приобретали имя, становились известными, оказывали влияние на широкие слои населения, а нередко превращались в диктаторов, законодателей моды.

Наряду с “острыми” предложениями есть идеи и модели, которым суждено пройти проверку временем и остаться в истории моды, и даже использоваться долгие десятилетия. Так появляется классика моды, модели с небольшими поправками переходящие из сезона в сезон. Это и “английский костюм” начала 30х годов, и “маленькое черное платье”, созданное Габриэль Шанель, и пальто – тренч, похожее на плащ. Давайте же поговорим о создателях модных направлений. Не будем углубляться в историю моды. Мои помощники расскажут Вам о развитии моды в ХХ столетии (у учащихся было домашнее задание на эту тему).

I ученик: Коренные изменения в женской моде произошли, когда известный французский модельер Поль Пуаре упразднил корсеты и укоротил женское платье (он всего лишь приоткрыл лодыжку). Но тогда это было воспринято как невиданная дерзость, как покушение на мораль и нравственность.

II ученик: Немного позже, в 20-ые годы знаменитая Габриэль Шанель совершила еще один смелый шаг, начав активнейшим образом внедрять в женский гардероб исконно мужские предметы одежды- пиджак, брюки, строгие рубашки с галстуками, в корне изменив тем самым стиль женской одежды. Сначала это шокировало, а потом спокойно вошло в жизнь.

Как мы уже знаем, мода не возникает на пустом месте, она всегда и точно, как лакмус, отражает малейшие изменения, происходящие в нашей жизни. Первая мировая война забрала миллионы мужчин. Ниспровергая вековые устои, женщины стали активнее включаться в трудовую и общественную деятельность. Отсюда и новый стиль. Вторая мировая война тоже внесла свои изменения – женская одежда стала еще больше походить на военную форму - широкие приподнятые плечи (с массивными плечевыми накладками) затянутая талия, юбки стали короче, обувь на высоком каблуке и толстой подошве-танкетке.

III ученик: Но война прошла, и возникло желание забыть об ужасах и лишениях. Хотелось спокойной, тихой, мирной жизни. И мода провозгласила новый образ. Его творцом стал французский модельер: Кристиан Диор. Это была своего рода революция. Диор упразднил плечевые накладки, плечи стали покатыми. Втачные рукава всё чаще стали заменяться цельнокроеными и регланом. Напуск на талии сменился легким облеганием. Юбки слегка удлинились, закрыв игры ног. Обувь стала на плоской подошве (“галошки”). Появились нижние юбки и прозрачные капроновые блузки.

В войну закрылись почти все фирмы входившие в “от кутюр” (высокая мода). Больше, чем когда либо, стало ясно, что мода не может ориентироваться лишь на тех, кто имеет сверх доходы. Успех и популярность нужно искать у массового потребителя,). Он хотел покупать одежду в магазине и не претендовал на её уникальность. Самыми практичными оказались женщины – кутюрье: Вионне и Пакен, Жанна Ланвен, Габриэль Шанель, Соня Делоне, Эльза Скиарелле.. Рядом с “от кутюр” появилась мода “прет – а - порте” или мода, ориентированная на промышленность. Это разделение существует и по сей день, правда, время и сюда внесло свои коррективы. Пьер Карден стал не только выдающимся дизайнером одежды, но и истинным реформатором моды. Он стал размножать свои модели в 1960 г. Карден поднял “прет – а - порте” до уровня “от кутюр”. Для промышленного производства скрупулезно разрабатывалась технология, доводился до совершенства крой – ведь вещи должны хорошо сидеть на любой фигуре. За это его даже исключили из профсоюза, считавшего, что высокая мода не может иметь ничего общего с массовым производством. Пьер Карден создал целую империю моды.

IV ученик: Три завода во Франции и множество предприятий в 93 странах мира производят изделия с фирменным знаком Пьера Кардена – на них в общей сложности занято около 140 тысяч человек. Около 600 лицензий фирма Кардена продает в другие страны. Только во Франции имеется 5 тысяч магазинов, филиалов Дома Моделей.

А ведь Пьер Карден всего лишь один из французских модельеров. Конечно, с Францией трудно соперничать. Но все же известны такие случаи, когда с ней конкурируют другие страны – например, Англия. Так в конце 60-х годов мини - моду предложили почти одновременно англичанка Мери Куант и француз Андре Курреж. И поставили на поток новую моду – стиль манекенщицы Твигги. Высокая худенькая девочка подросток с кукольными глазами и с короткой стрижкой. Она стала демонстрировать мини – юбки и мини – платья. Вместо роскошных неземных красавиц – девчонка, как могли бы одеваться многие – доступно, без вызывающей роскоши. Новый идеал, новый имидж красоты, новая косметика, новые прически. Лицо Твигги – лицо “десятилетия”. Журналисты иронизировали: “Англия дала миру Шекспира и Твигги. Мода стремительно меняется. Но есть в мире моды не проходящая классика – это “костюм Шанель”.

  • В чем особенность этого костюма? Почему он так известен?

V ученик: В авторском исполнении - это костюм из мягкой буклированной ткани, с прямой юбкой и строгим, без воротника жакетом, отделанным тесьмой, чаще всего уникальной. Его носят с одноцветной шелковой блузкой, украшенной бантом , с многочисленными цепочками на шее. Костюм отличается элегантностью и определенной, несколько смягченной деловитостью, которая не мешает женщине оставаться привлекательной, женственной. Костюм “Шанель” остается в моде более шести десятков лет – он практичен, идет всем независимо от возраста и комплекции.

Таким образом, возможности выбора расширялись. Мы уже могли носить прямую одежду, приталенную и полуприлегающую. Если нам не хотелось привлекать внимание к своим ногам, мы могли заменить мини – юбку брюками.

В середине 70х годов ключевые позиции занял “джинсовый стиль”, который впоследствии соединился с массовым увлечением фольклором. Это ярко вышитые букетики на блузках и юбках, из бабушкиных сундуков доставались светлые, вышитые крестиком блузки.

В конце 70х в моду входит совершенно иной стиль – “ретро”. Привыкнув к свободе и непринужденности в джинсах, женщины стали забывать о своей женственности, об изяществе походки и осанки. Да и мужчины очень скоро стали относиться к ним как к приятелям, которых запросто можно похлопать по плечу и которых вовсе не обязательно пропускать вперед, не говоря уже о том, чтобы уступить место в транспорте.

Одежда оказывает гораздо большее влияние на наше поведение, манеры и взаимоотношения с окружающими, чем это принято считать.

Вот и теперь, предложив “ретро” – стиль, мода предложила нам прекрасную возможность попытаться вернуть утерянную женственность. Девчонки, только что носившие джинсы, преображались на “глазах”, надев удлиненные юбки, классические костюмы, платья с женственными, романтическими отделками. Но этот стиль продержался всего полтора сезона. В 1980- м году в моду вошел “спортивный стиль. Уютная, свободная, практичная, лишенная какой – то бы не было манерности, одежда. О современных направлениях моды погорим с Вами позже, на следующих занятиях.

А сейчас, чтобы закрепить полученные сведения об известных художниках – модельерах, мы поиграем в “куклы”, любимое занятие девочек. Это будет II этапом нашей игры. (Приложение №4). Вам будут розданы картонные куклы с набором одежды (одинаковым для обеих команд). Оденем наших кукол в соответствии с выбранными по жребию знаменитыми кутюрье. Капитаны команд выберут задание:

  1. Костюм Габриель Шанель.
  2. Стиль манекенщицы Твигги от Мери Куант.

В комплектах одежды есть лишние предметы. Будьте внимательны. В конце работы поднимите сигнальные карточки. Игра оценивается по пятибалльной системе. Записать результаты в таблице – схеме игры.

Мода говорит на языке, который требует перевода. Это в равной степени относится и к тем вещам или явлениям, которые мода любила когда – то давно, и к тем, которые она только что ввела в оборот, сделала популярными. Ведь они очень часто нуждаются в пояснении и расшифровке: старые названия нередко оказываются забытыми, а новые – неизвестны многим.

Словарь моды обширен и подвижен. Но есть в нем ряд основополагающих в своем роде названий и понятий, наиболее употребляемых и распространенных. На наших занятиях мы будем знакомиться с некоторыми понятиями, это будет как некий итог разговора о моде, как “ключ” к нему и материалом для самостоятельных размышлений и поисков себя в моде.

III этап и заключительный этап нашего калейдоскопа - игры называется “Словарь моды”.(см. Приложение №5) Вам будут предложены некоторые термины и понятия. Надо не просто выбрать правильный ответ, но и по возможности показать на планшете соответствующую карточку.

  • за правильный ответ 1 балл (назвали, но не показали – 0,5 б)

В конце занятия подсчитать суммарное количество баллов и выявить команду – победителя, выставить оценки.

IV. Заключение.

Мы не ставим точку в конце нашего урока, т.к. не исчерпали, да и не могли исчерпать ту тему, которая называется “мода”. Явление это живое, постоянно меняющееся, и разбираться в нем каждый раз приходится заново. Что ж, очевидно, именно по этому мода так интересна нам всем.

Это увлекательная, но одновременно и достаточно серьезная игра, и если Вам удастся понять ее правила и закономерности, она доставит вам радость. На последующих занятиях мы будем изучать каноны красоты и развивать хороший вкус в одежде. На следующем занятии будем говорить о том, как мода пришла в Россию.

Домашнее задание. Подготовить информацию о современных российских модельерах.

Рекомендации к проведению урока.

  1. Урок рекомендуется проводить в 8 – 9 классах, так как учащиеся к этому времени имеют достаточный опыт для обсуждения данной темы.
  2. Этапы игры можно изменить, особенно в разделе “куклы” (дополнить различными видами изделий, взять других кутюрье).
  3. По ходу урока рассказ должен сопровождаться демонстрацией примеров из журналов мод, эскизов, иллюстраций.

Приложения.

  1. Схема игры.
  2. Карточки – лото. (2 вида)
  3. Кукла с образцами предметов одежды.
  4. Словарь моды.

Рекомендуемая литература.

  1. Л. Орлова “Азбука моды” М. “Просвещение”, 1988.
  2. Н.М. Аршавская “Мода, вкус, красота” М. “Профиздат”, 1991.
  3. Л.С. Жданова “Одежда новая и обновленная” Петрозаводск, 1993.
  4. Н.В. Ерзенкова “Искусство красиво одеваться” Рига, 1992.