1. Цели и задачи подготовки.
Физическая подготовка. Совершенствование скоростно-силовых качеств, быстроты, ловкости. Формирование осанки.
Техническая подготовка. Овладение основными техническими приёмами:
- техника игры: ведение, передачи, удары, остановка мяча различными способами; вбрасывание мяча; обманные движения; отбор мяча;
- техника игры вратаря: освоение основной стойки в воротах; ловля и отбивание мячей различными способами; ввод мяча в игру руками и ногой.
Тактическая подготовка. Овладение индивидуальными, групповыми и командными тактическими действиями.
Психологическая подготовка. Воспитание целеустремлённости и настойчивости. Формирование выдержки и самообладания, умения преодолевать трудности и утомление. Воспитание дисциплины, трудолюбия, умения соблюдать режим.
Теоретическая подготовка. Изучение технических приёмов, упрощённых правил игры. Решение простейших игровых ситуаций, наиболее часто встречающихся в играх. Разбор ошибок и удачных ходов после тренировочных, и базовых игр.
Самоподготовка. Закрепление и совершенствование технико-тактических приёмов, пройденных на уроках. Умение самостоятельно осуществлять физкультурно-оздоровительную, двигательную и спортивную деятельность.
2. Этапы подготовки.
Организационный. Этап продолжается в течение 10 уроков, на которых изучаются индивидуальные особенности детей. Даётся общее представление основных технических приёмов игры.
Изучение основ футбола. Этап включает 82 урока, предусматривающих разностороннюю физическую подготовку, изучение основных технических приёмов, индивидуальной, групповой и командной тактики.
Соревнования. Участие в школьных, районных и городских соревнованиях, желательно, не раньше чем, после первого года обучения.
3. Спортивно – технические показатели.
Физическая подготовка: бег на различные дистанции, с различных видов старта; прыжки в длину с места и с разбега; метание теннисных мячей в цель и мячей, весом 150 грамм, на дальность; подтягивание; отжимание.
Техническая подготовка: удар на дальность и точность, поочерёдно с обеих ног; вбрасывание мяча на дальность и точность; жонглирование мячом; преодоление контрольной полосы, включающей, ведение мяча – 10 м, обводку трёх стоек на 12-метровом отрезке с последующим ударом в цель, с расстояния 6-9 м.
4. Педагогический контроль. Этот контроль осуществляет преподаватель, сопоставляя индивидуальные спортивно – технические показатели, полученные в течение трёх этапов подготовки, в зависимости от возраста игроков. Анализ данных наблюдений позволяет учителю получить объективную характеристику освоения основ футбола юными футболистами.
5. Врачебный контроль. Он необходим для наблюдений за физическим развитием и состоянием здоровья футболистов. Преподаватель должен следить и требовать, чтобы дети, не реже двух раз в год, проходили медицинский осмотр у школьного врача и в спортивном диспансере, представляя соответствующие справки. В случае отклонений от нормы в состоянии здоровья, необходим более тщательный медицинский осмотр игрока и его временное отстранение от занятий. Наряду с этим, на каждом занятии, дети должны контролировать свои нагрузки (не менее трёх раз), подсчётом частоты сердечных сокращений в минуту, т.е. осуществлять самоконтроль.
6. Объяснительная записка. С введением 3-го часа физической культуры в школах появилось много проблем, связанных с местом, временем и организацией его проведения. Дополнительный урок физической культуры только тогда будет эффективным в совершенствовании и формировании динамического стереотипа ученика, когда он будет обязательным и находиться в расписании школы, при наличии дополнительных спортивных залов и оборудованных помещений. В другом случае, хорошим выходом из этой ситуации будет проведение уроков футбола. Во-первых, футбол доступен и для мальчиков, и для девочек; во-вторых, этим видом спорта можно круглый год заниматься на свежем воздухе, за исключением неблагоприятных погодных условий; и, в-третьих, занятия любительским футболом не требуют дорогой материальной базы.
Организация урока должна начинаться ещё до его начала. Она включает подготовку занимающимися необходимого инвентаря и оборудования, мест занятий, соблюдение установленного порядка в местах переодевания, своевременное построение в установленном месте. Такая предварительная подготовка создаёт среди игроков положительный, эмоциональный фон, настраивающий на интенсивные и плодотворные занятия. Урок имеет определённую последовательность и структуру. Он состоит из трёх частей: вводной, основной и заключительной. Вводная часть в основном решает задачу подготовки к сознательному и активному выполнению главных задач урока в психологическом и физиологическом плане. Психологическая подготовка заключается в сосредоточении внимания на решении основных задач урока с помощью физических упражнений и заданий на внимание. Физиологическая подготовка имеет целью достижение готовности организма футболистов к последующим более интенсивным и значительным нагрузкам и выполнению основных задач урока. Для этого используются разнообразные общеразвивающие и подготовительные упражнения. В данной части могут решаться и относительно самостоятельные задачи: обучение строевым упражнениям, формирование правильной осанки, развитие отдельных физических качеств. Физическая нагрузка вводной части не должна вызывать у занимающихся утомления до работы над основным материалом. Вводная часть начинается с построения, рапорта дежурного и постановки преподавателем задач на текущий урок. В основной части, в условиях оптимальной работы, решаются основные задачи урока. Упражнения на развитие физических качеств, планируются в такой последовательности: вначале – упражнения на проявление скоростно-силовых качеств, координации, ловкости; в конце – упражнения, развивающие силу и выносливость. Заключительная часть преследует цель достижения, перевода организма игроков, из состояния повышенной функциональной активности в относительно спокойное состояние. Средствами этого служат упражнения на дыхание, медленный бег, ходьба, упражнения на расслабление мышц, жонглирование мячом и т.д. Эффективность урока во многом определяется нагрузкой, полученной занимающимися от занятий физическими упражнениями. При этом определённое значение имеет плотность урока, которая делится на общую и моторную. Под общей плотностью понимается отношение времени, использованного на уроке педагогически эффективно, ко всей продолжительности урока. Общая плотность урока всегда должна быть близкой к 100 процентам, поэтому нужно исключать частые перестроения, длительные паузы между выполнением упражнений и поддерживать дисциплину. Моторная плотность – это отношение времени, затраченного непосредственно на выполнение двигательных действий, ко всему времени урока. На величину моторной плотности влияет выбор места занятий, количество и расположение инвентаря, выбор способов организации занятий, продолжительность объяснений материала и практического показа. В тренировочном процессе, физическая нагрузка должна увеличиваться постепенно, достигая максимума ко второй половине основной части урока и снижаясь к концу занятия. В целях правильного регулирования нагрузки на уроке следует широко использовать контроль за частотой сердечных сокращений. Сдвиги частоты пульса всегда индивидуальны и находятся в зависимости от уровня тренированности организма и других факторов. Условно принято считать нормальной частоту сердечных сокращений для школьников: до урока (80-90 ударов в минуту); в середине урока (150-170 ударов в минуту); после урока, спустя 10 минут (90-100 ударов в минуту). Возрастные особенности младших школьников требуют индивидуального подхода. Дети 8-10 лет имеют более низкий уровень развития наиболее важных для игровой деятельности психофизиологических функций, чем подростки. Дети обладают недостаточной точностью реакций на движущийся объект, допускают существенные ошибки, вызванные преждевременным или запаздывающим реагированием. Им нелегко освоить сложные технические приёмы, поэтому они должны это делать постепенно, с помощью доступных упражнений. Внимание детей младшего школьного возраста имеет свои особенности. Для обучающихся 8-10 лет характерно непроизвольное внимание, вызываемое новизной и необычностью средств обучения, резкой сменой характера упражнений, но они утрачивают его, сразу после выполнения упражнений. Чтобы привлечь их внимание вновь, преподавателю следует отдавать чёткие команды, менять интонацию и силу голоса, чаще менять сами упражнения, давая больше игровых заданий. При изучении технических и тактических приёмов обязательно применяют подводящие упражнения. В тренировке юных футболистов можно использовать облегчённые мячи уменьшенных размеров. Организация деятельности юных футболистов на уроке обеспечивается применением фронтального, поточного, сменного, группового, индивидуального способов организации занятий, а также с помощью круговой тренировки. Фронтальный способ наиболее часто используется в вводной и заключительной части, при выполнении несложных двигательных действий (общеразвивающие упражнения, передачи мяча в парах). В этом случае преподаватель имеет возможность контролировать действия всех занимающихся. Недостаток данного способа – невозможность осуществлять контроль за действиями каждого игрока. Поточный способ, при котором занимающиеся выполняют упражнение поочерёдно, применяется при необходимости обеспечения контроля за действиями каждого из них. Например, игроки, выстроившись в колонну по одному, поочерёдно выполняют удары по мячу внешней стороной стопы, (мяч накатывает преподаватель). При отсутствии необходимого количества инвентаря и оборудования или при ограниченной площади места проведения занятий, используется сменный способ. Суть его в том, что одно и то же задание поочерёдно выполняют несколько групп учащихся. Например, обучая ведению мяча ногами между стойками, преподаватель может разделить занимающихся на три группы по шесть человек. В то время как одна группа выполняет задание, вторая готовится к нему, а третья подмечает ошибки у выполняющих основное задание. Недостаток этого способа в небольшой общей и моторной плотности урока. Более эффективен групповой способ, при котором каждая группа выполняет определённое задание. Преподаватель должен осуществлять контроль за деятельностью всех групп и своевременно давать сигнал о смене мест занятий. В целях устранения недостатков и более глубокого изучения материала применяется способ индивидуальных занятий. Круговая тренировка проводится в основном для развития физических качеств, а также специальных умений и навыков занимающихся. Комплекс составляется с учётом обеспечения чередования преимущественной нагрузки на основные группы мышц (например, ноги – руки – спина – брюшной пресс, общее воздействие). Нагрузка на каждой станции строго регламентируется.
Физическая подготовка школьников должна предполагать их всестороннее развитие, укрепление органов и систем организма, развитие физических качеств и расширение функциональных возможностей. Различается общая и специальная физическая подготовка. Общая физическая подготовка должна быть направлена на укрепление здоровья занимающихся, их закаливание, развитие разносторонних физических способностей и повышение работоспособности организма. Специальная физическая подготовка основывается на базе общей, достаточно высокой физической подготовленности занимающихся и предполагает развитие таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость. Для этого используются специальные подготовительные упражнения, сходные по своей структуре с основными игровыми действиями, упражнения в технике и тактике игры, подвижные игры и двухсторонняя игра в футбол.
Сила – это способность преодолевать внешнее сопротивление за счёт мышечных усилий. В футболе требуется, прежде всего, динамическая, или взрывная, сила, которая проявляется в короткий отрезок времени. Например, во время удара по мячу, броска за мячом, ускорения, остановки, изменения направления движения.
Примерные упражнения на развитие силы:
- Приседания с гантелями, набивными мячами, мешочками с песком (3-5 кг), штангой (массой от 40 до 70 процентов к весу тела).
- Подскоки и прыжки после приседа на одной и обеих ногах.
- В положении лёжа на спине – сгибание ног в коленях, преодолевая сопротивление партнёра.
- Бег по песку, опилкам, в гору.
- Удары по футбольному мячу ногой и головой на дальность.
- Стоя в 1 м от стенки, наносить быстро удары по мячу, отскакивающему от неё (по 15-20 ударов каждой ногой).
- Вбрасывание футбольного и набивного мяча двумя руками из-за головы на дальность.
Упражнения для вратарей:
- Из упора, стоя у стены – одновременное и попеременное сгибание рук в лучезапястных суставах.
- То же, но отталкиваясь от стены ладонями и пальцами.
- В упоре лёжа – передвижение на руках вправо (влево), по кругу (носки ног на месте).
- Многократная ловля и броски футбольного и набивного мяча от груди двумя руками (особое внимание обращать на заключительное движение кистей и пальцев).
- Броски футбольного и набивного мяча одной рукой на дальность.
- Поочерёдная ловля мячей, направляемых двумя – тремя партнёрами с разных сторон.
Быстрота – способность выполнять двигательные действия с большой скоростью. В футболе, данное качество проявляется в скорости передвижения игроков, быстроте тактического мышления.
Примерные упражнения на развитие быстроты:
- Бег с остановками и изменениями направления.
- Бег прыжками.
- Бег с изменением скорости.
- Челночный бег.
- Бег боком и спиной вперёд.
- Ускорения с мячом на 25-30 м.
- Обводка препятствий на скорость.
- Рывки на 10-15 м к неподвижному или катящемуся мячу с последующим ударом в цель.
- Выполнение сочетаний технических приёмов на скорость.
Упражнения для вратарей:
- Из основной стойки вратаря – рывки на 5-15 м вперёд и в стороны.
- То же, но с последующей ловлей или отбиванием высоко летящих навстречу и с флангов мячей.
- Из положения приседа, широкого выпада, седа, лёжа – рывки на 2-3 м с последующей ловлей или отбиванием катящихся и летящих мячей.
- Ловля теннисных мячей, направляемых партнёрами в быстром темпе.
Ловкость – способность организма экономно, быстро и красиво выполнять двигательные действия в изменяющихся игровых условиях. Для развития ловкости следует использовать гимнастические и акробатические упражнения, которые впоследствии помогут координировать своё тело при падениях.
Примерные упражнения на развитие ловкости:
- Прыжки с разбега, толчком одной и двух ног с доставанием высоко подвешенного мяча головой, ногой, рукой (для вратарей).
- То же, выполняя в прыжке поворот на 90 – 180 градусов.
- Удержание мяча в воздухе, чередуя удары различными сторонами стопы, частями подъёма, бедром, головой.
- Держание мяча в воздухе вдвоём, втроём.
- Подвижные игры с футбольным мячом.
Гибкость – это высокая подвижность в суставах, способность хорошо расслаблять мышцы и выполнять двигательные действия с большой амплитудой. Для развития гибкости используются специальные упражнения на растягивание. Выполняют их, постепенно увеличивая амплитуду.
Примерные упражнения на развитие гибкости:
- Из различных исходных положений (руки вверх, в стороны, перед грудью, соединены за спиной) рывки и пружинистые движения назад, наклоны туловища вперёд и в стороны.
- Во время медленного бега, прыжки вверх, имитируя удар головой по мячу или с поворотом на 90-180 градусов.
Выносливость – способность организма продолжительное время в условиях специфической игровой деятельности выполнять физическую работу. Выносливость зависит от функциональных возможностей, рациональной техники и силы воли игроков. Различается общая и специальная выносливость. Общая выносливость – способность организма к длительному выполнению различных работ на уровне умеренной интенсивности. Специальная выносливость – способность организма к поддержанию заданного темпа в течение всей игры.
Примерные упражнения на развитие специальной выносливости:
- Комплексные задания: ведение мяча, обводка стоек, передачи мяча и удары по воротам, выполняемые в течение 1,5-8 мин.
- Игровые упражнения с мячом большой интенсивности.
- Двусторонние игры с расстояний, уменьшенным составом.
- Двусторонние игры с увеличением продолжительности времени.
Упражнения для вратарей:
- Непрерывная ловля и отбивание мяча в течение 5-12 минут при выполнении ударов в быстром темпе тремя – пятью игроками.
- То же, но с усилением ударов и с изменением расстояний.